Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

Уральский грузовой экспресс — новые технологии контейнерных перевозок

Интерес грузоотправителей к контейнерному варианту перевозок был отмечен еще в прошлом году, когда на Свердловской железной до- роге был открыт первый терминал по обработке 40-футовы

В последнее время Екатеринбург стал мощным транспортным узлом и вторым после Москвы накопительным центром на пути товаров из Европы на Восток. При достаточно высоком уровне деловой активности в регионе отмечается растущая потребность коммерческих фирм в эффективной доставке грузов к рынкам сбыта. Основной проблемой торговых компаний всегда было сокращение сроков грузоперевозок (как известно, время доставки товара напрямую связано с оборотом средств и, соответственно, ростом доходов продавца). Поэтому главными требованиями к организации перевозок как на международных, так и на внутрироссийских линиях были и остаются: высокая скорость доставки и максимальный сервис. До недавнего времени эта задача решалась за счет перевозок автомобильным транспортом, обладающим несомненными преимуществами в скорости. Однако в течение последних нескольких месяцев на уральском транспортном рынке произошли существенные перемены: часть грузопотока переориентируется на контейнерные перевозки, конкурентоспособность которых значительно возросла.

Интерес грузоотправителей к контейнерному варианту перевозок был
отмечен еще в прошлом году, когда на Свердловской железной до-
роге был открыт первый терминал по обработке 40-футовых контей-
неров. Вопросы развития контейнерной сети Урала обсуждались в правительстве области в ходе визита в Екатеринбург делегации Немецких железных дорог и экспертов ведущей экспедиторской фирмы Германии “Трансфрахт”. Активизировались на местном рынке иностранные и московские экспедиторские компании. Эти и другие события подготовили почву для создания специализированной фирмы для развития сервиса в контейнерных перевозках — ЗАО “Урал-Контейнер”. Новая компания будет участвовать в управлении работой контейнерных терминалов на Свердловской ж/дороге, возглавит работу по организации ускоренных поездов на направлениях Европа — Урал, Москва — Екатеринбург, Урал — Дальний Восток, возьмет на себя функции оператора по управлению собственным контейнерным парком, выступит генеральным экспедитором для клиентов железной дороги в области контейнерных перевозок. Примечательно, что для решения общих задач объединили усилия ведущие экспедиторские компании Урала. Так, среди учредителей ЗАО “Урал-контейнер” : Свердловская железная дорога (имеет 8 контейнерных терминалов для работы с 20-футовыми контейнерами и 3 терминала, способных принимать 40’ контейнеры); ГУП Желдорэкспедиция (официальный экспедитор Свердловской железной дороги, таможенный декларант, имеет собственный терминал на ст. Свердловск -Товарный для работы с 40’ контейнерами, является агентом компании “Транс Сибирский Экспресс Сервис” по обслуживанию контейнерных перевозок американской компании SEA LAND); АОЗТ “Уральская транспортная компания” (экспедиторское предприятие при Уральской государственной академии путей сообщения, является официальным агентом на Урале фирм “Трансфрахт” и “Транс Сибирский Экспресс Сервис”, представителем крупнейшей московской компании в области внутренних контейнерных перевозок “ЗАО СТИМ”; ЗАО“ТРАНСВЭБ” (специализируется в области информационных технологий, связанных с обеспечением перевозочного процесса и учетом собственного подвижного состава).

Конкуренция с автотранспортом

В последние годы заметно возросла конкуренция между автомобильным и железнодорожным транспортом. Железнодорожники практически добровольно передали “автомобилистам” грузопотоки на направлениях Москва-Урал и Европа-Урал. Если в советское время железнодорожный транспорт перевозил до 95% грузов на указанных направлениях, то теперь его доля составляет не более 60%. Такому положению дел способствовало усложненное планирование перевозок, необходимость оплачивать перевозки в Москве, большие и непрогнозируемые сроки доставки груза, отсутствие надлежащего сервиса при работе с клиентурой на железной дороге. Для создания реальной конкуренции на железнодорожном транспорте необходимо решить три основные задачи: уменьшить сроки доставки грузов, разработать технологию смешанной (железнодорожно-автомобильной) доставки грузов по схеме “от двери до двери” и создать необходимый сервис для клиентов. И определенные шаги в этом направлении уже сделаны.

