Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

«Врачи ошибаются в 28% случаев, система умеет быть более точной». Как нас уже лечат роботы

«Бывает, человеку, начитавшемуся всего в интернете, кажется: жить осталось дня три! Начинается паника. Робот способен учитывать такие нюансы, которые средний врач может и не заметить».

Рынок телемедицины в США исчисляется миллиардами долларов в год, в Европе этими услугами, по подсчетам специалистов, пользуются до 30% населения, а через несколько лет доля таких «виртуальных» пациентов может вырасти до 50%. В России телемедицина пока только начинает развиваться. 

Директор центра инноваций МТС Владимир Хренков уверен — в течение ближайших пяти лет этот рынок вырастет в разы и в нашей стране. Он рассказал DK.RU, как искусственный интеллект берет на себя работу врача и будут ли нас лечить роботы уже завтра. 

Врач в телефоне

Рынку официальной телемедицины в России чуть больше года. С 1 января 2018 г. в стране действует закон, который позволяет врачам помогать пациентам на расстоянии — консультировать их по телефону и интернету. С помощью телемедицины можно проводить консилиумы врачей, консультации, дистанционно наблюдать за здоровьем пациента, оказывать срочную помощь при чрезвычайных ситуациях, помогать военным и космонавтам. Согласно первому официальному аудиту Счетной палаты, рынок телемедицинских технологий в России пока невелик. 

Так, за первые 9 месяцев 2018 г. с момента вступления в силу закона объем таких услуг в целом по стране составил менее 81 тыс. консультаций. В денежном выражении он оценивается в 19 млн руб. При этом основная часть услуг приходится на расшифровку описаний и интерпретацию данных ЭКГ (80,4%) и рентген-исследований (16%). Больше всего услуг с применением телемедицинских технологий оказывается в Сибирском и Уральском федеральных округах. 

Есть «белый» и «серый» рынок телемедицины в России. «Серый» — это когда вы звоните своему врачу и по телефону решаете ту или иную проблему, — говорит Владимир Хренков. — По нашим оценкам, объем такого неофициального рынка — порядка 40 млрд руб. Рынок «белой» телемедицины по сравнению с ним невелик, потому что ему всего полтора года. Но мы как раз думаем, что официальная телемедицина будет быстро расти, отъедая от этого серого сегмента и давая возможность людям пообщаться с лучшими врачами в любой момент времени.

Эксперт добавляет: по оценкам Центра инноваций МТС, в ближайшие пять лет средний темп роста сегмента составит 30%. Телемедицина будет распространяться по той же модели, как в свое время внедрялась система ДМС. «Вы думаете, она сразу получила широкое распространение? — говорит г-н Хренков. — Не секрет, что первое время ею пользовались 0,01% населения, а сейчас процент намного выше. Так и здесь». 

В прошлом году МТС и сеть медицинских клиник «Медси» запустили свою платформу SmartMed и одноименное приложение для онлайн-консультаций с врачами. Каких основных конкурентов вы видите на этом рынке в России?

— Наши основные конкуренты — небольшие стартапы, которые работают в области искусственного интеллекта в медицине. Их проекты находятся на достаточно ранних стадиях развития. С некоторыми мы плотно сотрудничаем в рамках акселератора МТС и можем в них инвестировать, чтобы получать интересные решения в свой портфель. Федеральных конкурентов мы пока не видим. Пробуют многие, но наше преимущество — крупнейшая сеть частных клиник в стране в качестве партнера и наличие собственной платформы, интегрированной с телеком-технологиями, в том числе с нашими облачными решениями, технологиями безопасного хранения данных. 

Можете озвучить объем вложений в запуск такого продукта? Он уже стал прибыльным?

— Стоимость запуска платформы составила порядка 30 млн руб. Это, в основном, затраты на наших собственных разработчиков. Пока о прибыльности говорить рано — мы находимся в стадии инвестиций в это направление и, думаю, еще несколько лет продолжим вложения. 

Как изменился спрос на эту услугу с момента запуска?

— В среднем этот сервис сейчас растет у нас на 30-40% в месяц. И мы ожидаем дальнейшего роста не только в B2C-сегменте, но и в B2B — телемедицина позволяет российским компаниям снижать расходы на медицинское сопровождение персонала, а своевременное обращение сотрудников к врачу может существенно сокращать продолжительность больничных. Не говоря уже о том, сколько рабочего времени экономит сотрудник, выбирая онлайн-прием на рабочем месте вместо поездки в поликлинику. Мы это увидели на собственном опыте, получаем схожую обратную связь и от других компаний, внедряющих телемедицину в корпоративные социальные программы, и готовы обеспечивать бизнес любого масштаба сервисами на основе телемедицины. 

Телемедицина не призвана заменить врача

— Текущий рост спроса связан с увеличением числа врачей или ростом количества узких специалистов?

— Сейчас основной рост спроса связан все-таки с тем, что люди вообще начинают привыкать к телемедицине, начинают верить, что врач в смартфоне — это удобно и абсолютно безопасно. В то же время, вы правы. Мы действительно видим высокий спрос на консультации профильных специалистов. В SmartMed для онлайн-консультаций из любой точки страны круглосуточно доступны московские врачи порядка двадцати специальностей, среди них есть аллергологи, эндокринологи, хирурги, реабилитологи. Причем мы очень серьезно подходим к качеству консультаций: средний стаж специалиста — около 15 лет. Кроме постоянного увеличения числа врачей и количества специальностей, мы изучаем возможности по расширению клиник-партнеров в рамках проекта, в том числе с более широким региональным присутствием. 

Это информационная или медицинская услуга?

— После выхода закона телемедицина официально является медицинской, а не информационной услугой. 

