Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Выпей сок и спаси апельсиновую рощу: как использовать «зеленые» технологии в маркетинге

Популярность фирм, строящих бизнес под лозунгом о заботе об экологии, растет. Но действительно ли они используют «зеленые» технологии или, позиционируя себя так, пытаются лишь привлечь покупателей?

Ответ на этот вопрос искали экономисты Стивен Левитт и Стивен Дабнер, авторы книги «Когда грабить банк и другие лайфхаки». Анализируя случаи из повседневной жизни, они рассуждают о выгодности «зеленого» бизнеса, пользе употребления в пищу продуктов собственного производства и законах современного индустриального сельского хозяйства.

Выращивай, строй и готовь сам: за и против

«Странно устроена жизнь: что одному труд, то другому отдых. Каждый день миллионы людей готовят, шьют и пашут, чтобы заработать на хлеб, — и ещё больше миллионов готовят (в уютных кухнях), шьют (и вяжут) и возделывают землю (или возятся в саду), потому что им это нравится. Разумно ли это? Что ж, если дело в радость, почему бы и не затратить $20 на выращивание одного-единственного помидора черри или $12 на приготовление нескольких лопаток мороженого?» - приводит «Секрет фирмы» рассуждения одного из авторов книги - Стивена Дабнера.

Он приводит в пример рассуждения профессора Майкла Поллана: по его мнению, для общества будет лучше, если люди начнут выращивать еду и делать другие вещи самостоятельно.

«Однако я не могу отделаться от мысли, что экономия, связанная с масштабом производства, и разделение труда, характерное для современного индустриального сельского хозяйства, всё равно дают максимальную эффективность. Плюсы от самостоятельного выращивания пищи ощутимы лишь в том случае, если учитывать вещи, которые нельзя выразить в количественной форме: чувство удовлетворения, возможность чему-то научиться, загореть и размяться», - аргументирует Дабнер.

По его словам, очень субъективным является восприятие самостоятельно выращенной еды как более вкусной, полезной и дешевой.

«Допустим, в этом году вы решили завести огород, чтобы сберечь деньги. Включите в расчёт всё, что нужно купить: семена, удобрения, рассаду, верёвки, инструменты и т.д. Не забудьте о расходах на доставку и затратах, связанных с выбором всего необходимого. Вы уверены, что сэкономите, лично выращивая кабачки и кукурузу? Или возьмём пример, не связанный с едой: строить дом с нуля или купить модульный? В первом случае вам нужно вкладываться во все инструменты, материалы, труд и тратить деньги на транспортировку. Десятки грузовиков приедут сотни раз. И все эти расходы — чтобы построить жилище для одной семьи. Понятно, что дом заводского изготовления даёт возможность сэкономить на труде, материалах и транспортировке».

Экологическая сознательность и позитивные эмоции

Если в фирме работают люди, которые радеют за сохранность окружающей среды, то ориентированность руководства компании на «зеленые» технологии может повысить лояльность таких сотрудников своей фирме и усилить их позитивные эмоции.

«Бизнесмены ломают голову, как увеличивать доходы, повышая степень экологической ответственности. Способов много. Скажем, гостиница экономит деньги и бережёт окружающую среду, если не стирает полотенца, пока клиент не попросит. Снова и снова на «зелёные» инновации обращает внимание реклама, привлекая покупателей. В Берлине один публичный дом нашёл новый способ использовать экологическую проблематику к своей выгоде: ценовая дискриминация. Мэри Макферсон Лейн сообщает в своей статье: «В столице Германии, где проституция узаконена, бордели страдают от всемирного финансового кризиса. Постоянные посетители стали экономнее, а потенциальных клиентов, приезжающих в город в командировку или для участия в конференции, стало меньше. Однако у публичного дома Maison d’Envie дела пошли на лад после того, как в июле они ввели скидку в €5 ($7,5)... Чтобы получить скидку, клиенты должны предъявить на ресепшене либо ключ от велосипедного замка, либо доказательство, что они добирались до места на городском транспорте. Тогда цена за 45-минутные услуги падает с €70 до €65», - пишут в своей книге Дабнер и Левитт.

Стакан сока и спасение тропического леса

Экономисты приводят еще один пример хитрого маркетинга, при котором производители внушают потребителям мысль о том, что последние могут сделать нечто важное для своей земли.

«Сегодня утром я пил апельсиновый сок Tropicana. У этой компании хитрый маркетинг. Если зайти на её сайт и впечатать код с купленного пакета сока, компания сбережёт — от вашего лица — 100 квадратных футов (9,29 кв. м) тропического леса. Красота затеи состоит в том, что число 100 выглядит внушительным. Если задуматься, площадь довольно мала, но впечатление производит. А если вы привыкли к ценам на землю в больших городах, 100 квадратных футов — это серьёзно», - пишет Стивен Левитт.

Стоимость акра земли на Амазонке обходится компании Tropicana примерно в $50, подсчитывают авторы. Если вспомнить, сколько квадратных футов в акре, получится, что земля, «спасенная» с помощью введения кода с пакета сока, стоит около 11 центов.

«Когда я спросил дочь, какова, по её мнению, цена земли, она ответила: $20. Я спросил друга, и он ответил: $5. Если компания предлагает нечто, стоящее 11 центов, а люди думают, что оно стоит $5 или $20, компания поступает с толком», - подытоживает Левитт.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.