Подписаться
Курс ЦБ на 20.12
80,72
94,51

Выйти из спячки!

Алексей Подоляко исполнительный директор СУПР «Альянс»   Главные цели бизнес-объединений — улучшать взаимодействие и взаимопонимание между властью и бизнесом, укреплять и развивать сотрудничество д

Помочь себе можем только мы сами.

Алексей Подоляко

исполнительный директор СУПР «Альянс»

 

Главные цели бизнес-объединений — улучшать взаимодействие и взаимопонимание между властью и бизнесом, укреплять и развивать сотрудничество для принятия лучших законов.

С одной стороны, в приватных разговорах многие предприниматели сокрушаются и сетуют на несовершенство законов, двусмысленность подзаконных актов и норм, на зависимость от чиновничьей власти и неспособность изменить эту ситуацию в одиночку.

С другой — далеко не у всех представителей бизнеса есть желание и готовность совместными усилиями поменять положение.

По официальным данным, бизнесмены, входящие в различные ассоциации и объединения, составляют не более 10-12% от общего числа представителей бизнес-сообщества.

Почему эта цифра невелика? Почему остальные 90% предпочитают либо переждать, либо действовать самостоятельно?

Ответы мы знаем благодаря социологическому исследованию НП «Альянс» и многочисленным встречам с предпринимателями разных видов деятельности и масштаба.

Они говорят:

— не видим необходимости;

— не верим, что, объединившись, можно сделать нечто полезное;

— устраивает нынешняя ситуация — менять ничего не надо;

— общественные объединения что-то делают, и ладно, нам тоже от этого перепадет;

— власти виднее — значит, иначе нельзя.

На самом деле предпринимательский класс в вопросе взаимодействия с властью разделился на три группы:

1) группа «лояльных» — устанавливает отношения с властью через соблюдение всех формальных и неформальных правил;

2) группа «конфликтующих» — пробует выстраивать взаимоотношения через критику действий власти и изменение правил, ею установленных (в первую очередь речь идет о пресловутых «правилах выделения землеотводов», сроках и процедурах перевода жилого в нежилое, участии в муниципальных заказах и т. д.);

3) группа «выжидающих».

Понятно, что в первой группе у бизнеса, как говорится, все в «шоколаде», во второй — наоборот, а что в третьей группе?

А там всего понемногу: кто-то завидует лояльным, кто-то их хулит, кто-то ругает конфликтующих, кто-то их поддерживает, но почти никто из выжидающих не проявляет открыто свою позицию.

Возникает вопрос: может, дело не столько во власти и ее качестве, сколько в самих представителях бизнеса?

На уровне здравого смысла: если люди недовольны положением дел в обществе и хотят изменений к лучшему, проще и эффективнее объединить свои усилия.

Но когда говорят «нас далеко не все устраивает, но мы пойдем другим путем» или «бла-бла-бла… ничего не надо предпринимать», то здравого смысла здесь мало.

В обществе вообще и в бизнес-среде в частности много твердят о том, что «во власти всех уровней сегодня поселилась коррупция», «очень мало истинно государевых людей, знающих дело и радеющих за него», людей, которые «взяток не берут, им за державу обидно», и т. д. и т. п. Что сделали представители бизнеса, чтобы конструктивно изменить эту ситуацию к лучшему? И только ли сама власть — причина коррупции? Ведь взяток ждут в первую очередь там, где их дают.

Казалось бы, самые активные бизнесмены проявили себя — они вошли в законодательные и представительные органы власти, но это оказался лишь первый и начальный этап диалога! Некоторые объединились в партнерства и ассоциации. А вот дальше началась методичная, скрупулезная, рутинная, совместная с властью работа по законам, процедурам, механизмам, для которой потребовалось мнение и другой, большей части бизнеса. Чтобы продолжились следующие этапы «диалога бизнеса и власти, выработки совместных взаимовыгодных решений». Правда, представители активной части бизнеса не ожидали, что остальные будут такими молчаливыми.

Кто-то из известных правоведов недавно сказал: «Власть и бизнес в обществе, как весы Фемиды: если они в равновесии, то и в обществе равновесие, если какая-то из чаш начинает перевешивать — возникает тревога». Сегодня «чаша власти» в явном перевесе — и из-за активности властных структур, и из-за пассивности бизнеса.

Значительная часть предпринимателей оказалась менее способной и к самоорганизации — к стратегическому целеполаганию, и к объединению для достижения поставленных целей. На чаше весов Фемиды — вклад очень маленькой группы бизнесменов. И пока не видно признаков изменения ситуации.

Здесь хочется вспомнить М.М. Жванецкого: «Когда результат большинству не нужен, трудно процесс делать захватывающим».

 

МНЕНИЕ ЗА:

Денис Шмыков

генеральный директор компании «Молочный Кит»:

— По мнению социолога Юрия Левады, современный россиянин пассивен, терпелив и лукав. Каждый знает свои проблемы, но лишь малая часть людей, в том числе представителей бизнеса, готова их решать.

Сужу по своим знакомым — среди них бытует мнение, «что с государством бодаться бесполезно, плетью обуха не перешибить». На самом деле это глубочайшее заблуждение. У чиновников нередко просто нет обратной связи об эффективности тех или иных законов. И если бизнесмены сумеют наладить кон­структивный диалог с властью, чтобы получить возможность аргументированно, с цифрами и фактами доказать свою правоту, будет лучше всем — и государству, и бизнесу.

Понятно, что работа в этом направлении должна вестись методично — изо дня в день. Такой подход требует немало времени и серьезных усилий. Но многие бизнесмены живут настоящим, не заглядывая далеко в будущее.

Русский человек дистанцируется от государства и не любит чиновников. Тут как на дороге: если опасаешься каждого взмаха жезла сотрудника ГИБДД, значит, у тебя есть на это причины. Водителю, который соблюдает правила, бояться нечего — он может требовать от дорожного инспектора помощи.

 

 

МНЕНИЕ ПРОТИВ:

Валерий Лоскутов

президент Урало-Сибирской фармацевтической ассоциации:

— Мне кажется, это взгляд пессимиста. Ведь разговор идет о предпринимателях, а они как раз самые активные люди, которые пытаются что-либо изменить в нашей жизни. И не совсем понятно, по каким принципам автор поделил всех бизнесменов на три группы.

Нельзя мгновенно, одним махом, изменить менталитет людей, ведь он формировался годами. Чтобы переделать его, потребуется много времени и терпения. И новшества нужно вводить пошагово. Это касается любой отрасли.

Взять, к примеру, фармацевтический рынок. Он очень специфичен, поскольку напрямую связан со здоровьем и жизнью людей. Нам чаще других приходится сталкиваться с контролирующими органами и органами власти. Предпринимателю трудно выстраивать эти отношения в одиночку, он вынужден терять массу времени в коридорах власти. Но вот возник орган, который сегодня объединил фармацевтов и представляет их общие интересы, — Урало-Сибирская фармацевтическая ассоциация. У нас активная жизненная позиция, мы ищем компромиссные решения с органами власти, формируем доверие к фармацевтам и защищаем их бизнес. И у нас многое уже получается. Главное — верить в то, что ты делаешь.

Самое читаемое
  • Путин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявленияПутин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявления
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.