Обязателен ли очный прием? 

— Очный прием обязателен, если вы звоните и говорите: вот у меня такие-то обследования и результаты анализов, поставьте мне диагноз. По закону врач сейчас не может сделать этого без очного приема. Но есть очень много ситуаций, когда доктор может проконсультировать вас на первом же онлайн-приеме. Частый вопрос — «к какому врачу вообще обращаться с моей проблемой?». Далее — расшифровка результатов анализов. Безумное количество вопросов от молодых мам по уходу за новорожденными. Причем они даже не медицинского, а общего характера. Поэтому кейсов использования телемедицины без очного приема врача достаточно много.

Мы знаем, что на законодательном уровне ведется работа, чтобы наконец дать возможность ставить диагноз после первой онлайн-консультации. Такая практика давно и успешно действует во многих других странах. Да, на сегодняшний день по законодательству нельзя выписывать больничные листы онлайн. Но в какой-то момент и это произойдет, потому что вопрос использования телемедицины — это в целом вопрос цифровизации экономики. 

Чем в таком случае сейчас заканчивается онлайн-прием?

— Тут все индивидуально. Очень много приемов — это просто снятие тревожности. Бывает, пациенту, начитавшемуся всего в интернете, кажется: жить осталось дня три. Начинается паника. И врач зачастую снимает эту тревожность. Или расшифровывает результаты анализа и успокаивает человека, говоря, к примеру: «Ничего страшного, все показатели в норме, кроме одного». И, исходя из анализов, рекомендует обратиться к узкому специалисту. В любом случае прием заканчивается официальным документом — протоколом приема, как в клинике

Как решается вопрос с врачебной тайной?

— Медицинская информация конфиденциальна, поэтому мы создали систему с максимальным уровнем защищенности на всех этапах, где проходит сигнал от пациента к врачу. Канал зашифрован специальными инструментами, сертифицированными государственными органами. В «облаке» мы используем отдельный защищенный сегмент для обработки персональных данных со всех сторон — защита от вирусов, взлома. 

Таблетка от робота

По данным Google, каждый десятый пациент страдает из-за неправильной интерпретации медицинской информации. Помочь здесь сможет искусственный интеллект. «Умные» медицинские сервисы и процессы уже стали сегодняшним днем в США, Великобритании, Израиле — компании из этих стран наиболее активно участвуют в их разработке. 

Не придем ли мы к тому, что искусственный интеллект и будет нас лечить?

— Это следующий уровень развития медицины в мире. Мы уже начали внедрять решения в области искусственного интеллекта в наш телемедицинский продукт. Скоро в SmartMed появится симптом-чекер. Это робот, который собирает с пациента анамнез и рекомендует, к какому врачу обратиться. Это выгодно всем сторонам процесса. Для врача сокращается время на постановку диагноза — перед консультацией он получает эту информацию, а пациент не тратит время и деньги на получение предварительной консультации терапевта, который зачастую все равно направляет человека к профильному специалисту.

Мы понимаем, что можем работать с блоком медицинских данных про пациента — автоматически распознавать различные инструментальные исследования, анализы, истории болезни. Робот способен учитывать такие нюансы, которые средний врач может и не заметить. Это важное направление, которое мы сейчас развиваем.

искусственный интеллект может упростить работу с огромным блоком медицинских данных

Кто несет ответственность в случае ошибки? 

— Если говорить о симптом-чекере, то это ИТ-система, которая предваряет общение с врачом и затем выдает предложения, к врачам каких специальностей пациенту было бы целесообразно обратиться. В некоторых случаях система говорит, что прямо сейчас надо вызвать «Скорую», а это одна из реальных проблем в нашей стране — когда ее вызывают слишком поздно. Как в любой системе, которая выдает, скорее, гипотезу, здесь возможны ошибки. С другой стороны, средний врач, который учился в университете и уже работает по профессии некоторое время, по мировой статистике ставит корректный диагноз примерно в 72% случаев. То есть в 28% случаев ошибается. ИТ-система сегодня часто умеет быть более точной и беспристрастной, чем человек.

Тем не менее, система не призвана заменить врача, она не берет на себя задачу выдать конечное решение, утвердить диагноз, назначить лечение и отправить в аптеку... Она призвана повысить качество постановки диагнозов врачом за счет использования возможностей цифровых технологий. 

Биолог и научный журналист Илья Колмановский* как-то высказывал мнение, что если у искусственного интеллекта статистика будет лучше, чем у врача, значит, он лучше лечит людей. «Мы не поймем, почему он прописывает нам именно эту таблетку, и он не сможет нам это объяснить. И если он меня этим убьет, может, это к лучшему?», — говорил он. Задумываетесь ли вы о таких моральных дилеммах?

— Искусственный интеллект должен быть помощником врача, а не заменить его. Мы видим это так. Систему можно прокачать безумным количеством информации обо всем накопленном человечеством опыте — она может проглатывать 500 научных статей в день! Ни один нормальный практикующий врач столько прочитать не успеет. Искусственный интеллект может подсказывать врачу варианты диагноза пациента, различные планы лечения, анализируя опыт миллионов других врачей в тысячах стран— как позитивный, так и негативный. Но решение принимает врач.

Сами системой пользуетесь?

— Конечно. Это очень удобно. Обычно по небольшим вопросам ты или не поедешь в клинику, или если поедешь, то потратишь 2-2,5 часа точно. А с помощью телемедицинских консультаций я получаю квалифицированную консультацию в любое время дня и ночи за 15 минут.

Ранее DK.RU писал о развитии рынка телемедицины и приводил прогнозы о перспективах этого направления в России. 
 
Использованы изображения pixabay.com.
* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.