Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Все очень плохо. И это мягко сказано». Рынок спецтехники города потерял 60% игроков

Этот кризис ударил по свердловскому рынку спецтехники сильнее предыдущего: продажи просели катастрофически, деятельность прекратили больше половины игроков. Выжившим это на руку, отмечают эксперты.

Говоря о состоянии свердловского рынка спецтехники, его участники предельно конкретны: дела очень плохи. И это мягко сказано, отмечает эксперт рынка Антон Борисенко. Причины понятны: во-первых, взлетевшая в конце 2014 г. в цене иностранная валюта отразилась на росте стоимости импортной техники — она стала дороже на 35-55% в зависимости от бренда и степени локализации производства. Российским компаниям тоже пришлось непросто — многие использовали зарубежные комплектующие. Как результат — падение продаж спецтехники. По оценкам г-на Борисенко, сегодня они откатились не просто на уровень прошлого кризиса, а просели на еще 15-20%.
 
«Кризис глубочайший. Понятно, ранее иностранные дистрибьюторы подняли цены на машины – это отразилось на продажах в негативном ключе. Но есть и еще один фактор: клиенты-частники перестали обращаться за сервисным обслуживанием. Причины поясняют просто: «Машина несколько месяцев стоит на приколе, нет работы, нечего обслуживать». И это тоже валит рынок продаж — на вторичке появилось огромное количество машин в хорошем состоянии, которые продают по совершенно демпинговым ценам», — поясняет Антон Борисенко.
 
Ситуацию обостряют недоступность кредитов и спад в строительной отрасли. С начала кризиса ситуация на рынке недвижимости Екатеринбурга остается стабильно сложной: по словам экспертов, он тонет, только с разной скоростью — в зависимости от сегментов. Девелоперы не скрывают, что то и дело проводят мозговые штурмы — чтобы найти оптимальные инструменты и стратегии работы при низком спросе и исходе инвесторов. Видение у многих такое: сейчас стоит исходить из того, что рынку Екатеринбурга необходимо 500-600 тыс. кв. м. жилья в год — чтобы закрыть потребность горожан в квартирах, а не миллион квадратов, за которым мегаполис гнался из года в год. С коммерческими стройками еще сложнее — в этом году в городе стартовало возведение только пяти объектов. Соответственно, спецтехники требуется много меньше.
 
Плюсом волну непонимания участников рынка вызвал утилизационный сбор на спецтехнику, который российские власти ввели в феврале-2016. Отметим, отрасль и ранее в этом смысле не скучала: едва оправившись от кризиса 2008-2009 гг., игроки столкнулись с законодательными потрясениями — правительство ввело утилизационный сбор на зарубежные машины, легковушки и грузовики. Соответственно, авто у дилеров подорожали, продажи — снизились. 
 
Два года назад утилизационный сбор стал всеобщим — его распространили и на продукцию отечественного производства. Теперь же, с введением сбора на спецтехнику, экскаваторы подорожали примерно на 20% — так ситуацию оценивал этим летом глава российского завода Hitachi Construction Machinery Сэндзаки Масафуми. А эксперты солидарны: многие покупатели будут откладывать приобретение новой техники до лучших времен, а парк имеющихся машин обновлять едва ли станут — по крайней мере, с той же регулярностью, что в сытые годы.
 
По словам Антона Борисенко, для сложной ситуации на рынке спецтехники есть и глобальные причины. Первая — отсутствие государственных денег, которые власти ранее направляли на реализацию различных программ  в частности, на поддержку сельского хозяйства, дорожного строительства и предпринимательства в тех или иных секторах. Сейчас, отмечает эксперт, интересы у государства иные. С другой стороны рынок падает на фоне общих экономических проблем.
 
«Продажи у частного малого бизнеса тоже ощутимо снизились — как и уровень платежеспособности населения. Проще говоря: нет товара, который нужно перевозить. Нечего возить, да и не для кого», — комментирует г-н Борисенко.
 
И добавляет: в кризис 2008-2009 гг. деятельность прекратили максимум 20-30% предприятий, связанных с грузовым автобизнесом. Сейчас таких — порядка 60%. Причем компании действительно закрылись — не перелицевались, не перегруппировались, а ушли с рынка совсем.
 
«Для выживших игроков смерть 60% участников рынка в определенном смысле на руку. Клиентов-частников нет, но и операторов на рынке с каждым днем становится все меньше, так что оставшиеся делят редких клиентов. На таком фоне постепенно уходят некоторые федеральные компании, остаются крепкие игроки-аборигены, которые продолжат борьбу за выживание — выбора у нас нет. Для этого мы выкручиваемся, постоянно ищем новые формы, живем, в основном, за счет сервиса, но и развиваем вторичные продажи. Проявляем лояльность к клиентам. Плюс занялись тем, что раньше энтузиазма не вызывало — разборами техники, вторичными деталями. Так что, скрипим потихоньку. И будем скрипеть столько, сколько сможем», — резюмирует Антон Борисенко.
 
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.