Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Вложили миллиарды, но ничего не заработали». Как продвигают телемедицину в России

Ожидания Сбербанка, Яндекса и других инвесторов, вложившихся в телемедицину, могут не оправдаться. Новый закон не позволяет коммуникационным сервисам конкурировать с больницами и поликлиниками.

На фото: верхний ряд, слева направо  Артур Воробьев, Дарья Голева, Станислав Сажин; нижний ряд: Григорий Бакунов, Андрей Белкин

Заработать на телемедицине пока не удалось никому. По оценкам, на всех операторов, занимающихся этим бизнесом, приходится около 100 тыс. пациентов в месяц. Чтобы их число увеличивалось, коммуникативные технологии, связывающие пациента и врача, должны работать на каждом этапе, включая сбор анамнеза, постановку диагноза и лечение. Однако закон разрешает заниматься этим только в оффлайне. Прежде чем консультироваться с врачом по дальней связи, больному нужно записаться на очный прием. По общему мнению, основные риски инвесторов связаны с неопределенностью в правовом поле. Участники рынка ждут дополнительных подзаконных актов и нормативных документов, устанавливающих правила игры.

Опрос DK.RU показал, что прагматики, энтузиасты и скептики видят будущее телемедицины по-разному.

Станислав Сажиноснователь социальной сети для врачей «Доктор на работе» (Москва)

«Вложили миллиарды, но ничего не заработали». Как продвигают телемедицину в России  1— В цифровую медицину российские компании B2C уже инвестировали миллиарды. В том числе, около 100 млн руб. в год тратится на удаленные коммуникации. Речь идет о системе «врач-пациент», потому что телеконсультации между больницами существуют давно, и это другая история.

Сейчас основные игроки выясняют, интересует ли телемедицина пациентов в принципе. Масштабы бизнеса пока невелики. Думаю, выручка всех операторов (Сбербанк, купивший стартап DocDoc, «Яндекс.Здоровье», «Педиатр 24/7», «Онлайн доктор», «Доктор на работе», ONDOC и другие сервисы) не больше, чем у среднего киоска в метро. «Яндекс. Здоровье», которое считают лидером в этой сфере, проводит около 300 консультаций в день (10 тысяч в месяц). При стоимости на входе 99 руб., лидер рынка зарабатывает на телемедицине порядка 1 млн руб. в месяц. Это мелочь. Преимущества нашего проекта, связанного с телемедициной, в том, что сеть «Доктор на работе» объединяет две трети российских врачей — мы призываем их приводить своих пациентов.

В 2018 г. кардинально ничего не изменится. Закон, который начнет действовать, запрещает первичные приемы больных с постановкой диагноза. Но большинство игроков научились обходить запреты на дистанционную медицинскую помощь. У «Сбербанка», запустившего недавно первую кабинку «Модуль здоровья» (в офисе на Кутузовском проспекте), схема замысловатая — с пациентом там общается медсестра, а ее дистанционно консультирует врач. Тут противоречий нет. Проблема лишь в том, что модель с медсестрой нерентабельна, значит, «Сбербанку» придется искать что-то другое. Думаю, он справится.

Говоря о лидере рынка, я бы ставил на Сбербанк, накопивший опыт работы с гигантской аудиторией — 110 млн клиентов (физических лиц). Обеспечить авторизацию пациента и защищенную передачу данных «Сбербанку» намного проще, чем другим игрокам. Там правильно рассудили, что доходы от банковской деятельности будут падать, и надо придумать, как еще монетизировать аудиторию.

Григорий Бакунов, руководитель сервиса «Яндекс. Здоровье» (Москва)

«Вложили миллиарды, но ничего не заработали». Как продвигают телемедицину в России  2— Почти все проекты, связанные с телемедициной, предлагают сегодня информационные, а не медицинские услуги. С нового года ситуация может измениться — все зависит от того, в каком виде примут подзаконные акты. Давать прогноз очень сложно — только законодатель знает, кто из игроков останется работать на рынке. Один из вариантов — только клиники. Возможно, оказывать телемедицинские услуги разрешат еще кому-то. Мы готовы к любому развитию событий и хотим быть лидерами на этом рынке, каким бы он ни был. В нашем случае стоимость первой консультации составляет 99 руб., последующих — 499. То, что мы очень сильно растем от месяца к месяцу, подтверждает — услуга определенно востребована. Сейчас речь идет о десятках тысяч консультаций в месяц.