Основной контейнерный поток, как показывает опыт, идет в Екатеринбург из Москвы и Санкт-Петербурга. По приказу МПС РФ с 20 января открыто регулярное движение грузового ускоренного поезда №1264 по маршруту ст. Москва-Тов.-Павелецкая — ст. Свердловск-Сортировочный по принципу “от двери до двери”. В состав поезда включаются контейнеры на платформах, крытые вагоны, рефрижераторные секции. Время в пути – 49 часов, стоимость доставки 20’ контейнера в обычном режиме — 6200 руб. Охрана грузов выполняется ВОХР МПС РФ, генеральный оператор поезда – “Урал-Контейнер”, оператор в Москве – компания “СТИМ”. Для обеспечения перевозок грузов в поезде фирме “Урал-Контейнер” передано в оперативное управление 400 новых 24-тонных контейнера. Для клиентов предусмотрены следующая технология и сервис: подача контейнера на склад отправителя в Москве гарантируется в срочном режиме в течение 8 ч. или в нормальном — 12-18 ч. с момента подачи заявки, контейнер экспедирует водитель-экспедитор, он же выдает расписку о приеме контейнера к перевозке; отправить груз из Москвы в составе ускоренного поезда можно в день погрузки, за исключением воскресенья, понедельника, на склад получателя в Екатеринбурге контейнер доставляется в день прибытия контейнера на ст. Свердловск-Товарный. Полное время в пути — 4 суток.

Если Вы планируете переправлять грузы в вагонах, перевозки в фирменном ускоренном поезде также эффективны: вагоны предоставляются для погрузки на ст. Москва-Товарная-Павелецкая в нормальном режиме в течение 18 ч. с момента подачи заявки или в другое заявленное время, отправление — в день погрузки, автоперевозку по Москве выполняет отправитель или “Урал-Контейнер” (примерная стоимость перевозки 20 т груза — 140-160 руб./автом./час), полное время в пути также составляет 4 суток, стоимость доставки одного вагона (120 куб.м, 65 т) для наиболее “ходовых” грузов II класса — 15500 руб./вагон.

В составе этого поезда могут перевозиться грузы назначением на другие станции Свердловской и Южно-Уральской ж.д. Сейчас открыты терминалы в Нижнем Тагиле, Тюмени, Сургуте, Нижневартовске, Ноябрьске, Челябинске, Кургане и других городах.

Экономический эффект перевозок в составе ускоренного поезда можно легко просчитать, сравнив “контейнерный” и “автомобильный” варианты доставки. Перевозка грузов в автомобилях на маршруте Москва-Екатеринбург стоит около 15500 руб., с учетом охраны или страховки она возрастает до 18 тыс. руб. При перевозке тяжелых грузов (20 т) в контейнерах достигается экономический эффект около 450 руб./т. При условиях равного времени доставки (4 суток) это должно послужить серьезным стимулом для грузоотправителей. При перевозке объемных грузов выгоднее вариант перевозки грузов в вагонах. Здесь экономический эффект составляет 75 руб./куб. м.

Уже в апреле планируется дополнить состав поезда вагонами для перевозки сборных грузов. Это будет первым шагом конкуренции с почтово-багажными перевозками (в т. ч. на урало-московской трассе), которые выполняет Министерство связи РФ. “Урал-Контейнер” начал также работы по организации стыковки “уральского экспресса” с существующими скоростными поездами: Хельсинки-Москва, Берлин-Москва, Калининград-Москва, Рига-Москва, Будапешт-Москва, Новороссийск-Москва. Это позволит сократить время доставки контейнеров из европейских стран на Урал до 10-12 суток. Для сравнения: стоимость автоперевозки груза из Берлина в Екатеринбург составляет DМ 12-14 тыс., перевозка контейнером — DМ 5,2 тыс.

