Подписаться
Курс ЦБ на 27.03
92,57
100,41

Владимир Петелин: «Модель, по которой работала отрасль, устарела. От кризиса выиграют все»

Владимир Петелин
Владимир Петелин. Иллюстрация: Премьер Зал

«Все ощущали, что нужно что-то менять. И наступило время, когда сама ситуация заставляет нас это делать». Глава сети кинотеатров «Премьер Зал» о жизни во время и после кризиса.

Кинотеатры одними из первых оказались под ударом из-за угрозы распространения новой коронавирусной инфекции. С 28 марта Минкультуры потребовало закрыть их по всей стране. По рекомендациям местных властей кинотеатры прекратили работу еще накануне. С 26 марта, согласно данным ЕАИС (системы, которая отслеживает сведения о показах фильмов в кинозалах), динамика количества зрителей в российских кинотеатрах упала до нуля.

Владимир Петелин, генеральный директор сети кинотеатров «Премьер Зал» рассказал DK.RU, как выживают кинотеатры, почему просмотр фильмов на онлайн-платформах усилит желание людей пойти в кино и отчего прежние форматы киноиндустрии обречены на провал.

Владимир Петелин

Владимир Петелин, глава сети «Премьер Зал»

Что сейчас происходит с кинотеатрами? Какая-то работа сотрудников продолжается?

— Если говорить с точки зрения бизнеса, то это 100%-ная остановка всей деятельности. Кинотеатры закрыты: оборудование законсервировано и опечатано. Сотрудники отправлены на простой согласно законодательству. Маркетинг немного работает: сотрудники взаимодействуют с людьми в соцсетях, напоминают о кино через тематические рассылки и опросы. К сожалению, мы только сейчас думаем, как начать готовиться к запуску. Но боюсь, что пока мы не можем четко определить период, когда этот запуск произойдет, мы не можем ни к чему привязаться — ни к выходу новых фильмов, ни к запуску тех продуктов, которые мы могли бы к этому времени подобрать. Как только появится хотя бы примерное понимание даты запуска, нужно будет говорить не только о фильмах, а о любом визуальном контенте, который мы будем как событие продвигать в кинотеатрах.

Какие меры вы первым делом предприняли, когда стало известно о том, что кинотеатры закрываются на неопределенный срок, чтобы как-то себя обезопасить? Или это было внезапно?

— Да, во-первых, это было очень внезапно. Во-вторых, то, что могли, мы сделали: начали экономить. Законсервировали помещения кинотеатров, уведомили наших партнеров, в том числе, собственников торговых центров, что наша деятельность останавливается, и перешли в стадию переговоров о пересмотре арендных ставок, коммунальных платежей. Тем не менее содержание помещений и остальные вопросы остаются в процессе переговоров и пока открыты.

Собственники пошли вам навстречу, или они сами оказались в такой же ситуации?

— К сожалению, в большинстве случаев торговые центры сами пока в такой же ситуации — у них довольно большие налоги на имущество, коммунальные платежи на содержание всех этих огромных объектов и прочие расходы. Поэтому пока они не смогут решить эти вопросы, у них нет больших возможностей пойти навстречу нам.

Вы уже подсчитывали, какие потери понесли кинотеатры с момента закрытия?

— Безусловно, подсчитывали. Выручки каждый кинотеатр потерял по 100%. Это разные цифры в зависимости от размера кинотеатра и количества залов. Двухзальные кинотеатры зарабатывали от 1,5-2 млн руб. в месяц, многозальные — до 7 млн руб. в месяц. Этих денег кинотеатры полностью лишились. При этом вопросы с расходами на заработную плату, коммунальные платежи и прочие эксплуатационные расходы остались. И каждый рубль этих расходов сейчас является прямым убытком. Пока они финансируются из прошлых периодов, но еще через пару недель — месяц финансировать будет уже нечем. Сложно предсказать, какая ситуация будет дальше.

Можно ли сравнить по регионам, где ситуация чуть лучше?

— В целом ситуация, что в Москве, что в Екатеринбурге или Омске одинакова: полная остановка деятельности. Все сотрудники — по домам, как минимум на зарплате, поэтому различия искать сложно.

