Подписаться
Курс ЦБ на 25.04
92,50
98,91

Виталий Листраткин: "В Качканар свалились, как в канаву"

«Сначала точно было яйцо, а не курица!» - смеется владелец провайдера «Интерра» Виталий Листраткин, вспоминая, с чего начинался его бизнес.

Из небольшого сайта, запущенного в 1999 г., выросли компания с десятью филиалами в области, собственные радио и телекомпания и статус депутата первоуральской гордумы.

В середине 90-х Виталий Листраткин торговал компьютерами в первоуральском магазине оргтехники и проводил опыты по объединению нескольких офисных компьютеров в локальную сеть. «На Урале подобные эксперименты с сетями начал Анатолий Лебедев (основатель провайдера «Кабинет» - прим. ред.) еще в 92-93 гг., - говорит г-н Листраткин. – Я тоже часто ловил себя на мысли: вместо того, чтобы постоянно ездить за информацией - в магазин, с дискетами - неплохо было бы объединить домашний и рабочий компьютеры в одну сеть». Эксперименты вышли на новый уровень в 1999 г., когда бизнесмен приобрел домен pervouralsk.ru и решил: прежде чем раскручивать сайт, неплохо бы обеспечить к нему нормальный доступ.Он заручился содействием коллег из магазина оргтехники, и через два года в Первоуральске был запущен первый интернет-сервер «Интерры», собранный «на коленке». Обошлось такое удовольствие сравнительно недорого – в уставный капитал компании было внесено 100 тыс. руб.

Нашел центр силы в области

Откладывать выход в другие города «Интерра» не стала. Первым взяла Качканар, уже в 2002 г. «Нас туда совершенно случайно занесло, - вспоминает г-н Листраткин. – Есть там друзья, они и сказали, что нам надо обязательно туда прийти. Я подумал, почему нет? И мы свалились в Качканар, как в канаву. Набили там все шишки, какие только могли: начали работать не с тем оборудованием, не с той стороны подошли к муниципальным властям, взяли не того руководителя. Но не сдались, и работа в итоге пошла». И дошла до 10 городов присутствия компании в области. В «домашнем» городе «Интерра» обслуживает 23 тыс. человек – это примерно половина всех домохозяйств Первоуральска. Сейчас компания постепенно обрабатывает города и поселки вокруг Екатеринбурга - Северку, Полевской, Среднеуральск. Собственную сеть «Интерра» дотянула и до Екатеринбурга. Как говорит бизнесмен, последние шесть километров до города прорывались с боями: тяжело шли переговоры с владельцем буквально каждого столба, на который компания хотела повесить провода. В саму столицу Урала первоуральцы не заходят, хотя, по признанию г-на Листраткина, пытались дважды: «Нас каждый раз охватывала тоска: заходишь на ВИЗ, к примеру, а тебя уже встречают 20 конкурентови УК с дикими ценниками. Поэтому мы решили сосредоточиться на области».

В области «Интерра» чувствует себя вольготно. Единственным конкурентом компании здесь г-н Листраткин считает «Ростелеком»: «У других провайдеров центр силы – Екатеринбург, в нем они работают наиболее эффективно. Но когда речь заходит о том, чтобы идти в какие-то другие города региона, их бизнес-модель дает сбой». Глава «Интерры» показывает на стопку газет на своем столе: «Планируем этим летом зайти в Асбест, ездили вчера туда присматриваться и прихватили заодно местную прессу почитать». С газет и интернет-форумов начинается знакомство компании с каждым местомвозможного присутствия. Так удается увидеть жизнь города изнутри, уверен бизнесмен. Один из его принципов: любой филиал компании должен быть встроен в городскую среду. С этой же целью все сотрудники в филиалы набираются из местных жителей.«Нам интересна жизнь в небольших городах, я считаю, только с таким подходом можно рассчитывать на успех, - говорит г-н Листраткин. – Более крупные наши коллеги идут в другие города, как правило, с посылом «За нами бренд и корпорация, мы здесь быстро развернемся». А быстро не получается. Потому что они несут в область стандартизированный для всей страны товар, который может быть просто не нужен. Ну и вертикально интегрированная структура, когда у руководителей на местах мало полномочий и ответственности, в таких условиях работает слабо».

