Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

Учись без остановки: реалии, которые нам пора принять

В Техническом университете УГМК включили режим поиска и внедрения самых передовых методик обучения. Статусные топы и вчерашние школьники меняются местами и играют по-крупному.

Одной из наиболее обсуждаемых тем уходящего года стала проблема профессионального будущего человечества. Свою озабоченность вопросом о том, какие профессии вот-вот исчезнут, а какие, напротив, зародятся и сразу же окажутся в дефиците, высказывали все виды СМИ – от районных газет до общемировых именитых изданий вроде The Independent, где даже появилась специальная рубрика, посвященная профессиям будущего. С середины 2017 года на просторах интернета гуляли и активно комментировались два списка: в первом – умирающие профессии, во втором  – профессии перспективные, причем еще даже толком не существующие (скажем, дизайнер виртуальной среды обитания).

Аналитики Microsoft предполагают, что 65% тех, кто в данный момент учится в школе, займут должности, которых сейчас еще нет в природе. Этот прогноз в первую очередь связан с мощным развитием информационных технологий и искусственного интеллекта. Заметим, что запросы в поисковиках со словом «робототехника» выросли за последний год в разы. И, конечно, все эти обстоятельства не могли не взволновать агентов образовательных услуг. Преподаватели, учителя  – первые, кого касается нынешняя революция в сфере профориентации. Именно у педагогов ожидается самая серьезная и скорая сепарация: выживут те, кто знает, как и чему учить человека будущего. А сам по себе процесс обучения обещает стать вечным. Вот как об этом рассуждает профессор Лондонской школы бизнеса Эндрю Скотт:

«Нынешняя система образования исходит из продолжительности жизни в 70 лет. Знания, которые получают в двадцать лет, к шестидесяти уже никому не нужны. У нынешних  детей есть шанс дожить до 100 лет. Тогда работать можно и до 80 лет. Это делает актуальной необходимость пожизненного образования».

Таким образом, на обочине образовательной индустрии окажутся те, кто продолжает валять дурака и упорно делает вид, что прежняя – старая и далеко не добрая  – система обучения пережует нынешнее молодое поколение в покладистых исполнителей, имеющих, однако, богатый творческий потенциал и нестандартные идеи. Как и чему учить самого учителя? Поиск новых решений всколыхнул весь пласт образовательного бизнеса  – этим озабочены и государственные, и частные вузы, это тема скучных академических симпозиумов и живых дискуссий на школьных педсоветах, ярких споров профессиональных групп в социальных сетях и открытых писем в Минобрнауки «настоящих буйных» представителей педагогической общественности. Не остались в стороне и корпоративные образовательные центры. О том, что нового произошло в подходах к обучению на площадке Технического университета УГМК, рассказывает заместитель директора по высшему образованию этого вуза Светлана Федорова.

Особенность нашего университета в том, что мы одновременно обучаем в своих стенах и уже состоявшихся в профессии специалистов, и вчерашних школьников. Иначе говоря, у нас есть мощная система дополнительного профессионального образования и сравнительно молодая, но уже вполне сформировавшаяся высшая школа. В 2017 году мы провели интересный эксперимент сразу по обоим направлениям. Расскажу детально.

В середине года мы погрузили в систему обучения по методу Георгия Щедровицкого магистерский курс, на котором обучаются 28 менеджеров-энергетиков высшего и среднего звена, работающие на предприятиях УГМК. Сам по себе метод не нов, он активно применяется в управленческой деятельности крупных корпораций вроде Росатома, также его используют некоторые курсы бизнес-образования, коучи. Однако в системе российского высшего образования и комплексной профессиональной переподготовки с длительным периодом обучения все еще правит бал классическая метода вещающего педагога и внимающего ему ученика. Технология обучающей деловой игры, которую мы применили, позволила магистрантам-практикам вырваться из привычного плена текущей действительности, шире взглянуть на контекст личных научных поисков, самостоятельно встроить темы своих работ в общемировую энергетическую проблематику.

Игровой формат перепахал магистрантов. Этих статусных людей было не узнать! За три  дня напряженных мозговых штурмов, бесконечных обсуждений и пытливых дискуссий наши уважаемые магистранты полностью преобразились. Надеюсь, что безвозвратно… Учебный материал стал органичной частью нового мышления, люди начали по-новому воспринимать отраслевые нюансы, лучше понимать обстоятельства. Немаловажен и критический взгляд на себя и свои научные работы: где-то выявилось несоответствие темы и цели исследования, кому-то пришлось совершенствовать проблему понятийного аппарата, практически всем пошел на пользу тренинг по мастерству публичных выступлений. Все это, уверена, неизбежно отразиться на качестве магистерских диссертаций, защита которых состоится в 2018 году.

Особое значение работам придает тот факт, что все 28 проектов непосредственно связаны с действующими производствами УГМК и ставят своей главной целью получение экономического эффекта. Результаты научного поиска, расчеты и выводы с нетерпением ждут не только преподаватели ТУ, но и топ-менеджеры технической и энергетической служб УГМК, директора предприятий. Новизна восприятия привычных проблем, интеллектуальная встряска, которую получают руководители действующих производств в стенах УГМК, дает уверенность в перспективе развития компании, соответствии ее требованиям времени. Потому что на фоне мощного развития информационных технологий, робототехники, особый спрос возникает на «чисто человеческие» навыки: гибкость мышления, производство неординарных идей, нестандартную аналитику.

«Смелое нестандартное мышление студента способно сформироваться там, где преподаватель сам лишен страха...». 

Этим же педагогическим посылом руководствовался ТУ УГМК и в эксперименте со студентами-очниками. Группу вчерашних школьников мы отправили на обсуждение проблем регионального энергетического рынка, в котором приняли участие топ-менеджеры отрасли. Это был формат молодежного энергофорума, но с очень представительными экспертами. За круглый стол с боссами от энергетики мы и «подсадили» своих студентов. Ребята могли делать все, кроме одного – безучастно кивать и поддакивать выступающим топам. Я лично не сомневалась в их активности и не прогадала: студенты на равных влились в дискуссии форума – обсуждали, спорили, убеждали, но и – мотали на ус. Вернулись окрыленные, с массой идей и проектов. Особым интересом они воспылали к теме альтернативной энергетики, строительству подземных атомных станций. Удалось бы добиться того же в академической тиши аудиторий? Вряд ли.

О чем я думаю под конец этого экспериментального для ТУ УГМК года? О том, что смелое нестандартное мышление студента способно сформироваться там, где преподаватель сам лишен страха быть наказанным за новизну и инициативу. Что современным миром эффективно управляет не иерархия, но воодушевление и задор. Наконец, что сама по себе система образования не менее абстрактная сущность, чем электрический ток, но результат у нее должен быть вполне конкретный: умный, энергичный, свободный человек, устремленный в будущее.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.