Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Всегда есть риск, что франчайзи сменит вывеску». Колонка Ирины Исмагиловой, «Юниверфуд»

«Будьте готовы к тому, что предприниматель станет чудить. Обязательно. Привносить что-то свое. Здесь нужно искать варианты компромиссов». Ирина Исмагилова — о тонкостях работы с франчайзи.

Ирина Исмагилова, директор по франчайзингу ГК «Юниверфуд» («Блинофф», «Das Колбаs», «Парасоле», «Дюжина» и др.):
 
— Наша компания родом из Екатеринбурга, в 2001 г. мы открыли свои первые джусбары, а сейчас являемся федеральным игроком — в портфеле семь брендов, охвачено 19 городов-миллионников, в 44 торговых центрах работает 118 точек. Первый опыт франчайзинга у нас был в 2008 г. — тогда мы продали первую франшизу, но вышло неудачно, так как франчайзи не понимали основ франчайзингового сотрудничества, самостоятельно меняли меню — как хотели, и  мы отказались от идеи франчайзинга. Стали развивать сеть сами. А в прошлом году решили снова посмотреть в этом направлении, потому что нам постоянно поступают запросы. В итоге в ноябре 2015 г. продали первую франшизу «Блинофф», сейчас смотрим и наблюдаем, но готовы двигаться и развиваться дальше в этом направлении.
 
Тем, кто пока не решаются создать свою франшизу, могу сказать: если вы можете тиражировать собственный бизнес, если он у вас работает эффективно, и вы понимаете всю бизнес-цепочку — как закупать, хранить, производить, продавать, получать прибыль и можете внятно это рассказать другому, вы — отличный франшизер. Ждать идеальных условий, партнеров и клиентов можно сколько угодно долго, и так и не дождаться. Поэтому стоит найти оптимальный для себя ориентир и двигаться в эту сторону. 
 
Например, франшизой может заинтересоваться неорганизованный креативный человек в оригинальной рубашке, которому нравится общаться с гостями, который все время генерирует разные идеи и классно продает. Но опыт показывает, что при товарной инвентаризации у такого руководителя может быть полный швах, потому что ему такая работа категорически неинтересна. Или другой вариант возможен: руководитель — зануда занудой, но у него отличные показатели, потому что он здорово оптимизирует затраты. Правда, ему приходится помогать по части креатива и клиентоориентированного сервиса. 

Опыт показывает, что отлично работают тандемы «продажник» — «производственник», они дают хорошую эффективность, поэтому хорошо, если такой тандем выстраивается у руководителя и заместителя.  

Будьте готовы к тому, что предприниматель будет чудить. Обязательно. Привносить что-то свое. Франчайзинг — это симбиоз работы по найму и собственного бизнеса, и для франчайзи самая больная тема  ограничение их свободы. Здесь нужно искать варианты компромиссов. Мы приветствуем критику со стороны партнеров, их предложения — живые люди с незамыленным взглядом могут дать классную информацию. Один наш франчайзи за полгода накидал массу идей, которые оказались очень интересными. Но всегда есть риск, что отработав какое-то время, франчайзи окрепнет, наберется опыта и сил, и сменит вывеску. На этот случай лучше себя обезопасить и внести ограничения в договоре.

Однако обезопасить себя от всех рисков не получится. Например, франчайзи может занижать показатели работы, чтобы платить меньше роялти. 

В общем, с роялти нужно определиться сразу: будет это фиксированная сумма или процент от оборота. Если вы готовы оказывать франчайзи поддержку — чтобы он не заморачивался маркетингом, работой с персоналом, разработкой меню, то целесообразен процент. И тут владелец должен определиться: какая сумма его устроит, так как нужно будет покрывать затраты на сопровождение франчайзи. Исходя из этого, определить процент роялти и возможность перехода на фиксированную ставку. Если же вы не готовы поддерживать партнера, лучше установить роялти на минимальном уровне, просто за использование торговой марки — так честнее. 
 
Также очень серьезный вопрос — запуск заведения. У нас, например, выезжает специальная группа — люди сами стоят на кассах, обслуживают, помимо того, что мы обучаем сотрудников франчайзи заранее. Франчайзи показывают, как должно работать, а его задача — удержать и наращивать показатели. Это позволяет нам четко понять потенциал точки и обезопасить себя от возможных претензий партнера в будущем: 

если у него не получится раскрутиться, он может начать винить нашу систему, а  после работы группы запуска необоснованных претензий быть не может. 

При этом нужно понимать: франшизы — не пирожки, их каждый день покупать не будут. Выбирая стратегию франчайзинга, придется, возможно, создавать специальный отдел, нанимать штат, тратить деньги, консультировать потенциальных франчайзи, из которых людей с предпринимательским опытом либо тех, кто работают по найму, но оценивают свои ресурсы для покупки франшизы, меньшинство. По большей части время и силы будут уходить на общение с теми, кто только прощупывает почву. Может статься так, что вы будете вести консультации полгода, год, и ни одной продажи не состоится. У меня, например, за год купили только одну франшизу. 

Может быть, я неправильно продаю — иногда даже отговариваю желающих купить франшизу это сделать. 

Но я твердо убеждена, что приобретение франшизы должно быть осознанным шагом. Наверно, бездумно можно продавать больше, но ведь дальше придется работать в партнерстве, а партнерство — это серьезный шаг. А не сиюминутная выгода. 
 
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.