Андрей Белкин, руководитель «Клинического института мозга» (Екатеринбург)

«Вложили миллиарды, но ничего не заработали». Как продвигают телемедицину в России  3— Европейский опыт убеждает, что телемедицина будет развиваться. В России тоже так думают. Наверное, финансисты подсчитали, что процент от банковских операций сопоставим с прибылью, которую можно извлечь из дистанционного общения врача с пациентом, и уже оценили потенциальный рынок. Но телемедицина начинается не с продаж. Услуга, которую вам предлагают, должна быть востребованной — тогда поток больных можно монетизировать. Речь идет об инструменте медицинской помощи, доказавшем свою эффективность. Российские инвесторы — «Яндекс. Здоровье», Сбербанк и другие — заходят с другой стороны, собираясь зарабатывать на продукте, ценность которого неочевидна.

Практика показывает — обычно люди ориентируются на имя врача или бренд учреждения, а к узкому специалисту попадают по рекомендации. Когда я осматриваю пациентов на расстоянии, они понимают, что одной только удаленной консультацией дело не ограничится — когда-нибудь мы встретимся очно. Прием у врача и телемедицина — две стороны лечебного процесса.

Новый закон действительно легализует телемедицину. Но за что пациентам предлагают платить? За беседу с врачом, который не вправе ставить диагноз. Если врач выступает в роли диспетчера — оценивает результаты исследований (анализы) и говорит, к какому специалисту вам лучше обратиться, такой формат может быть полезен. Однако большинство пациентов будут ждать от телевизионного врача чуда. Впрочем, если такие серьезные организации, как Сбербанк берутся за дело, что-нибудь, наверное, получится. Допустим, вкладчикам скажут: «Тому, кто положит на депозит миллион — две консультации уролога!»

И всем будет хорошо.

Дарья Голева, директор по развитию компании «Мобильные медицинские технологии» (Москва)

«Вложили миллиарды, но ничего не заработали». Как продвигают телемедицину в России  4— Сейчас объем рынка вряд ли превышает миллиард рублей. Но мы полагаем, что в перспективе трех-пяти лет он увеличится до 18 миллиардов. У телемедицины много интересантов: государство, медицинское сообщество, страховщики, финансовый сектор, IT и телемеком-компании, провайдеры. Наша компания более трех лет занимается разработками в цифровой медицине и удаленными консультациями. Мы постепенно масштабируем сервисы, запуская новые продукты совместно с медицинскими и страховыми организациями. Например, полис за 6 тыс. руб. дает неограниченное количество дистанционных консультаций с врачами из клиник Москвы и Санкт-Петербурга. Разовая услуга через сайт или приложение — от 800 руб.

Участников рынка пока немного, но конкуренция растет — в борьбе за аудиторию многие из них используют стимулирующие программы, занижая цены на консультации или предоставляя сервис бесплатно. Какое-то время они могут брать расходы на себя, но долго так работать не получится, тем более, квалифицированный врач не станет работать за копейки.

Удаленно врачи оказывают только консультативную помощь — они не ставят диагнозы и не назначают рецептурные препараты. В 2018 г. вступит в силу федеральный закон, дающий консультациям официальный статус медицинской услуги. В скором времени появятся и подзаконные акты, которые определят требования, правила и порядки работы, столь долгожданные для многих проектов.

Артур Воробьев, директор по общим вопросам медицинского центра «УГМК-Здоровье» (Екатеринбург)

«Вложили миллиарды, но ничего не заработали». Как продвигают телемедицину в России  5— Телемедицина остается вспомогательным инструментом во врачебной практике. Используя телекоммуникационные ресурсы, врач может только объяснять или советовать — это никак не влияет на объемы медицинской помощи и не делает ее более доступной. Вероятно, в ближайшее время мы увидим попытки игроков обойти запреты на лечение пациентов. Но за ошибочный диагноз, поставленный вне стен лечебного учреждения, организаторам «консультаций в прямом эфире» придется отвечать.

Пока закон ограничивает телемедицину, перспективы ее развития не радужны. Ведь медицинская услуга — это целый комплекс действий, призванных сохранить здоровье и жизнь человека. Здесь главное — результат: диагноз, назначенное лечение, выполненные манипуляции. Все остальное — вторично. Телевизионный врач может популярно объяснить, дать рекомендации общего характера, но такая информационная услуга к медицине не относится. За совет: «Вам нужно обратиться к кардиологу», люди платить не станут.

Впрочем, любой законодательный акт — шаг вперед. Новый закон делает многие вещи понятнее и доступнее. Это лучше, чем вообще ничего. Сегодня рынок частной медицины, в том числе, телемедицины, не развит. Оказание медицинских услуг с удаленным доступом за деньги почти не влияет на структуру и объем медицинской помощи — это какие-то крохи и копейки. Поэтому телемедицину можно рассматривать только как перспективное направление. Серьезным бизнесом оно станет не скоро.

«Вложили миллиарды, но ничего не заработали». Как продвигают телемедицину в России  6

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.