Управляющие филиалами «Интерры» на недостаток полномочий не жалуются, но и вся ответственность за успех компании в отдельно взятом городе тоже лежит на них. Виталий Листраткин не склонен недооценивать человеческий фактор, памятуя об уроке, который ему преподали в Полевском: «Мы открылись там в 2006 г. и развивались очень тяжело. В 2010 г. думал даже закрывать филиал. Но сначала решил поменять там директора. И новый человек замучил энергетиков, УК, муниципалитет, перестроил сеть, но за три года нарастил клиентскую базу почти в 10 раз. Кадры решают все!» Им в помощь - централизация внутренних процессов и договоренности с магистральными  операторами, которые сдают свои каналы в аренду «Интерре». Например, с конкурентами из «Ростелекома». Впрочем, слово «конкуренты» звучит в этом случае слишком громко, считает г-н Листраткин: «Было страшно в 2007 г., когда Utel (ныне «Ростелеком» - прим. ред.) запускал ADSL-интернет и первые безлимитные тарифы, которых ни у кого тогда не было. Сейчас бояться нечего».

Выбирая новую точку входа в область, компания традиционно смотрит на ожидаемую экономическую отдачу («бизнес должен приносить прибыль») и наличие соответствующего требованиям канала связи.Потом идет выбор офиса, помещение под который обязательно выкупаетсяв собственность и полностью перестраивается. После в игру вступают не столь очевидные факторы. Например, плотность застройки. «Вот Алапаевск вроде бы достаточно большой и, соответственно, привлекательный город, но по факту это сплошной частный сектор, - рассказывает г-н Листраткин. – Тянуть там канал весьма затратно. Другой пример – Дегтярск, который находится на пересечении стратегических магистралей, и это придает ему привлекательность». После всех этих мероприятий ключевой фигурой компании для отдельно взятого города становится директор филиала, которому владелец «Интерры» дает операционный карт-бланш.

Раззадорить олигарха

В областных интервенциях «Интерры» участвует и ее обратная сторона – одноименный медиахолдинг, выросший все из того же сайта pervouralsk.ru. «Домен пылился без дела где-то до 2003 г., а потом я захотел сделать городской портал, - вспоминает г-н Листраткин. - Логика была простая: любому товару нужна красивая обертка. В довесок к нашему товару япредложил людямплощадку с местными новостями и общением. Мы планировали открывать такие площадки везде, где у нас есть филиалы, но быстро поняли, что нельзя сделать интересный и живой портал для одного города, сидя в другом. Работать с кем-то на месте по франшизе не хотелось, потому что в этом случае твой продукт выходит из твоей зоны ответственности. Поэтому мы стали развивать радиовещание и телевидение».

Для этого компания поставила в области три передатчика, покрывающих всю зону ее присутствия, и развернула собственную сеть FM-вещания. Упор сделали на музыкальные программы в «универсальном ретро-формате», как его называет бизнесмен – «Браво», «Битлз», «Роллин Стоунз» и другая классика. А после того, как новая радиостанция более-менее прижилась, г-н Листраткин решил сыграть и на телевизионном поле. Пока что телекомпания «Интерра-ТВ» состоит из двух съемочных групп и многочисленного оборудования, которым набито подготовленное помещение. Но бизнесмен обещает сделать полноценную региональную компанию, собирающую информацию со всех городов области. Под эти цели он, в частности, ангажирует видных сотрудников первоуральских СМИ и журналистов из других свердловских городов.

