Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

В Екатеринбурге возможны частные вложения в метро

Ответ на вопрос, для чего Екатеринбургу нужна выставка ЭКСПО-2020, для меня очевиден: это катализатор, который позволит достичь целей, заложенных в Стратегическом плане развития, в более сжатые сроки.

И за счет привлечения инвестиций в экономику города, и за счет мероприятий ЭКСПО и его наследия.

Сама заявка на проведение мероприятия уровня ЭКСПО выводит Екатеринбург на качественно иной уровень. Однако и требования, предъявляемые к нему, будут повышены. Но критично взглянуть на город, который рискнул заявиться на мероприятие такого масштаба, просто. Нелегко перевести эту критику в конструктивное русло и сформировать меры, которые позволят соответствовать повышенным требованиям к качеству жизни в городе и к каждому работающему здесь производителю.

Чтобы соответствовать, Екатеринбургу необходимы не только организационные меры. Нужно на порядок увеличить инвестиции в инфраструктуру и расширить список основных направлений вложений. Отмечу проблему: несмотря на понятные потребности, обозначенные в стратегических проектах, сохраняется четкое разделение на бюджетные и коммерческие инвестиции. Сферы вложения также достаточно четко делятся, как и доходность, и средние сроки окупаемости. Обеспечить благоприятный инвестиционный климат в одном отдельно взятом городе невозможно. Все определено существующей законодательной базой. И если лазейки в виде особых экономических зон и налоговых льгот федерального и регионального уровней отсутствуют, то явных преимуществ предоставить инвестору невозможно.

В последние 20 лет значительных вложений в инфраструктуру, за исключением метрополитена и проектов комплексной жилой застройки, в Екатеринбурге не было. Объективно город с трудом выдерживает 1,5 млн жителей и маятниковую миграцию, которую мы ежедневно видим. Естественно, если мы хотим развиваться до 2,5-3 млн населения и становиться третьим федеральным городом, нам эти инвестиции необходимы.

Такая ситуация была характерна в 1990-е и 2000-е гг. для большинства крупных городов страны. Пожалуй, только Москва имела возможность качественно развивать инфраструктуру. Но в последние годы бюджетные инвестиции в таких городах, как Казань, Ростов-на-Дону и Новосибирск, значительно превышают средний уровень. Главным образом — за счет поступлений из регионального и федерального бюджетов. Екатеринбург же — лидер коммерческих инвестиций, но по общему объему бюджетных вливаний он значительно проигрывает той же Казани.

Сегодня важно, чтобы деньги шли в те отрасли, которые позволят развивать социальную, транспортную, инженерную инфраструктуру, формировать новые высокоэффективные и высокотехнологичные, но экологически приемлемые производства. Это совершенно точно не металлургия, тяжелая, химическая промышленность и т. д. Очень интересны были бы инвестиции в такие сферы, как здравоохранение, малая энергетика, транспорт и т. д. На первый взгляд это фантастично, но если считать нормальными сроки окупаемости коммерческих инвестиций более 10 лет, то частные вложения возможны даже в развитие метрополитена.

Вот пример возможного частно-государственного инвестирования — стратегический проект «Дом для автомобиля». Несовершенство закона привело к тому, что обочины дорог, газоны и дворы заставлены автотранс¬портом. Ясно, что если мы освободим дороги от беспорядочно припаркованного транспорта, то увеличим пропускную способность улично-дорожной сети. Пока же внешний вид города и качество жизни также оставляют желать лучшего. Эти вопросы нам придется решать. Строительство множества паркингов, особенно в центре, требует привлечения денег на самых разных условиях. Потребность в местах постоянного и временного хранения формирует объем инвестиций порядка 270 млрд руб. Сегодня этот рынок может быть окупаем.

Одна из главных наших целей — создать условия для того, чтобы бизнес — как российский, так и зарубежный — комфортно чувствовал себя в Екатеринбурге. На это уйдут годы, но качественное развитие города напрямую от этого зависит. Мероприятия, подготовленные в рамках ЭКСПО, могут обозначить четкие ориентиры такого развития.

Колонка написана на основе выступления на бизнес-форуме «Будущее города. Зачем бизнесу ЭКСПО-2020» 17 мая 2012 г.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.