Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Врет почти каждый второй». В Екатеринбурге резко возросло число обманов на рынке труда

Нынешний найм людей в Екатеринбурге ведет рынок к катастрофе. Кандидаты жалуются на критическое несоответствие обещаний тому, что на самом деле предлагает бизнес сотрудникам.

В 2015 г., когда «Центр изучения рынка труда» проводил предыдущее аналогичное исследование в Екатеринбурге, на проблему лжи жаловались примерно 27% респондентов-кандидатов, в 2017 г. их количество выросло почти вполовину и превысило 43%. Напомним, в исследовании участвовало более 1000 респондентов.

Примечательный факт: кандидаты стали куда более категоричны, заметнее всего выросло не число тех, кто отмечает частичное несовпадение заявлений работодателей и реальности, а тех, для кого очевидным оказывается «полное несовпадение» содержания вакансии и работы. Раньше таких было около 12%, теперь все 25%. Иными словами, кандидаты Екатеринбурга жалуются на резко возросшее число откровенной лжи, а не только «красивых преувеличений», которые всегда были свойственны и вакансиям, и резюме. 

Представители крупного бизнеса отмечают, что отчасти этот показатель мог повыситься из-за возросшей «чувствительности» кандидатов к обманам в целом и благодаря действию социальных сетей, которые упрощают поиск информации о компании. То есть вроде бы врут столько же, просто сейчас это бросается в глаза куда больше. И, чтобы избежать этого эффекта, нужно грамотно формулировать само по себе уникальное предложение работодателя. 

Фальшивить в эпоху социальных сетей не получится, соискатель быстро получит информацию, насколько декларация и реальность в предложении работодателя совпадают. Есть такой профессиональный термин — EVP, который определяет уникальное ценностное предложение работодателей для соискателей на рынке труда. Например, в «Кейтеринбург» важнейшим элементов нашего EVP является не только и не столько зарплата или условия труда, сколько наши ценности и наши амбиции, которые в итоге находят отражение в том, как мы выстраиваем работу и отношения и внутри компании, и с клиентами. Мы внедряем среди коллектива принцип меритократии, в соответствии с которым ищем и ждем в своем бизнесе людей, желающих роста, постоянного прорыва, самореализации. Именно внутреннее желание непрерывно расти и развиваться, мотивация на решение амбициозных задач приводит соискателей к нам, — отмечает Анна Рассомахина, HR-эксперт компании «Кейтеринбург». 

Эксперты сходятся на двух основных причинах такого явления: первая — чисто экономические факторы (дефицит ресурсов и желание сэкономить на сотрудниках). Вторая — неопытность нового поколения предпринимателей, которые не умеют грамотно ставить задачи и формулировать требования к кандидатам. Но есть и другие обстоятельства, например, связанные с конкретной спецификой рынка или профессии. 

Мы с этой проблемой стакиваемся регулярно, так как работаем на рынке с очень сложной репутацией: высокая текучесть в среднем у компаний нашего рынка формирует репутацию, что мы используем людей, быстро увольняем и нанимаем новых. Я считаю, проблема в определенной системе менеджмента: если компании настроены на то, чтобы «отжать людей», то они не беспокоятся о том, чтобы соблюдать свои обещания. Им кажется, что такой эксплуататорский подход и есть бизнес, мол, использовали человека как ресурс и пошли дальше. Но совершенно по-другому действует бизнес, который рассчитывает на формирование кадрового резерва. Заманчиво приукрасить условия в своей компании, но если работник нужен тебе не на пару месяцев, а на годы, ты должен соблюдать определенную гигиену. Приведу в качестве примера вакансию продавца-консультанта. В среднем на рынке люди удерживаются на такой вакансии 3-5 месяцев, а в нашей компании 14 месяцев (чуть более года). За это время работники успевают не только адаптироваться  на конкретной позиции, но и оценить для себя перспективы роста внутри бизнеса. Уходит эффект «первого впечатления», которое может быть не всегда верным. Однако из-за активного роста бизнеса у нас все равно открывается масса новых вакансий, и со стороны кажется, что текучесть высокая. Реально у нас на нашем рынке одна из самых стабильных организаций, и мы вынуждены своими сверхусилиями в работе с персоналом исправлять репутацию целой отрасли, — рассказывает Наталья Тимганова, директор по персоналу компании «Пивзавоз».

По мнению эксперта, практика работы с молодой аудиторией особенно хорошо демонстрирует происходящие изменения: «Мы часто сталкиваемся с категоричностью, которая постепенно развеивается, и люди понимают, что у работодателя есть конкретные условия труда, есть  потенциал, а дальше все зависит от тебя. И понимающая молодежь в таких условиях делает отличные карьеры».

Оценивая рост негатива от кандидатов, эксперты призывают не сгущать краски. Откровенных мошенников или работодателей-обманщиков на рынке не так много. Просто кандидаты стали чаще жаловаться именно из-за возросшей требовательности их собственной к условиям труда и общего высокой планки пожеланий. 

Рекрутеры добавляют, что проблему отягощает растущий контраст между крупным и малым бизнесом. 

Хороших бизнесов на рынке мало, таких, у кого внятное предложение и качественный менеджмент, а в большинстве бизнесов работа с персоналом организована плохо и не из-за какого-то желания обмануть работников, а просто потому что их руководители не умеют управлять людьми и учатся в процессе. Получается не у всех. При этом за счет активной рекламы и PR крупные работодатели создали у соискателей завышенные ожидания от работы как явления в жизни человека в целом. Вот мы и наблюдаем реакцию на разрыв шаблона, — комментирует рекрутер Олег Варанов. 

Как отмечают опрошенные DK.RU руководители, подобный «разрыв шаблона» — вполне нормальное явление на растущем и развивающемся рынке труда. От него страдают и работодатели, и соискатели, но он — неизбежная часть формирования рынка . Напомним, что, по данным исследования, проведенного сайтом HR-mnenie специально для DK.RU, лишь в 35% компаний Екатеринбурга существует налаженная практика обратной связи от сотрудников, которая позволяет получать информацию о негативе в отношении работодателя до того, как он может быть выражен во внешних источниках. И этот показатель за последние 3-4 года почти не изменился. Не удивительно, что на этом фоне возникает риски негатива: ведь крупные и активно рекламирующийся работодатели задают все более высокую планку, и меряя по ней остальные бизнесы, кандидаты все чаще разочаровываются. 

Справедливости ради стоит добавить, что дело не только в психологическом эффекте. Обмана действительно стало больше, он в глазах нанимателей, к сожалению, превратился в некое «конкурентное преимущество» малого и среднего бизнеса на рынке труда. Все чаще работодатели, которые не могут себе позволить конкурировать реальными зарплатами, условиями работы и прочим, сознательно обманывают кандидатов в надежде, что те, придя на фирму, пойдут на компромисс с задним числом согласятся на худшие условия. 

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.