Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Воскрешенные мертвецы»: как предприниматель из Екатеринбурга открыл музей ретромотоциклов

«У меня просто азарт: взять железяку и сделать из нее то, что было сделано на заводе в 36-м году», - коллекционер Яков Кузнецов об увлечении ретротехникой.

Яков Кузнецов – владелец маленького «государства в государстве»: в 90-е он начал заниматься автобизнесом и открыл сервисный центр на Раевского, 13, который разросся до 23-х боксов. Поговаривают, что в этом автосервисе творятся странные вещи: якобы там воскрешают мертвецов.
 
В общем-то, в этом я убеждаюсь сама: в одном из боксов хранится коллекция ретромотоциклов. В соседнем помещении экспонаты ремонтируют, реставрируют и при необходимости изготавливают какие-то детали.
 
Основная часть коллекции – ветераны Второй мировой, причем техника почти вся гражданская, но мобилизованная для нужд армии. Но есть экспонаты и «доисторические» (то есть с историей Второй мировой войны не связанные): например, «старейшина» коллекции – французский мотоцикл Terrot L 1927-го года выпуска.
 
«Воскрешенные мертвецы»: как предприниматель из Екатеринбурга открыл музей ретромотоциклов 1
 
Конечно, все спрашивают Якова, откуда у него такая любовь к двухколесной технике. Спрашиваю и я. Он рассказывает, что лет в семь впервые оказался за рулем мопеда: тогда и почувствовал, что значит «свобода передвижения». Это ощущение затянуло и уже не отпустило.
 
А интерес к ретро начался с «Харлея», который квартировал в гаражном боксе по соседству с домом, где жила семья Кузнецовых. Об этом мотоцикле Яков много слышал от родителей. И вот однажды, когда сам он жил уже совсем в другом месте, прибежали друзья и рассказали, что старые дома в центре – их дома – сносят! «Харлей» вытаскивали буквально из-под гусениц трактора. С этого мотоцикла, можно сказать, и началась коллекция Якова. Потом, правда, увлечение пришлось отложить на пару десятков лет: окончить школу, университет, сходить в армию, завести семью... И выяснить, что «Харлей» этот –  вовсе не «Харлей», а французский мотоцикл марки «Гном-Рон» 1942 года выпуска.
 
«Воскрешенные мертвецы»: как предприниматель из Екатеринбурга открыл музей ретромотоциклов 2
 
Сегодня в «стайке», как называет свою коллекцию Яков, где-то около 50 мотоциклов, хотя их ни разу никто так и не пересчитал. Есть в ней и каждому известные марки, такие как BMW и Harley-Davidson, но большинство носит звучные имена, уху обывателя не знакомые: Hercules, Zundapp, Wanderer...
 
Впрочем, есть один экспонат, который стоит особняком: его называют просто «Мотоцикл». Приобретался он как разобранный по кусочкам агрегат австрийской марки Puch. А когда его собрали, ни один эксперт не определил, что это за зверь.
 
«Воскрешенные мертвецы»: как предприниматель из Екатеринбурга открыл музей ретромотоциклов 3
 
Два года назад на Раевского, 13 открылся музей, где каждую пятницу с 15 до 17 часов сам владелец коллекции проводит экскурсии для всех желающих. Денег не берет.
 
Про деньги
 
Собственно темой денег мы и продолжаем разговор: я спрашиваю Якова, почему люди занимаются коллекционированием ретротехники и можно ли на этом заработать. Он философски отвечает, что у каждого свои причины, но лично он на этом никак не зарабатывает:
–  Я не рассматриваю эту технику как инвестиции. Какие же это инвестиции? Это сплошные траты. Я занимаюсь всеми мотоциклами, а не только теми, которые имеют большую перепродажную стоимость. А на любой мотоцикл уходит примерно одно и то же время: что я год истратил на мотоцикл, который стоит 5 тыс. евро, что тот же год потрачу на мотоцикл за 50 тыс. евро, – говорит он.
И добавляет, что монетизировать свое хобби он в принципе никак не планирует: «У меня просто азарт: взять железяку и сделать из нее то, что было сделано на заводе в 36-м году и чтоб при этом она снова ехала, шевелилась... У меня тут почти все на ходу».
 
Раньше (то есть лет десять назад) на ретротехнике можно было заработать: белорусы, прибалты, да и наши сограждане арендовали фуры и проезжали по России вплоть до Владивостока, скупая у дедушек-бабушек все по $100-200. А затем, как рассказывает Яков, «контрабасом через дырки на границах увезли это добро и крупно нажились». На сегодняшний день вся ретротехника, найденная на территории России, либо вывезена, либо осела в частных коллекциях.
 
«Воскрешенные мертвецы»: как предприниматель из Екатеринбурга открыл музей ретромотоциклов 4
 
За годы «собирательства» Яков Кузнецов обзавелся штатом первоклассных реставраторов. Но сторонние заказы он не берет. Во-первых, не успевает обслуживать собственные прихоти. А во-вторых, считает, что и тут заработать не получится: нет рынка.
 
Обращаются-то часто: например, приходит кто-нибудь и просит восстановить старенький ИЖ-49, который достался от дедушки и пылится в гараже. Начинается подсчет: тысяч 35-45 на комплектацию, на материалы тысяч 30, плюс за реставрацию ребята возьмут еще тысяч 30, мотористы за ремонт мотора – столько же: итого 140 тыс. рублей. На это обычно говорят: «Ой, дорого! Это же ИЖ!». «Чтоб таких случаев не было, я общаюсь только с теми, кто в этом что-то понимает», – говорит Яков.
 
