Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Мода на крафт начала угасать». Вячеслав Зацепилов — о монобарах и курсе на антипафос

«Пельменные, чебуречные и рюмочные — это у нас в крови. А модная тема с крафтом — останется ли, не знаю». Президент барменской ассоциации Екатеринбурга — о тренде на монозаведения.

Президент барменской ассоциации Екатеринбурга, собственник Old Fashioned Bar и драфт-мастер компании Heineken Вячеслав Зацепилов в интервью DK.RU рассказывает, откуда пошла мода на крафт, какие монопродуктовые заведения переживут все кризисы и почему наценка на коктейли в 300 процентов осталась в прошлом.
 
Сейчас везде, куда ни глянь, крафтовое пиво. Откуда взялась эта мода? 
 
— Крафт появился около 30 лет назад в Америке, и это было связано, в первую очередь, с изменениями в законодательстве: пиво разрешили варить меньшими объемами. Поэтому появилось много местечковых компаний, которые начали изобретать что-то свое. Зачем и для чего? Чтобы конкурировать с пивными гигантами. Есть, условно, тройка лидеров, которая производит миллиарды гектолитров в год. Нужно как-то с ними конкурировать. А как? У тебя должен быть какой-то эксклюзив. Вот и пошло-поехало: чесночно-овсяный стаут, тыквенный лагер, чили-пеппер-лагер и тому подобное. У нас эта история началась лет пять назад, и тогда весь крафт представлял собой супергорькое пиво, сильно охмеленное, и все думали, что это круто. Тогда же все потребители разделились на два лагеря: «классики» и «крафтовики». Я знаю около 15 брендов, которые начали варить крафтовое пиво, но не всегда оно качественное, на мой взгляд. 
 
Есть компании, которые хорошо это делают (допустим, Jaws (частная пивоварня в Заречном, — прим. ред.)): у них стабильное качество, ничего не меняется от партии к партии, все как должно быть. А есть те, кто сделал какой-нибудь лемонграссовый лагер — все сказали: «Вау, как круто, мы будем его пить» — а вторая партия не получилась: либо напиток вышел кислый, либо ароматика потерялась. Это все связано, в первую очередь, с оборудованием, потому что, наверно, процентов 30 нашего крафта делается практически на коленке, а для производства пива все равно нужны и мощности, и лаборатория качества, и специалисты. 
 
Возвращаясь к моде на крафт: она, как я уже сказал, пошла из Америки и была сначала транслирована на Европу: в Европе сейчас тот же самый бум происходит. Однако мое личное убеждение — это понемногу уже начало угасать. 
 
Тем не менее у нас в городе только-только начали открываться монопродуктовые бары с уклоном в крафт.
 
— Я думаю, это связано не столько с крафтом, сколько с ситуацией в целом: все плавно переходят в стритфуд. Кого 10 лет назад можно было бургером удивить? А сейчас везде бургерные, стейковые... Монобар — это в какой-то мере оттенок стритфуда: «Мы не делаем большой ассортимент, а делаем что-то одно». 
 
Это же, наверно, в первую очередь связано не с модой на что-то, а с экономией?
 
— Конечно. Сейчас ситуация более-менее выровнялась, но все равно вкладываться в какие-то большие проекты рискованно: десять раз подумаешь, прежде чем сделать. Монобар выгоден чем? У тебя нет каких-то излишек, не требуется большого производства, тебе не надо искать поставщика, который занимается всем. Все четко и понятно, проще регулировать стабильность качества и просчитывать экономику. Часто слышу критику: «Вот, открыли фалафельную...», но я ничего плохого в этом не вижу: если есть потребители —  почему нет?
 
Можете оценить инвестиции в монозаведение? 
 
— Я думаю, разница между «полноценным» баром и заведением, где у тебя есть только пиво и бургеры, наверно, процентов 50. Что же касается инвестиций — то говорить бесполезно, разбег очень большой. Но при желании и за миллион рублей можно открыть бар. 
 
Мне кажется, заработать на «классическом баре» проще, чем на «пивном»? На бутылку крафтового пива не сделать такой огромной наценки, как на коктейли...
 
—  Наверно, раньше было бы проще, но если вы заметили, алкоголь за последние два года заметно подорожал. И сейчас никто уже не станет делать наценку 300%  — коктейли по 800 рублей никто не купит.
 
 
«Мода на крафт начала угасать». Вячеслав Зацепилов — о монобарах и курсе на антипафос 1
 
Сладкая жизнь закончилась для всех?
 
—  Иногда такая встряска полезна. Зато сейчас все научились считать и стали относиться к ингредиентам более избирательно: никто не покупает бутылку виски за восемь тысяч рублей, только чтоб была на полке. Всё очень осмысленно происходит. 
 
Насколько, по-вашему, история с крафтом вообще живучая? 
 
