Подписаться
Курс ЦБ на 19.04
94,09
100,53

Врут все, но не много. Как экономисты разобрались, когда и зачем мы обманываем

Врут все, но не много. Как экономисты разобрались, когда и зачем мы обманываем
Иллюстрация: pixabay.com

Люди врут: всем вокруг, постоянно, ради даже небольшой выгоды. Почему для нас психологически комфортнее взять чужую еду, а не деньги? Кого чаще обманывают, здорового спортсмена или инвалида?

Что заставляет людей врать? Проведенные экономистами эксперименты показали, что делается это ради личной выгоды, но при этом людям важно ощущать себя не слишком мерзко, так что чаще всего мы врем, лишь немного искажая реальность.

О том, как и зачем люди лгут, Theory & Practice рассказал профессор Российской экономической школы, кандидат экономических наук Андрей Бремзен. DK.RU выбрал главное из материала.

— Последние полвека экономика информации занимает центральное место в экономической науке. Еще фон Хайек заметил, что основная проблема центрального планирования — получить информацию, которой располагает каждый индивид в отдельности. Непонятно, как ее собрать, если учесть, что индивидам свойственно сообщать не истинную информацию, а ту, которую им выгодно сообщать. Слово «врать» в русском языке обладает негативной коннотацией, поэтому можно выразиться более нейтрально: как правило, индивиды искажают имеющуюся у них информацию. И поэтому экономистам, которые пытаются сконструировать какой-то механизм, важно позаботиться о том, чтобы в интересах каждого индивида, участвующего в этом механизме, было говорить правду.

По какой причине люди врут? Почему мы думаем, что все врут? И как это измерить? Как правило, люди врут из соображений выгоды, чтобы как-то улучшить свое экономическое положение. Но у лжи есть и издержки: они могут быть рациональными (с какой-то вероятностью поймают и накажут) и нерациональными (погано буду себя чувствовать, если совру).

Как измерить склонность человека к вранью? Экономисты провели эксперимент. Двадцати испытуемым раздали по 20 табличек с двенадцатью положительными числами вида, например, 3,62 (одна цифра до запятой и две после). Людям нужно было как можно быстрее найти два числа, в сумме дающих ровно десять. Из двенадцати чисел на каждой табличке была только одна такая пара. На все 20 табличек давалось пять минут. По окончании эксперимента испытуемые подходили к проводящему эксперимент, показывали ему свои записи, и он выдавал им, допустим, по 50 центов за каждую правильно найденную пару чисел. Оказалось, что один участник эксперимента успевал найти в среднем четыре пары чисел.

В соседней комнате сидели другие испытуемые. В какую комнату они попадали, решал генератор случайных чисел. Им давали то же задание, только с немного другим условием: по окончании эксперимента им нужно было не сдать бумажку экспериментатору, а опустить ее в шредер, просто запомнив, сколько пар чисел они нашли. Во второй комнате в среднем участники эксперимента «находили» больше, чем четыре пары. Это подсказывает, что люди врут.

Если люди врут рационально, понимая, что их не поймают, то, казалось бы, можно было бы ожидать, что они будут говорить, что успели сделать все 20 табличек. Но этого не происходило: участники называли в среднем около шести пар. Как оказалось, люди привирают, но не сильно.

В другом эксперименте с той же таблицей вместо 50 центов за каждую найденную пару чисел давали 10 долларов. Если бы люди рационально врали, то можно было бы ожидать, что они станут врать больше. Но нет, за 10 долларов люди привирали примерно так же, как и за 50 центов.

Читайте также: «Честные врачи, юристы, бизнес». Когда люди говорят правду, даже если она невыгодна

В рамках другого эксперимента двух разных ассистентов просили доехать на такси из точки А в точку Б и настаивали на оплате строго по счетчику. Так делали много раз, чтобы накопить большой объем данных о том, сколько с них возьмет таксист за поездку по одному и тому же маршруту. Экспериментатор, естественно, знал, что поездка должна стоить 25 шекелей. Маленькая деталь: один из ассистентов экспериментатора был незрячим, ходил с белой тростью, и таксисты понимали, с кем имеют дело. Кого больше обманывали? Незрячий ассистент в среднем платил меньше за одну и ту же поездку. Хотя обмануть его, естественно, легче: таксисту было очевидно, что человек не видит счетчика. Они выключали счетчик немного заранее, чтобы незрячий студент платил меньше. Так выясняется, что людям свойственно желание чувствовать себя хорошими.

Еще одно обстоятельство: людям свойственно приворовывать деньги меньше, чем все остальное. В другом эксперименте в холодильнике общежития оставляли несколько банок с колой — через три дня их уже не было. А в контрольной группе вместо банок клали на холодильник долларовые купюры — и они почему-то оставались лежать на своем месте. Взять с холодильника чужую долларовую купюру никому в голову не приходило, а вот выпить чужую колу было легче.

Между экспериментальной экономикой и психологией очень тонкая грань. Среди прочего экономисты пытаются понять, что надо предпринять, чтобы люди меньше врали. Например, оказалось, что если повесить над кофемашиной фотографию пары внимательных глаз, то люди будут меньше воровать капсулы. Такой способ придумали психологи, но экономисты тоже могли бы догадаться.

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.