Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Виталий Листраткин: "В Качканар свалились, как в канаву"

«Сначала точно было яйцо, а не курица!» - смеется владелец провайдера «Интерра» Виталий Листраткин, вспоминая, с чего начинался его бизнес.

Из небольшого сайта, запущенного в 1999 г., выросли компания с десятью филиалами в области, собственные радио и телекомпания и статус депутата первоуральской гордумы.

В середине 90-х Виталий Листраткин торговал компьютерами в первоуральском магазине оргтехники и проводил опыты по объединению нескольких офисных компьютеров в локальную сеть. «На Урале подобные эксперименты с сетями начал Анатолий Лебедев (основатель провайдера «Кабинет» - прим. ред.) еще в 92-93 гг., - говорит г-н Листраткин. – Я тоже часто ловил себя на мысли: вместо того, чтобы постоянно ездить за информацией - в магазин, с дискетами - неплохо было бы объединить домашний и рабочий компьютеры в одну сеть». Эксперименты вышли на новый уровень в 1999 г., когда бизнесмен приобрел домен pervouralsk.ru и решил: прежде чем раскручивать сайт, неплохо бы обеспечить к нему нормальный доступ.Он заручился содействием коллег из магазина оргтехники, и через два года в Первоуральске был запущен первый интернет-сервер «Интерры», собранный «на коленке». Обошлось такое удовольствие сравнительно недорого – в уставный капитал компании было внесено 100 тыс. руб.

Нашел центр силы в области

Откладывать выход в другие города «Интерра» не стала. Первым взяла Качканар, уже в 2002 г. «Нас туда совершенно случайно занесло, - вспоминает г-н Листраткин. – Есть там друзья, они и сказали, что нам надо обязательно туда прийти. Я подумал, почему нет? И мы свалились в Качканар, как в канаву. Набили там все шишки, какие только могли: начали работать не с тем оборудованием, не с той стороны подошли к муниципальным властям, взяли не того руководителя. Но не сдались, и работа в итоге пошла». И дошла до 10 городов присутствия компании в области. В «домашнем» городе «Интерра» обслуживает 23 тыс. человек – это примерно половина всех домохозяйств Первоуральска. Сейчас компания постепенно обрабатывает города и поселки вокруг Екатеринбурга - Северку, Полевской, Среднеуральск. Собственную сеть «Интерра» дотянула и до Екатеринбурга. Как говорит бизнесмен, последние шесть километров до города прорывались с боями: тяжело шли переговоры с владельцем буквально каждого столба, на который компания хотела повесить провода. В саму столицу Урала первоуральцы не заходят, хотя, по признанию г-на Листраткина, пытались дважды: «Нас каждый раз охватывала тоска: заходишь на ВИЗ, к примеру, а тебя уже встречают 20 конкурентови УК с дикими ценниками. Поэтому мы решили сосредоточиться на области».

В области «Интерра» чувствует себя вольготно. Единственным конкурентом компании здесь г-н Листраткин считает «Ростелеком»: «У других провайдеров центр силы – Екатеринбург, в нем они работают наиболее эффективно. Но когда речь заходит о том, чтобы идти в какие-то другие города региона, их бизнес-модель дает сбой». Глава «Интерры» показывает на стопку газет на своем столе: «Планируем этим летом зайти в Асбест, ездили вчера туда присматриваться и прихватили заодно местную прессу почитать». С газет и интернет-форумов начинается знакомство компании с каждым местомвозможного присутствия. Так удается увидеть жизнь города изнутри, уверен бизнесмен. Один из его принципов: любой филиал компании должен быть встроен в городскую среду. С этой же целью все сотрудники в филиалы набираются из местных жителей.«Нам интересна жизнь в небольших городах, я считаю, только с таким подходом можно рассчитывать на успех, - говорит г-н Листраткин. – Более крупные наши коллеги идут в другие города, как правило, с посылом «За нами бренд и корпорация, мы здесь быстро развернемся». А быстро не получается. Потому что они несут в область стандартизированный для всей страны товар, который может быть просто не нужен. Ну и вертикально интегрированная структура, когда у руководителей на местах мало полномочий и ответственности, в таких условиях работает слабо».