пустой кинозал

За месяц простоя кинотеатры лишились 100% выручки (фото: pixabay.com)

Кажется, уже все отрасли написали письма властям с просьбой о поддержке. «Ассоциация владельцев кинотеатров» тоже обращалась к главе правительства России Михаилу Мишустину с просьбой предоставить им государственную поддержку.

— Да, мы тесно взаимодействуем с этой ассоциацией, писали письма о мерах поддержки и вместе, и по отдельности. Но пока эти меры достаточно скудные и погоды не делающие. Более того, как оказалось на практике, те небольшие меры, которые были приняты, применить может не каждый по разным бюрократическим причинам.

Для своей сферы вы ничего использовать из таких мер не сможете?

— Пока мы ничего не получали. Но в масштабах убытков эти вещи, которые по некоторым предприятиям есть шанс получить — крохи, которые погоды не сделают и на существование бизнеса не повлияют.

Карт-бланш для российского кино

Открыть кинотеатр после снятия ограничений — дело 2-3 дней, говорит Владимир Петелин. Гораздо сложнее будет подобрать контент для показа и привлечь зрителей. И прежние форматы уже не смогут активно работать.

— Учитывая, что крупные студии в основном перенесли свои яркие релизы на вторую половину 2020 г. или даже на 2021 г., мы прогнозируем, что работать нужно будет с особенным контентом: с российским кино; возможно, придется повторно выпускать какие-то фильмы. Мы серьезно рассматриваем смещение акцента на работу с документальным, нетрадиционным, арт-кино. А также с такими историями, как показ концертов, театральных представлений, опер, спортивных мероприятий (если они, конечно, будут проходить). Нам придется активно расширять свою сферу деятельности.

Может быть, это как раз шанс для российского кино, долю показов которого минкульт хочет увеличивать в кинотеатрах?

— Мы на самом деле всегда очень активно и позитивно смотрели на российские фильмы. Дело в том, что зачастую они, к сожалению, не были интересны зрителю. Если бы зритель хотел ходить только на российское кино, все бы только его и показывали. Безусловно, мы будем смотреть на все, что будет предложено. Единственный момент — предположу, что продюсеры и российских фильмов тоже не будут рисковать и выпускать фильмы в такой непростой период. Хотя у них будет карт-бланш, если так же, как голливудские студии, они не перенесут выход фильмов на более поздний период и будут выпускать российское кино в российских кинотеатрах сейчас.

Режиссер и продюсер Александр Роднянский в одном из интервью как раз говорил, что люди захотят в кино и нужно будет много новых фильмов.

— Безусловно, такое мнение есть. Я слышал его и от других коллег из отрасли. Оно связано с тем, что сегодня развивается такая теория, что люди, насмотревшись фильмов в интернете, будут ассоциировать онлайн-кинотеатры с карантином и испытывать отрицательные эмоции. Поэтому есть вероятность, что после снятия ограничений люди побегут в кинотеатры. Теория приятна и красивая, но это всего лишь теория. Боюсь, что все будет не так просто именно для нас.

Как, на ваш взгляд, изменится киноиндустрия? Возможно, будут развиваться новые форматы?

— Да, я уверен, что кинотеатрам нужно стать шире. Сейчас современный кинотеатр — это форма потребления контента. Формой потребления контента является и любая интернет-платформа — и Ютуб, онлайн-кинотеатр, но у них есть преимущество: они удобнее, предоставляют контент прямо домой, на смартфон, компьютер в любое время. Кинотеатрам с этим сложнее. А теперь, с учетом того, что люди за карантин привыкнут к онлайну, станет еще сложнее.

Нужно развивать формат кинотеатра как кинокультурного центра. В частности, именно таким проектом был создан наш новый кинозал в торговом центре «Омега», который не успел открыться до карантина и теперь, видимо, откроется после. Там предусмотрены и лекционные зоны, и выставочные пространства для сменных музейных экспозиций. И мы планируем работать там с разными группами аудитории. В том числе, со спортивными болельщиками — показывать трансляции, проводить фестивали. Мы планируем сотрудничать с Ельцин Центром — обсуждали совместные культурные программы.