О стоимости покупок и затратах на реставрацию коллекционер, хитро улыбаясь, говорить отказывается. Но потом соглашается рассказать о ценнике на раритетные модели на примере мотоцикла, которому в его «стайке» места не нашлось:
– Есть такой советский мотоцикл, называется он ПМЗ-A-750. Он прошел через меня, я его за $150 отдал: не люблю я все эти отечественные мотоциклы. А сейчас на хороший экземпляр ПМЗ цена около 70 тыс. евро.
Про технику
 
Но если о деньгах Яков говорит неохотно, то о своих любимых подопечных – пожалуйста. Так, например, он рассказывает, что недавно коллекция пополнилась редчайшим экспонатом – мотоциклом  NSU 251 OSL WH.
 
«Воскрешенные мертвецы»: как предприниматель из Екатеринбурга открыл музей ретромотоциклов 5
 
В принципе, техника немецкой компании Neckarsulmer Fahrzeugwerke (бренд NSU) – не самая сложная добыча. Только у Кузнецова мотоциклов NSU несколько. Но экземпляр, о котором идет речь, совсем из другого теста: все детали, которые обычно делались из алюминия, у него выполнены из чугуна (это добавляет ему 45 кг по сравнению со стандартной моделью). Такие мотоциклы выпускали только в 1943 году – к тому моменту весь алюминий шел на строительство самолетов. По словам Якова, в живых их по сути не осталось: воссозданных «чугунных» NSU 251 OSL WH всего пять-шесть в мире.
 
Как и все самые удачные приобретения, эта покупка была случайной: «Я покупал NSU, а хозяин мне говорит: добавь денег, я тебе запчастей накидаю. Я добавил. А когда пришли чугунные части, я чуть не обалдел от радости. И вот за четыре года скомплектовал обратно мотоцикл», – рассказывает коллекционер.
 
А когда в его музей приезжала делегация из Германии, выяснилось, что это офицерский мотоцикл – такие делались специально по требованию ваффен-СС.

Про реставрацию

За некоторым исключением (как, например, этот самый «чугунный» NSU), относительно неприхотливы в реставрации именно немецкие мотоциклы: запчасти на большинство моделей можно найти даже в России. К тому же в Германии, Польше и Чехии два раза в год проходят рынки, на которых собираются те, кто торгует запчастями к старинным мотоциклам, как правило, немецким.
 
«Воскрешенные мертвецы»: как предприниматель из Екатеринбурга открыл музей ретромотоциклов 6
 
Воссоздать полностью аутентичный облик – это, конечно, высший пилотаж. Но далеко не всегда можно найти или восстановить оригинальные части.
«За неимением оригинала приходится или заказывать дубликаты («новоделы», как их называют коллекционеры), или заменять что-то деталями того же периода, но другой марки: допустим, какой-нибудь бензокраник поменять таким образом не сильно возбраняется»,  – рассказывает Яков.
Однако если говорить про новоделы, то их изготавливают только на тяжелые дорогие мотоциклы – БМВ или «Цундапы». К «мелкой» технике подбирать запчасти приходится долго и кропотливо.
 
Одни из самых сложных в плане реставрации – итальянские мотоциклы. «Во-первых, их было выпущено мало, – говорит Кузнецов. – Во-вторых, итальянцы к своей технике относятся так: сломалось – выбросили. Если немцы как-то хранят, передают от бабушки до внука, то у итальянцев такого нет. Хотя у них очень красивые мотоциклы, совершенно другая конструкторская школа, но детали найти трудно – приходится поднимать связи по всему миру».
 
Рост курса евро, если надо будет выкупить редкую деталь где-нибудь в Европе, вряд ли остановит азартного коллекционера. Но просчитывать бюджет, разумеется, приходится. Так, раньше было выгоднее сделать гальванизацию в Чехии, чем отправлять детали на завод в Волгоград. Теперь же ценники уравнялись, и хромирование получается непомерно дорогим. Однако совсем недавно, рассказывает Яков, гальванизацию стали делать в Екатеринбурге, но качество услуги он пока не проверил.
 
Про немцев
 
В коллекции Кузнецова, если не считать нескольких экземпляров, которые просто дороги как память, отечественных мотоциклов нет. Есть англичане, американцы, чехословацкие и французские мотоциклы, один австриец, пара итальянцев, вытащенных из-под Воронежа, – но немцы вне конкуренции.
 
«Воскрешенные мертвецы»: как предприниматель из Екатеринбурга открыл музей ретромотоциклов 7
 
Почему так произошло? Яков говорит, что на этот простой вопрос есть такой же простой ответ. С одной стороны, немцам не повезло, потому что они проиграли две крупные войны подряд. Но с другой, жутко повезло. После Первой мировой по Версальскому мирному договору им запретили делать оружие, и все, что было оружием, стало мотоциклами: тот же знаменитый BMW раньше выпускал авиадвигатели, но пришлось выпускать мототехнику.
 
Прошла Вторая мировая: из Германии вывезли все заводы. Но там произошло перевооружение, и немцы заново начали свое производство, причем на более высоком уровне. «А мы привезли их станки 30-х годов и стали делать устаревшие довоенные модели, – заключает коллекционер. – Немцы молодцы – изумительные конструкторы, изумительные работники. Как бы ни хотелось похвалить англичан или французов, или наших, но все, что я считаю техническими шедеврами, – немецкого производства».
 
Про Якова
 
Яков Кузнецов – удивительный человек, который занимается удивительным делом. Напоследок я еще раз спрашиваю, зачем это все ему. А он просто не понимает таких вопросов. Он говорит: «Если бы я так рассуждал, то ничего бы и не было». И хорошо, что есть.
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.