Управляющие филиалами «Интерры» на недостаток полномочий не жалуются, но и вся ответственность за успех компании в отдельно взятом городе тоже лежит на них. Виталий Листраткин не склонен недооценивать человеческий фактор, памятуя об уроке, который ему преподали в Полевском: «Мы открылись там в 2006 г. и развивались очень тяжело. В 2010 г. думал даже закрывать филиал. Но сначала решил поменять там директора. И новый человек замучил энергетиков, УК, муниципалитет, перестроил сеть, но за три года нарастил клиентскую базу почти в 10 раз. Кадры решают все!» Им в помощь - централизация внутренних процессов и договоренности с магистральными  операторами, которые сдают свои каналы в аренду «Интерре». Например, с конкурентами из «Ростелекома». Впрочем, слово «конкуренты» звучит в этом случае слишком громко, считает г-н Листраткин: «Было страшно в 2007 г., когда Utel (ныне «Ростелеком» - прим. ред.) запускал ADSL-интернет и первые безлимитные тарифы, которых ни у кого тогда не было. Сейчас бояться нечего».

Выбирая новую точку входа в область, компания традиционно смотрит на ожидаемую экономическую отдачу («бизнес должен приносить прибыль») и наличие соответствующего требованиям канала связи.Потом идет выбор офиса, помещение под который обязательно выкупаетсяв собственность и полностью перестраивается. После в игру вступают не столь очевидные факторы. Например, плотность застройки. «Вот Алапаевск вроде бы достаточно большой и, соответственно, привлекательный город, но по факту это сплошной частный сектор, - рассказывает г-н Листраткин. – Тянуть там канал весьма затратно. Другой пример – Дегтярск, который находится на пересечении стратегических магистралей, и это придает ему привлекательность». После всех этих мероприятий ключевой фигурой компании для отдельно взятого города становится директор филиала, которому владелец «Интерры» дает операционный карт-бланш.

Раззадорить олигарха

В областных интервенциях «Интерры» участвует и ее обратная сторона – одноименный медиахолдинг, выросший все из того же сайта pervouralsk.ru. «Домен пылился без дела где-то до 2003 г., а потом я захотел сделать городской портал, - вспоминает г-н Листраткин. - Логика была простая: любому товару нужна красивая обертка. В довесок к нашему товару япредложил людямплощадку с местными новостями и общением. Мы планировали открывать такие площадки везде, где у нас есть филиалы, но быстро поняли, что нельзя сделать интересный и живой портал для одного города, сидя в другом. Работать с кем-то на месте по франшизе не хотелось, потому что в этом случае твой продукт выходит из твоей зоны ответственности. Поэтому мы стали развивать радиовещание и телевидение».

Для этого компания поставила в области три передатчика, покрывающих всю зону ее присутствия, и развернула собственную сеть FM-вещания. Упор сделали на музыкальные программы в «универсальном ретро-формате», как его называет бизнесмен – «Браво», «Битлз», «Роллин Стоунз» и другая классика. А после того, как новая радиостанция более-менее прижилась, г-н Листраткин решил сыграть и на телевизионном поле. Пока что телекомпания «Интерра-ТВ» состоит из двух съемочных групп и многочисленного оборудования, которым набито подготовленное помещение. Но бизнесмен обещает сделать полноценную региональную компанию, собирающую информацию со всех городов области. Под эти цели он, в частности, ангажирует видных сотрудников первоуральских СМИ и журналистов из других свердловских городов.

