Подписаться
Курс ЦБ на 18.04
94,32
100,27

«Такие знания в депрессивных регионах опасны». Что не так с бизнес-образованием в России

«Такие знания в депрессивных регионах опасны». Что не так с бизнес-образованием в России
Иллюстрация: pixabay.com

Россияне хотят учиться бизнесу быстро и просто, курсы длительностью больше 100 часов выбирают единицы. При этом заинтересованность в таких знаниях напрямую зависит от количества проблем в регионе.

В депрессивных регионах России программы предпринимательского образования только ухудшают ситуацию: чем больше население обучается бизнесу, тем хуже он развивается. Почему так происходит, выяснили исследователи ВШЭ, МГУ и Российской ассоциации статистиков.

Эксперты взяли данные Росстата и Минобразования с 2013 по 2016 год, по предпринимательским образованием понимались очные и заочные программы, дающие знания для создания своего дела и управления им, это дополнительное профессиональное образование (ДПО), получаемого в целях переподготовки и повышения квалификации.

Оказалось, что вовлеченность россиян в ДПО аномально низкая, дополнительное профобразование осваивают менее 1,7 млн человек в год, при этом больше 800 тысяч из них — слушатели бизнес-программ, часто заочных.

Популярнее всего (примерно 71% аудитории) короткие модули до 100 учебных часов, около 22% предпочитают занятия в диапазоне 100–500 часов. Наименее распространенная форма ДПО — стажировка, ее проходят до 1% обучающихся.

Регион региону рознь

Уровень вовлеченности заметно различается по субъектам РФ. Исследователи разделили регионы на три группы в зависимости от благосостояния, инновационной деятельности и социально-демографических характеристик:

1‑я группа — благополучные регионы (Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа, Тюменская, Московская области, Москва, Санкт-Петербург);

2‑я группа — территории с преобладанием социальных проблем (35 регионов);

3‑я группа — территории с преобладанием инвестиционных проблем (42 региона).

Самый высокий интерес к предпринимательскому образованию в регионах с инвестиционными проблемами. Например, в Тыве на 10 тысяч экономически активного населения приходится почти 150 обучающихся очно и свыше 280 — заочно, в Томской области — 90 и 175, в Еврейской АО — 70 и 135 чел., соответственно. Среди благополучных территорий лидируют Москва (80 и 130) и Санкт-Петербург (55 и 100).

Наименьшие показатели во 2-м кластере, меньше всего учатся бизнесу в Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Брянской области.

Между тем, пишут эксперты, бизнес-образование стимулирует развитие малого бизнеса в регионах, но отличается интервал отдачи: для инновационного предпринимательства это 5–6 лет, для рутинного — 2–3 года. Чем меньше размер компаний, тем отдача  от получения ДПО выше, заметнее всего она в сфере ИП.

По-видимому, ослабление взаимосвязи отражает сравнительно низкую заинтересованность среднего предприятия в отдельных работниках (проще нанять уже обученного человека, чем обучать собственный персонал), — комментируют авторы исследования.

Быстро и результативно

Сильнее сказываются на активности компаний и популярнее среди потребителей образовательных услуг короткие курсы от 72 до 100 часов. Они ориентированы на практику и чаще выбираются теми, кто уже находится в процессе обдумывания и создания бизнеса.

Роль программ от 500 до 1000 часов (программы лидерства) значительно меньшая. Однако именно они, при условии охвата безработных по направлению службы занятости, наиболее стимулируют к развитию индивидуального предпринимательства.

С учетом специфики

Оказалось, что развивать образовательную бизнес-программу в России нужно с учетом специфики регионов.

В благополучных субъектах РФ (1-я группа) бизнес-образование активизирует предпринимательство, а в депрессивных (2 и 3-я группы) тормозит: ускоряет инновационный микробизнес, но препятствует развитию индивидуального предпринимательства и рутинных предприятий.

Это происходит из-за оттока кадров: получив образование, люди либо уезжают в перспективные регионы, либо уходят на работу со стабильным высоким доходом, например на госслужбу.

Исследователи делают вывод, что в депрессивных регионах стимулировать предпринимательство нужно не при помощи образовательных программ, а путем пропаганды историй успеха, могут помочь и студенческие конкурсы бизнес-планов с последующим обучением, предоставлением грантов и других видов поддержки.

Теги: бизнес, стартап, свое дело, качество жизни

Самое читаемое
  • В Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкоматВ Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкомат
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%
  • Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.