Подписаться
Курс ЦБ на 28.04
91,77
98,02

VIP- туризм

Аббревиатура VIP встречается сегодня повсеместно. То предлагают посетить VIP-сауну, то открывают VIP-клуб, то обещают устроить VIP-отдых, в том числе и за границей. Означают эти три латинские буквы

Куда только ни предлагают сегодня отправиться российские туристические фирмы, но массовые маршруты начинают приедаться. Хочется чего-то необычного. Состоятельные граждане все чаще предпочитают отдыхать индивидуально. По мнению московской компании «Люкс-тур», проживание в номерах стоимостью $600-2000 в день уже не оригинальный, а вполне привычный заказ. Новое модное среди столичных туристов направление – аренда супердорогих автомобилей. За удовольствие проехать вдоль Ривьеры на Bentley Azure, BMW Z8 или Ferrari 360 Spider они платят от $1200 сутки. А что считают элитным отдыхом екатеринбуржцы? Корреспондент «ДК» попытался выяснить предпочтения уральских VIP-персон. Охотники за впечатлениями

Аббревиатура VIP встречается сегодня повсеместно. То предлагают посетить VIP-сауну, то открывают VIP-клуб, то обещают устроить VIP-отдых, в том числе и за границей. Означают эти три латинские буквы — «очень важная персона». Насколько важным надо быть, чтобы отправиться в VIP-тур? И чем он будет отличаться от обычной поездки? Ответы на эти вопросы пытаюсь получить в екатеринбургском филиале фирмы «Нева». Директор, Наталья Бурцева, рассказывает:

— В туризме VIP-клиент – это человек, который заказывает себе что-то оригинальное. Он может, например, отправиться в ту же Испанию, но вместо группового автобуса пожелать лимузин, а жене цветы в аэрпопорту. Да еще прилететь в Барселону, а домой выехать из Рима. Дороговизна здесь не определяющий фактор. Ведь есть острова, например Куба, Бали, туры куда сами по себе очень дороги, но не индивидуальны.

— Лимузин к трапу наверняка стоит немало?

— Конечно. Скажем, в Швейцарии аренда будет стоить около 200 евро в час, на встречу в аэропорту обычно требуется 1,5-2 часа. Я считаю, что человек, у которого есть деньги, достоин элитного отдыха. Можно проехать на городском транспорте, а можно заказать такси – есть разница, правда? Точно так же различаются эконом и бизнес-класс в салоне самолета.

В погоне за комфортом «очень важные персоны» летят в Прагу с авиакомпанией Lufthansa за $500 с посадкой во Франкфурте, в то время как из Екатеринбурга есть прямой рейс от «Уральских авиалиний», где цена билета всего $300. А в поисках неизведанных маршрутов требуют отправить их на край света. «Подводники, например, — продолжает Наталья Бурцева – ищут в Интернете и во всевозможных каталогах маленькие острова посреди океана и просят устроить им поездку именно туда. Приходится выяснять, какая авиакомпания вообще летает до этого места, есть ли на острове хоть какие-то отели!»

Конечно, потоком индивидуалы в турфирмы не идут, на то они и VIP. В екатеринбургской «Неве» насчитывается порядка 15 нестандартных заказов в месяц, а ведь это филиал крупного российского оператора! Для самостоятельных клиентов существует даже общепринятое международное сокращение FIT — полностью независимый путешественник (от английского Full Independent Traveler)1 . Появление таких заказчиков — закономерный этап в развитии туризма. По крайней мере, такой точки зрения придерживается Александр Умников, директор компании «Променад»: Я в этой отрасли с 1987 г. и могу сказать, что вместе с ростом благосостояния, культурного уровня, приобретением  языковых навыков увеличивается и количество людей, отказывающихся от массовых групповых туров. Только вот специфика работы с ними такова, что имена разглашать нельзя ни в коем случае.

Что ж, я и не рассчитывала. Из дальнейшего разговора узнаю, что всех VIP-клиентов условно можно разделить на 2 категории. Первые ездят в те же страны, что и основной поток отдыхающих, но требуют большего комфорта, индивидуальный трансферт, собственного гида. Если они отправляются в Грецию, то не отдыхают в Салониках, а на пятизвездной яхте путешествуют по островам. Если летят на Кипр, то не чартерным рейсом, а самолетом авиакомпании Lufthansa, и живут в шикарном отеле за $800 в сутки с собственным бассейном и джакузи на балконе.