— Не могу прогнозировать, но мне кажется, все как обычно: стало модно — стали открывать. Лет 10 назад все открывали лотки с шаурмой — но где они сейчас? На мой взгляд, долго и это не проживет. Если говорить про монозаведения, то сейчас, например, повсюду открываются пельменные — вот это останется, поверьте. Пельменные, чебуречные и рюмочные — это у нас в крови, мы все это помним с юности. А модная тема с крафтом — останется ли, не знаю. 
 
К слову о моде: есть же еще модная тема — коктейли из пива...
 
— Пока у нас не очень модная, но, думаю, через год-два это будет у всех на слуху. 
 
Еще местные рестораторы отмечают, что стал популярен эль, и он даже конкурирует с вином. 
 
— Есть две группы пива: лагер и эль. С элем история какая: у нас в России всегда было приятно употреблять лагер (наверно, 90% от всего выпиваемого пива приходилось на него). Но вообще-то все пиво началось с эля, и разновидностей его бывает очень много: ирландский, австрийский, бельгийский... В одной только маленькой Бельгии производят около полутора сотен сортов эля, причем они сильно различаются между собой. В этом плане эль действительно можно приравнивать к вину, потому что один напиток может быть плотным, насыщенным, другой легким, с оттенком малины, и так далее. Сложно назвать эль прямым конкурентом вину, но эли сейчас действительно стали популярны, и их даже подают в винных бокалах. 
 
А в связи с популярностью крафта можно ли говорить о том, что качество российского пива повысится? Сейчас при слове «пиво» возникают ассоциации с Чехией, Баварией. Но, может быть, в этот ряд сумеет вклиниться и Россия?
 
— В любом случае, появление нового товара приводит к здоровой конкуренции, но к мелким пивоварням лично я отношусь с опаской. Я знаю, что для того чтобы поддерживать качество, нужны инвестиции и хорошее сырье, а не так, что сегодня ты, условно, купил солод в Нижнем Новгороде, а завтра в тагильской солодовне. Да, это может быть неплохой солод в обоих случаях, но пиво будет всегда разное. Как весь этот крафт производится? Откуда у нас за три года столько специалистов появилось? Взять, например, Шотландию: там какой-нибудь маленькой пивоварне может быть 200 лет — как мы можем с ней конкурировать? Одни и те же штаммы дрожжей там передаются из поколения в поколение не первый век. Да, хорошо, что у нас появилось новое пиво, новые вкусы, к пиву относиться начали по-другому — это уже не просто напиток для опохмела, как раньше. Но в одночасье ничего не происходит.
 
То есть пару веков надо подождать?
 
 — Хотя бы лет десять должно пройти: процесс производства устаканится, и можно будет говорить о каком-то российском качестве. 
 
Кстати, а помимо Jaws, которых вы уже упоминали, есть ли у нас, на ваш взгляд, локальные пивоварни, которые выдают стабильно хорошее качество?
 
— На Урале больше нет ни одной. 
 
«Мода на крафт начала угасать». Вячеслав Зацепилов — о монобарах и курсе на антипафос 2
 
Кроме крафтовых, в нашем городе сейчас открываются джин-бары. По-вашему, ставка на джин перспективней?
 
— Думаю, да. Если брать классические коктейли, то, наверно, процентов 30 из них готовится на джине. Это очень коктейльный напиток, хотя у многих он ассоциируется только с джин-тоником. Почему джин у нас долгое время не признавали? Потому что все помнили джин-тоники в алюминиевых банках, которые продавались в конце 90-х. Но джин — это напиток, действительно достойный внимания, и как минимум два-три джиновых бара в нашем городе должно быть обязательно.
 
Вы будете менять концепцию Old Fashioned, делать монобар?
 
— Мы долго думали над этим и решили пока ничего не менять. Одно время у нас было, как у всех, падение выручки процентов на 50%, но сейчас все восстановилось. В 2015-м году сильно чувствовалось снижение посещаемости — в 2016-м народ устал сидеть дома, и все вернулись. 
 
Вы часто бываете в командировках по России и за ее пределами. Какие сейчас тренды в столицах?
 
— В Москве и Питере так же открываются монозаведения: крафт, джин, виски-бары, мескаль (это «предок текилы», можно сказать). Тренд — монозаведения с направленностью на стритфуд, это везде. В Питере есть отличное место, которое сосредоточено на пино гриджио (белом итальянском вине) и тапас (легких закусках) — круто, там есть настроение. В Москве популярна Азия: китайская, вьетнамская кухня. Но всех объединяет то, что всё уходит в «антипафос»: просто, доступно, вкусно. Заметно, что теперь мы начали превращаться в европейцев, то есть стали в заведениях есть. Раньше в рестораны ходили по какому-то поводу: свадьба, юбилей. 10 лет назад к походу в заведение специально готовились, собирались. И каждый, мне кажется, прикидывал, сколько можно купить продуктов и наготовить еды дома на те деньги, что будут потрачены на ужин в ресторане. Сейчас же все по-другому: жизнь крутится вокруг баров, ресторанов, кофеен — это вошло в привычку.  
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.