Публичность вообще все больше привлекает главу «Интерры». При его участиив Первоуральске разворачиваются медиавойны, привычные для Екатеринбурга, но экзотичные для пусть и крупного, но уездного города. Будучи депутатом первоуральской думы, главой нескольких масс-медиа и активным блогером, Виталий Листраткинсовершает множество поступков, которые резко осуждает одна часть общественности и жарко приветствует другая. Из самых громких - поднятый на всю область шум вокруг необходимости законсервировать несколько заброшенных садиков в Первоуральске, в одном из которыхчетыре года назад орудовал маньяк Чигиринских. Из последних – участие в конфликте мэра Первоуральска Юрия Переверзевас гордумой, освещаемом в городских СМИ под разными углами– в зависимости от ангажированности их владельцев. Пока екатеринбургские СМИ с интересом следят за развитием конфликта, жители Первоуральска нервно посмеиваются и жалуются на усталость от «городских политических спектаклей». Г-н Листраткин мэра поддерживает и воодушевленно рассказывает свою версию происходящего. По ней конфликт возник из-за того, что акционер группы ЧТПЗ (и, соответственно, Первоуральского новотрубного завода) Андрей Комаров не смог забрать контроль над городом у Юрия Переверзева и передать его «своим» депутатам. «Все это бессмысленная война с ветряными мельницами, - делится с «ДК» наблюдением один из горожан. – Но то, что Переверзев и Листраткин раззадорили самого Комарова – это круто само по себе!».

Первоуральцы обсуждают не только тягу бизнесмена к медийности. Долгое время «Интерра» держала монополию на интернет в Первоуральске, а в отдельных районах (например, в поселке Северка) и сейчас остается монополистом. Несколько лет назад в город зашел «Ростелеком», и компании долго делили городской рынок. Тогда качество и стоимость связи у обоих провайдеров вызывали серьезные нарекания. Сейчас провайдеры заходят в город один за другим, последние примеры – «Инсис» и «Билайн». «Потенциальная проблема «Интерры» в том, что людям нужен по-хорошему обезличенный, но надежный и доступный сервис, - рассуждает один из первоуральских бизнесменов-наблюдателей. – Людям не интересно подключаться к какому-либо провайдеру только потому, что его владелец обладает репутацией борца за справедливость. А «Интерра» сегодня подошла к той точке, в которой ей нужно срочно решать, что делать дальше с растущим бизнесом. С другой стороны, она дает местной молодежи шанс зарабатывать приличные деньги не на заводе или в Екатеринбурге, а тут же, в городе. И с этим тоже нужно считаться».

Между тем Виталий Листраткинстроит глобальные планы: «Мы преодолели планку в 60 тыс. активных подключений и довольно бодро движемся к сотне. Это знаковая цифра для любого провайдера. Если ты осилил сто тысяч подключений, то осилишь и двести, и триста. Бизнес мне интереснее, чем политика, и вообще, думаю, я был рожден для развития интернет-сетей».

Досье

Виталий Листраткин

Владелец и генеральный директор телекоммуникационной группы «Интерра»

Родился 8 декабря 1971 г. в Первоуральске. Закончил СИНХ по специальности "Машины и аппараты пищевых производств". В 1994 г. открыл в Первоуральске магазин бытовой техники. В 2001 г. вместе с партнерами открыл компанию «Интерра». Женат, имеет двух дочерей. Увлекается тяжелой атлетикой.

Интерракогнита

Параметры группы «Интерра»

250 сотрудников

60 тыс. активных абонентов

10 городов присутствия

45 км – максимальная длина оптоволоконной сети

Первый бизнес

1994 г. – открытие магазина бытовой техники

Выход в свет

2001 г. – запуск первого сервера компании «Интерра»

Интервенция

2002 г. – открытие первого филиала компании в Качканаре

Без лимитов

2008 г. – запуск безлимитных тарифных планов, продвижение технологии «оптика до дома». Количество абонентов превысило 20 тыс.

Реорганизация

2011 г. – компания переходит в статус телекоммуникационной группы. Объем аудитории «Интерра-FM» на конец 2012 года оценивается в 500 тыс. человек.

Новая планка

2013 г. – подключение 60-тысячного абонента. На этот год запланированы запуск собственного телеканала группы «Интерра» и вход в новые города.

Источник: данные компании

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.