Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

«Вчерашние студенты, ничего не умея, с порога хотят 150 к. Ну а чего, инвесторы заплатят»

«Подход к разработке IT-продуктов все чаще сводится к швырянию в задачу деньгами, точнее, нанятыми на них людьми. В итоге получается спираль демотивации: они не чувствуют, что делают что-то ценное».

Руководитель веб-разработки компании «СТРИЖ Телематика» Сергей Аксенов опубликовал в своем Facebook пост о том, как технологические компании все чаще нанимают для разработки продуктов избыточное число специалистов, которые в итоге мало загружены. Такой подход фактически демотивирует людей, так как не ощущают, что делают что-то ценное, отмечает он. DK.RU публикует пост с согласия автора.  
 
— В 2006 году, когда мы продавали Film.Ru, сделка чуть было не сорвалась. Мне позвонила офис-менеджер издательского дома, который нас покупал, и начала подробно выяснять, сколько рабочих мест нам надо, как их расположить и т.д. Через два часа (а на дворе была суббота!) сооснователю, отвечавшему за юридическое оформление, позвонил один из топов с той стороны и на повышенных тонах начал угрожать отменой сделки в связи с невыполнением ключевых обязательств.
 
У нас уже охлаждалось шампанское, поэтому мы слегка офигели от такого поворота событий. В итоге выяснять подробности на линию был призван я.
— У нас чёрным по белому написано, что вместе с компанией к нам переходит на работу команда!
— Да, совершенно верно.
— Тогда почему вы не выполняете это условие?
— Как это не выполняем?
— Мне звонила N, она сказала, что вам выделили одну комнату.
— Да всё верно, нас пять человек штатных сотрудников, авторы все на удалёнке.
В трубке повисла пауза.
 
В тот момент я подумал, что на том конце просто что-то перепутали, теперь свою ошибку осознали и инцидент исчерпан. Однако когда мы в понедельник приехали в новый офис и стали знакомиться с новыми соседями, выяснилось, что только редакторской/контентной работой в разделе «Кино», который был близок по сути к Фильму.Ру, у наших покупателей занимались 4 человека. Также к ним были приставлены два программиста, полтора верстальщика (сейчас сказали бы «фронтендера») и половина дизайнера. 
То есть людей в отделе, выполнявшем в более крупном издательском доме аналогичные нашим функции, было почти вдвое больше, чем у нас во всём стартапе.
История эта мне вспомнилась в связи с рассказом о жизни в московском офисе международной технологической компании, куда недавно устроился боец из моей предыдущей команды.
 
— Каждый день у нас какие-нибудь ништяки! Вчера привозили мороженое, не в заводской упаковке, а прямо в ванночках. Бери рожок и лопай! На прошлой неделе чуви отмечал день рождения, ну он точно так проставиться не мог: какие-то мега-пельмени с разными начинками, тележку прикатили прямо на этаж. Ну что по пятницам мы все бухаем — ты уже знаешь.
— Слушай, а что ты там делаешь вообще?
— Ну у нас есть такой микросервис, им пользуются другие микросервисы, короче он старый, писал его какой-то парень, который давно ушел, работает он неоптимально... В общем я его рефакторю и документирую понемногу. Прихожу в офис к часу дня, никто за этим не следит... Кстати, а поехали на выхи в Прагу? Возьмём понедельник ещё, пива попьём!
 
Парнишка при этом имеет оклад >>200к net, и таких, как он, там три этажа в очень дорогом офисном центре. Не знаю, сколько и как зарабатывает эта компания, говорят, что деньги инвесторские. В одном я уверен точно: полезный выхлоп на человека в этом коллективе ещё меньше, чем в том издательском доме. Что боец мой работает в лучшем случае в треть своей силы — у него прямо на лице написано.
Рассказы о вчерашних студентах, которые, ничего не умея, с порога хотят 150к — уже общее место в индустрии. Ну а чего, инвесторы заплатят, и у HR с KPI всё хорошо.
Это, кстати, может быть одним из объяснений сложившейся ситуации: хорошо помню, как однажды мне руководство попыталось поставить дедлайн по найму людей. Хорошо, что я тогда не прогнулся. На память также приходит история с Фейсбуком и его приложением для Андроида, над которым в какой-то момент работало 50 человек. 50, Карл! Качество было соответствующим, кто на Андроиде — помнят этот период чуть меньше года назад.
 
Когда на этом фоне я слышу от техдира другой крупной IT-компании, что по его оценке на такой-то второстепенный проект потребуется нанять дополнительно 50 человек (та же цифра, интересно), я уже начинаю чувствовать себя героем анекдота про директора японского автомобильного завода: «Всю ночь не спал, думал, чем у тебя сто сорок седьмой работник занимается». Причём сомневаться в оценке нет причин, но чёрт побери, в Яндексе 10 лет назад работало около 50 разработчиков, и они делали Поиск, Маркет, Почту, Директ, Деньги и ещё с десяток сервисов калибром поменьше. И мы уже не были стартапом, более того, мы уже были прибыльны.
(UPD: подискутировали и выяснилось, что 50 — это оценка сверху для создания самостоятельного продукта мирового класса и масштаба, но тем не менее)
Возникает такое чувство, что сегодня подход к разработке IT-продуктов всё чаще сводится к швырянию в задачу деньгами (точнее, нанятыми на них людьми), пока она сама как-нибудь не решится.
Квалификация, качество — как прилипнет, так и прилипнет. Всё равно через два-три года всё переписывать. И мне кажется, что в результате получается нисходящая спираль демотивации: люди не чувствуют, что делают что-то ценное, не ощущают свою работу как творческую. Единственной ценностью работы в компании остаются «плюшки»: бесплатная еда, игры, социальные активности и т.п., что, в свою очередь, ещё больше снижает продуктивность.
Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.