Публичность вообще все больше привлекает главу «Интерры». При его участиив Первоуральске разворачиваются медиавойны, привычные для Екатеринбурга, но экзотичные для пусть и крупного, но уездного города. Будучи депутатом первоуральской думы, главой нескольких масс-медиа и активным блогером, Виталий Листраткинсовершает множество поступков, которые резко осуждает одна часть общественности и жарко приветствует другая. Из самых громких - поднятый на всю область шум вокруг необходимости законсервировать несколько заброшенных садиков в Первоуральске, в одном из которыхчетыре года назад орудовал маньяк Чигиринских. Из последних – участие в конфликте мэра Первоуральска Юрия Переверзевас гордумой, освещаемом в городских СМИ под разными углами– в зависимости от ангажированности их владельцев. Пока екатеринбургские СМИ с интересом следят за развитием конфликта, жители Первоуральска нервно посмеиваются и жалуются на усталость от «городских политических спектаклей». Г-н Листраткин мэра поддерживает и воодушевленно рассказывает свою версию происходящего. По ней конфликт возник из-за того, что акционер группы ЧТПЗ (и, соответственно, Первоуральского новотрубного завода) Андрей Комаров не смог забрать контроль над городом у Юрия Переверзева и передать его «своим» депутатам. «Все это бессмысленная война с ветряными мельницами, - делится с «ДК» наблюдением один из горожан. – Но то, что Переверзев и Листраткин раззадорили самого Комарова – это круто само по себе!».

Первоуральцы обсуждают не только тягу бизнесмена к медийности. Долгое время «Интерра» держала монополию на интернет в Первоуральске, а в отдельных районах (например, в поселке Северка) и сейчас остается монополистом. Несколько лет назад в город зашел «Ростелеком», и компании долго делили городской рынок. Тогда качество и стоимость связи у обоих провайдеров вызывали серьезные нарекания. Сейчас провайдеры заходят в город один за другим, последние примеры – «Инсис» и «Билайн». «Потенциальная проблема «Интерры» в том, что людям нужен по-хорошему обезличенный, но надежный и доступный сервис, - рассуждает один из первоуральских бизнесменов-наблюдателей. – Людям не интересно подключаться к какому-либо провайдеру только потому, что его владелец обладает репутацией борца за справедливость. А «Интерра» сегодня подошла к той точке, в которой ей нужно срочно решать, что делать дальше с растущим бизнесом. С другой стороны, она дает местной молодежи шанс зарабатывать приличные деньги не на заводе или в Екатеринбурге, а тут же, в городе. И с этим тоже нужно считаться».

Между тем Виталий Листраткинстроит глобальные планы: «Мы преодолели планку в 60 тыс. активных подключений и довольно бодро движемся к сотне. Это знаковая цифра для любого провайдера. Если ты осилил сто тысяч подключений, то осилишь и двести, и триста. Бизнес мне интереснее, чем политика, и вообще, думаю, я был рожден для развития интернет-сетей».

Досье

Виталий Листраткин

Владелец и генеральный директор телекоммуникационной группы «Интерра»

Родился 8 декабря 1971 г. в Первоуральске. Закончил СИНХ по специальности "Машины и аппараты пищевых производств". В 1994 г. открыл в Первоуральске магазин бытовой техники. В 2001 г. вместе с партнерами открыл компанию «Интерра». Женат, имеет двух дочерей. Увлекается тяжелой атлетикой.

Интерракогнита

Параметры группы «Интерра»

250 сотрудников

60 тыс. активных абонентов

10 городов присутствия

45 км – максимальная длина оптоволоконной сети

Первый бизнес

1994 г. – открытие магазина бытовой техники

Выход в свет

2001 г. – запуск первого сервера компании «Интерра»

Интервенция

2002 г. – открытие первого филиала компании в Качканаре

Без лимитов

2008 г. – запуск безлимитных тарифных планов, продвижение технологии «оптика до дома». Количество абонентов превысило 20 тыс.

Реорганизация

2011 г. – компания переходит в статус телекоммуникационной группы. Объем аудитории «Интерра-FM» на конец 2012 года оценивается в 500 тыс. человек.

Новая планка

2013 г. – подключение 60-тысячного абонента. На этот год запланированы запуск собственного телеканала группы «Интерра» и вход в новые города.

Источник: данные компании

Самое читаемое
  • На Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосеНа Урале построят завод по производству микропроцессоров для использования в космосе
  • «Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет«Росспиртпром» стал частным. Этой приватизации ждали 20 лет
  • Немецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в РоссииНемецкий производитель стройматериалов Knauf отказывается от бизнеса в России
  • Текучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работуТекучесть кадров в России достигла максимума. Треть работников регулярно меняют работу
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.