Вторая группа – люди, которые сами придумывают сложные маршруты по экзотическим странам и приходят с этими планами в турфирмы. Так, один из постоянных клиентов «Променада» на днях улетел в Новую Зеландию (через Франкфурт, Сингапур, где остановился на 2 дня, Канберру) покататься на сноуборде. Просто там сейчас зима! А в январе он съездил в Мьянму (бывшая Бирма) отвлечься от уральского холода. Ютиться приходилось в не очень-то комфортных домиках. Но туристы этой категории гонятся скорее не за роскошью, а за яркими впечатлениями. Мы отправляли людей в Эквадор и на Галапагосские острова, группа жила в Папуа Новая Гвинея в племени охотников за черепами! – заканчивает с триумфом Александр.

Все еще пребывая под впечатлением – это надо же, жить среди папуасов! – захожу в турфирму «Фонд мира». Менеджер Ольга Леберская дополняет классификацию туристов-индивидуалов: Есть еще люди, которые просто различными способами комбинируют маршруты по популярным, а не экзотичным местам, не требуя при этом президентских номеров. Это не так уж и дорого, зато без группы. А собственно VIP-туристами я бы назвала тех, кто привык к обслуживанию только по высшему классу. Они, как правило менее мобильны, не стремятся часто переезжать из отеля в отель, зато вполне могут выбрать необычное направление. У нас были клиенты, которые хотели срочно вылететь в Антигуа. Другие пожелали попасть на Гибралтар, а отдых там не предлагает ни один российский туроператор. Как позже выяснилось, Гибралтар посещают ежегодно миллионы туристов и место это достаточно интересное.

VIP-клиенты прибегают к услугам турфирм для организации не только отдыха, но и бизнес-туров. Отправляясь на выставку или семинар, они могут заказать и перелет первым классом, и индивидуальный трансферт, и переводчика. Марина Бондарь, директор по туризму компании «Спутник»: Часто деловая поездка совмещается с отдыхом. Недавно мы делали двухнедельный бизнес-тур в Венецию. Клиент ехал с женой. Семинар длился лишь три дня, а все оставшееся время поездка носила частный характер. Они заказывали индивидуальный трансферт в Милан, во Флоренцию с гидами и большой экскурсионной программой. Одна только поездка с гидом в Милан и обратно обошлась им более чем в 1,5 тыс. евро, а все путешествие стоило $8 тыс. на двоих.

 

Золотые рыбки для туристов

Заглянув еще в несколько туристических компаний, прихожу к выводу, что индивидуальные заказы готовы выполнить практически все. Нужны лишь точка на карте, время и деньги. Правда, фирмы-агенты, продающие готовый продукт от туроператоров, сталкиваются с такими заданиями редко. Елена Колмакова, менеджер компании «Гринекс-Екатеринбург»: В основном мы все-таки работаем на поток. Хотя за последний месяц у меня было два туриста-индивидуала. Ведь многие VIP-клиенты предпочитают работать с конкретным менеджером, любят, чтобы их знали лично. Вряд ли кто-то откажет клиенту, который готов заплатить 10,5 тыс. евро за семейную поездку Париж — Куба (притом, что отправить двух взрослых и ребенка на Кубу с группой можно и за 3 тыс.). Другое дело, что организовать тур бывает очень сложно. Рейсы, стыковки мы ищем сами, подробности о месте тоже сами запрашиваем, – объясняет Елена. — Трудность в том, что цепочка принятия решений очень длинная. Мы зависим от Москвы, приходится долго ждать подтверждения от поставщиков. А они, если не могут подтвердить отель, альтернативу, как правило, не предлагают, и все начинается сначала.

Получается, что делать по 10-15 «заказных» туров в месяц под силу только крупным компаниям. За подтверждением обращаюсь в «Джаз-Тревел». По словам директора, Веры Тимофеевой, компания отправляет где-то по 20 VIP-клиентов ежемесячно: Практически на каждом чартере у нас летят туристы под классом VIP. Я считаю, что индивидуальные туры должен организовывать туроператор, держатель чартеров, зарекомендовавший себя на рынке. Ведь на собственные самолеты мы в первую очередь посадим своих же клиентов. К тому же, за рубежом появляется все больше принимающих фирм, которые занимаются только VIP-туристами. А для налаживания связей с авторитетными партнерами важны и опыт, и репутация.