Переориентация экспортных потоков

Основной “контейнеропригодный” экспортный груз на Урале — цветные металлы, которые вывозятся в Европу (около 700 тыс. т/год). Как правило, пункт назначения таких грузов — порт на Балтике Роттердам. В настоящее время основные объемы перевозятся по следующей схеме: грузы в вагонах доставляются до порта на Балтийском море, перегружаются в контейнеры или навалом на палубе доставляются до Роттердама. При такой технологии перевозок на Октябрьской железной дороге создается двойной резерв порожних вагонов и контейнеров: крытые вагоны из-под цветного металла отправляются порожняком на Урал под следующую погрузку, а для вывоза прибывающих в порты импортных грузов в иностранных контейнерах завозятся порожняком контейнеры МПС. Это вызывает пробки на припортовых станциях, замедляет работу портов. При переориентации цветных металлов на контейнеры будут достигнуты следующие цели: груз без перетарки может быть доставлен до Европы, импортные грузы из Европы без перетарки доедут до Урала.

Ценовой расклад выглядит так: по существующему варианту доставка до порта в вагоне обходится около $ 32/т, перетарка в порту — $ 10-12/т, доставка до европейского порта — $ 16-18 /т, выгрузка в порту — $ 10/т. Всего получается $ 70/т. При перевозке в контейнере ставка через порты Санкт-Петербург, Рига, Таллинн составляет — $ 1300 за 20’ контейнер, или $ 65/т. Как видим, варианты сопоставимы по цене, а по надежности доставки контейнерный вариант выглядит более привлекательно. Кроме того, европейские экспедиторские фирмы значительно упрощают систему расчетов за груз.

“Урал-Контейнер” планирует использовать для перевозок грузов на экспорт парк иностранных контейнеров, который прибывает на Урал с импортным грузом (порядка 300-500 конт./мес.), а также запустить в работу собственные контейнеры. Для этих целей МПС РФ до конца года планирует передать на Свердловскую дорогу 1000 двадцатифутовых и 3000 сорокафутовых контейнеров.

Ноу-хау на рынке

контейнерных перевозок

В Екатеринбурге работают и открываются склады крупных компаний, которые принимают грузы из Москвы, Европы и распределяют их агентам в Сибири и на Дальнем Востоке. Эффективное использование контейнерного парка (собственного и импортного) позволит досылать на восток порожние контейнеры, необходимые для организации импортных перевозок из США, Китая, Кореи на Урал.

Новшеством можно считать начавшееся в прошлом году внедрение ускоренных поездов по маршрутам Москва – Екатеринбург, Омск, Новосибирск, Красноярск, Иркутск. Сейчас в каждый из названных пунктов отправляется по 2 поезда в не

делю. “Урал-Контейнер” разрабатывает и реализует технологию прицепок грузов к этим поездам в Екатеринбурге, что позволит существенно уменьшить сроки доставки грузов на восток (в среднем на 3-5 дней).

Стоит отметить, что в нашем регионе нет на сегодня достаточного парка автомобилей для организации перевозок 40’ контейнеров. В этой связи уральские экспедиторы планируют привлечь перевозчиков из других регионов страны, а также приобрести автомобили по лизингу в Европе.

Еще один немаловажный момент: уральские автомобильные компании не имеют лицензий таможенных перевозчиков, дающих право перевозить нерастаможенные товары без специального сопровождения службами ГТК. В то же время московские компании теряют работу по таким грузам в связи с переориентацией грузопотоков в глубь страны. Вполне возможно привлечение последних для вывоза контейнеров с терминалов и доставки их до СВХ в пункты, где нет оборудования для приемки контейнеров.