Нам нужно будет меняться, менять атмосферу. Хотя именно атмосфера, которая создается большим экраном, объемным звуком и возможностью людей общаться — преимущество кинотеатра.

И такой плюс всем нам нужно будет активнее прокачивать и давать людям больше, чем просто кино — показывать больше фестивального контента, подразумевающего совместные обсуждения, собирать людей по интересам. Мы в феврале проводили показ фильмов об экстремальных видах спорта, люди смотрели достаточно специфическое кино, но им было интересно находиться вместе, общаться, обсуждать эти фильмы. В этом мы видим будущее развития кинотеатров.

Новый формат планировалось делать в екатеринбургском кинотеатре «Заря», который существует с 1950-х гг. Там какая ситуация?

— Сейчас он естественно закрыт, но мы не закрываем эту тему. Концепция варианта арт-кинотеатра прорабатывается. Есть инициативная группа, которая участвует в этом проекте. Но сейчас все заморозилось, учитывая текущую ситуацию.

Как вы относитесь к кинотеатрам под открытым небом?

— Это интересная история, но не в широтах нашей страны. Как бизнес-модель — это неинтересный бизнес, учитывая продолжительность холодного и дождливого времени. А когда тепло и нет дождя, у нас слишком светло. Если пересчитать показы, которые можно сделать в течение года, получится пара-тройка десятков сеансов. А вложения в создание экрана, проектор и всего остального требуют больших финансовых вливаний, которым нужна окупаемость. Новый комплект такого оборудования стоит порядка 5 млн руб. в зависимости от размера экрана. А в масштабах открытия кинотеатра под открытым небом окупаемость этих денег не предвидится в принципе.

Кризис жанра

По мнению Владимира Петелина, подходы в киноотрасли устарели. Но сейчас сама ситуация подталкивает к изменениям, от которых в итоге выиграть могут все.

— Несложно спрогнозировать, что 5-10% кинотеатров в стране рискуют не открыться <после снятия ограничений> именно по экономическим причинам, потому что к моменту окончания карантина у них прекратится договор аренды, они не смогут расплатиться за коммуналку и им отключат воду и электричество, и вылезти из этой ямы им будет сложно.

Я так понимаю, у многих кинотеатров и без всей этой ситуации было не очень хорошо с доходностью.

— Да, именно поэтому. 

Может ли кто-то выиграть от этой ситуации с карантином?

— Я уверен, что от этой ситуации в итоге выиграют все. Если говорить честно, та модель, по которой работала вся кинопрокатная отрасль, подустарела. Все ощущали, что нужно что-то менять. И наступило время, когда сама ситуация заставляет нас что-то менять. И от этого выиграют и те, кто сможет поменяться, и зрители.

Я 19 лет работаю в индустрии, 10 лет руковожу сетью и, наверное, это самая сложная ситуация за все это время. Впервые так, что все кинотеатры закрылись.

Обычно очень переживаешь, если один зал встал по техническим причинам — полночи решаешь вопросы с инженерами и техниками, чтобы все восстановить, чтобы не было ни часа простоя. А тут, когда уже больше месяца простоя, эмоции проходят и воспринимаешь все более спокойно, смотришь не в завтрашний день, а в перспективу нескольких месяцев и планируешь на долгосрочную перспективу.

Безусловно, нужно воспринимать подобные непростые вещи как плюс, как возможность, как повод для изменений. Мы настраиваемся на позитив. Эта сложная ситуация в масштабах жизни, даже в масштабах существования бизнеса имеет короткий промежуток. Она ограничивается несколькими месяцами. Главное ее пережить.

Самое читаемое
  • Россия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и ТурцияРоссия потеряла 22 млрд руб. на экспорте древесины. В выигрыше США и Турция
  • Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.Ипотека перемещается в ИЖС. В 2024 г. объем выдачи может достигнуть 1 трлн руб.
  • Владельцы «Крокус Сити Холл» хотят восстановить концертный залВладельцы «Крокус Сити Холл» хотят восстановить концертный зал
  • Минтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в РоссииМинтруд предлагает ужесточить условия пребывания трудовых мигрантов в России
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.