— Наверняка у вас встречались заказы, которые было сложно организовать, — любопытствую я.

 — Ботсвана, — не раздумывая отвечает Вера Тимофеева, — там, например, вообще нет русскоговорящих гидов и пришлось привезти его из соседней страны!

Фантазия туристов, похоже, не знает границ. Так, менеджер «Спаэр-Тур» Ольга Кондакова сейчас занимается разработкой сплава по Амазонке: Интересные туры с большим бюджетом у нас бывают где-то раз в месяц. Это единичные заказы, и наша работа — организовать их четко и без накладок. А требования бывают самыми необычными. Недавно у меня была заявка на встречу в аэропорту. Хотели обязательно белый лимузин и водителя не старше 30 лет!

Как рассказывают специалисты, клиенты могут оговаривать возраст гондольера в Венеции, национальность гида, выбирать отель, в котором нет соотечественников – надоели дома. Один турист потребовал в номер в Париже белый рояль, другой просил достать ему шестидверный Мерседес в разгар рождественских праздников во Франции (говорят, это очень сложно). Некоторые хотят выехать на охоту со своим оружием, что связано с таможенными сложностями.

Есть и невыполнимые желания. Например, в ОАЭ действует сухой закон и обливать шампанским в аэропорту нельзя никого. А в некоторых отелях просто не достать номера с видом на море – они не предусмотрены архитектурой.

Впрочем, Сергей Бузько, генеральный директор турфирмы «Мир», считает, что, кроме противозаконных требований, ничего невыполнимого нет: Вопрос лишь в деньгах. Хотите, чтобы ваш самолет сел на центральной площади Нью-Йорка – посадим. Поход в «Мир» я оставила «на десерт». Заглянуть сюда мне рекомендовали чуть ли не в каждой компании, где я побывала. Говорят, это основатель VIP-туризма на Среднем Урале, фирма, которая создавалась как элитная, а позже стала «элитно-народной».

Разговор с Сергеем Бузько сразу принимает неожиданный оборот.

— Как раз летом VIP-туров-то и меньше всего.

— Почему же?

— Во всяком случае для нас, VIP-туры – это дело осени и зимы. Из-за чего, сказать сложно. Может, причина в политической нестабильности, которая в последнее время почему-то проявляется в летние месяцы.

Понимание VIP-тура здесь отличается от всего мною слышанного – он может быть и групповым! Сергей Бузько: Например, наш первый российский чартер в Кению в 2001 г. Просто 120 уральцев взяли и полетели не на Кипр, не в Болгарию и Польшу, а на сафари в Кению. Это были люди разного достатка и социального статуса, но объединенные одним интересом, мечтой. Чем не VIP-тур? Когда 12 воздушных шаров стартовало в 6 часов утра в кенийской саванне, их взлет показывал даже канал CNN! Сейчас мы планируем отправить в Африку новый самолет. Это не массовое направление, это действительно эксклюзив, адресная программа, которая не пойдет для каждого. И дело не только в цене. Поездки в Африку организовывать очень сложно. Нужны прививки, надо не прогадать с отелем. Еще мы очень любим Латинскую Америку, Юго-Восточную Азию. Но не ту массовку, что сейчас в Таиланде. Зачем ехать в Таиланд и есть русский борщ в Паттайе? Есть рядом Малайзия, Сингапур, Вьетнам, Лаос, Камбоджа. Страны, где еще мало кто из наших был. Вот мы и копаем этот клад путешествий. Я уверен, что за Юго-Восточной Азией самые большие перспективы.

Новые направления «Мир» осваивает очень активно. Их клиенты были первыми русскими туристами на Маврикии, одними из первых в Малайзии, первыми на Филиппинах, в Индонезии, Австралии, в Латинской Америке, в Южной Африке.