До недавнего времени серьезным фактором, сдерживающим внедрение контейнерных перевозок в масштабах региона, было недостаточное количество контейнерных терминалов. Система таких терминалов, построенная еще в советское время, была ориентирована на переработку 3-5-тонных контейнеров. До сих пор лишь немногие станции способны принимать и обрабатывать 20’ и 40’ контейнеры. На Свердловской ж/д открыты для работы с 20’ контейнерами 8 терминалов (в г.г. Пермь, Березники, Екатеринбург, Нижний Тагил, Тюмень, Сургут, Нижневартовск, Ноябрьск). Порядка 10 терминалов оборудованы на подъездных путях клиентов, 3 терминала способны принимать 40’ контейнеры. Для сравнения, на территории Германии работают около 90 терминалов, способных работать с любыми типами контейнеров.

Таким образом, одной из насущных задач становится реконструкция существующих терминалов. Станция Свердловск-Товарный, например, способна единовременно принять 50 контейнеров и обеспечить хранение не более 200, а это лишь половина от потребности. При запуске же ускоренных поездов резервы терминалов должны быть еще больше. При реконструкции целесообразно оборудовать станции автопогрузчиками, способными работать с большегрузными контейнерами. Стоимость реконструкции среднего терминала может вылиться в сумму около $ 2,5-3 млн, окупаемость проектов — 3-5 лет. МПС РФ не финансирует подобные работы, поэтому для переоборудования придется привлекать частные инвестиции. Как вариант может рассматриваться возможность создания контейнерных терминалов на свободных мощностях предприятий ВПК, где простаивают цеха, а заводы платят налог на бездействующее имущество.

Организация грузоперевозок — на первый взгляд, чисто технический процесс — на самом деле существенно влияет на экономику не только конкретного предприятия, но и региона в целом, затрагивает интересы производителей, поставщиков и конечных потребителей продукции. Поэтому поиск оптимального варианта доставки товаров, политика и стратегия перевозок в определенной мере способны управлять ситуацией на рынках. В мировой практике контейнерные перевозки считаются наиболее прогрессивными. Очевидно, пришло время уральским фирмам и предприятиям уходить от сложившегося “провинциального синдрома”. Железнодорожники сделали свой выбор, очередь — за грузовладельцами.

“Урал-контейнер”: 58-30-22

Уральская транспортная компания: 45-35-39, 58-55-74.

Новости

экспедиторского рынка

С развитием регионального транспортного рынка на уральских просторах активизируются зарубежные экспедиторы. К действующим в Екатеринбурге представительствам американской компании Sea-land и немецкой M&M прибавился еще один “иноземец” — уральский филиал международной транспортной компании ITS Japan LTD.

Головная фирма (год основания — 1990-й) дислоцируется в Токио, специализируясь на международных воздушных, морских, авто- и ж/д перевозках, предоставлении форвардинговых услуг, имеет собственный контейнерный парк на 2000 ед., складские сооружения, разветвленную сеть представительств в Европе, Америке, Юго-Восточной Азии. Услугами компании пользуются такие солидные клиенты, как Sony Corporation, Toyota Tsusho Corp., General-Electric Medical System, Matsushita Electric Industrial Corp. и др. ITS Japan занимает высшую строчку в рейтинге японских транспортных корпораций по работе со странами СНГ: ежегодно только из России в Страну Восходящего Солнца через систему ITS перевозится более 3,5 т грузов/мес., компания удерживает порядка 60% рынка экспортно-импортных перевозок из России в Японию, на сегодняшний день уже открыто 18 офисов компании на территории стран СНГ, действует контейнерный терминал и складские мощности в Москве.

Екатеринбургский офис ITS Japan, по словам его директора Андрея Ганаева, создан для обслуживания транспортных интересов крупных индустриальных предприятий Урала, за полгода отработаны экспортно-импортные контракты с такими заказчиками, как “Запсибгазпром”, УЭМЗ, пермский завод “Марион”, “Фарм-Союз”, региональные представительства Sony и Panasonic и др. Задействованы схемы транзита грузов через порт Восточный или С.-Петербург — и далее по миру. По опыту перевозок, наиболее ходовыми экспортными маршрутами из Екатеринбурга становятся США (алюминий), Западная и Северная Европа (ферросплавы), Вьетнам (оборудование), популярен импорт автомобилей, продуктов питания, ТНП из Финляндии, Японии и азиатских стран.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.