Туры для одного-двух человек компания, естественно, тоже организует. Как раз двоих отправляли в конце 2002 г. в Южную Африку. Описание маршрута впечатляет: они были на водопаде Виктория в Зимбабве, охотились в саванне, заезжали в Кейптаун на Мыс Доброй Надежды, опускались в клетке и кормили акул под водой в районе Акульего острова, проехали на «Голубом экспрессе» по Южной Африке (поезд в старинном стиле, всего два купе на вагон, огромные окна, самые современные удобства). Новый год отмечали в Сан-Сити, потом перелетели на остров Маврикий к белым песчаным пляжам и дорогим отелям, посетили потухшие вулканы, покатались на больших слоновых черепахах. А вернувшись, решили заказать еще тур по Австралии плюс Бора-Бора. По мнению Сергея Бузько, лучшая награда, когда индивидуальный турист снова обращается в ту же компанию.

Сделать свое предложение максимально привлекательным для VIP-туристов стараются все крупные фирмы. Так, в «Фонде Мира» 28 июня состоялось открытие Lufthansa City Centre – представительства немецких туроператоров. Это позволит работать эффективнее, считает Яна Барац, маркетолог компании. А у «Джаз-Тревел» с первого июня начал работать отдельный VIP-зал, обслуживающий таких клиентов. Приятно.

Ну а один из самых демократичных способов почувствовать свою индивидуальность – программы типа fly&drive, о которых мне рассказали в нескольких компаниях. Турфирма из Екатеринбурга бронирует машину, которую клиент получает прямо в аэропорту и отправляется дальше по собственному маршруту. Вариантов здесь много. Одни останавливаются в фешенебельных гостиницах, другие — в простеньких придорожных отелях. И всем готовят программы, экскурсии. VIP это или не VIP, сказать сложно, но уж точно не массовка.

 

 

 

 

 

1 По данным журнала «Турбизнес», уже с середины 90-х гг. число независимых путешественников (FIT - Full Independent Traveler) в Европе превысило объем групповых поездок.

 

блиц-опрос

 

В какой VIP-тур хотели бы отправиться вы?

 

Владимир Фролов, председатель Совета директоров банка «Северная казна»:

— Мне мечтать о VIP-турах незачем: куда хочу, туда и езжу. Был я уже везде –

и в Африке, и в Австралии, и в Латинской Америке. Поэтому сейчас самая большая мечта, наоборот поменьше путешествовать. Я, конечно, съезжу отдохнуть на небольшой период времени. Но понимаете, какая ситуация: весь земной шар я уже вроде бы объехал и острого желания побывать где-то нет.

Но как минимум раз в год я отправляюсь кататься куда-нибудь на горных лыжах. Чаще всего мы путешествуем целой компанией членов Совета директоров банка «Северная казна». Поездку для нас готовят специально.

 

Игорь Мишин, директор медиахолдинга «4 канал»:

— Я вообще все поездки делаю себе сам. Выбираю страну, маршрут, даже отель могу себе забронировать, туристической компании остается лишь техническая работа. Сейчас я открыл новое интересное направление – путешествия по России. Лето у нас политически не стабильное, так что далеко уезжать не собираюсь: планирую съездить с семьей в Санкт-Петербург, на остров Валаам. А вообще хочу побывать на Байкале. В России о повышенном комфорте речи, конечно, не идет. Но я уже для себя отметил, что многие интересные места в мире либо труднодоступны, либо не приспособлены для VIP-отдыха. Хотя, конечно, хотелось бы совместить оба удовольствия.

 

Павел Лукин, генеральный директор «Евро-Азиатской страховой компании»,

вице-президент «Уральской ассоциации туризма»:

— Надо подумать. Если говорить именно о VIP-туризме, а не о массовых направлениях, то, наверное, что-то связанное с Африкой, с Килиманджаро. А обычно я отдыхаю как VIP-турист в России. В нашей стране очень много интересных мест, и вообще Россия — Клондайк для туризма.Но увы, у нас не хватает инфраструктуры.

Самое читаемое
  • 10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники10 идей для недолгого путешествия по Уралу в майские праздники
  • Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.Открытие новой ледовой арены УГМК в Екатеринбурге запланировано на январь 2025 г.
  • Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»Андрей Гавриловский: «Надо строить второй «Высоцкий», пока есть окно возможностей»
  • Прогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделийПрогноз экспертов DK.RU сбылся. Граждане России стали покупать больше ювелирных изделий
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.