Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Пациент скорее жив: как «Уралмашзавод» вышел из депрессии 90-х и «нулевых»

О сделках века, потерянной литейной площадке, сотрудничестве с Украиной, борьбе за качество экскаваторов и дробилок, слияниях и новых контрактах — в материале DK.RU.

Многие годы убыточный, сегодня «Уралмашзавод» обрастает контрактами, разрабатывает новые машины и заканчивает год, удвоив выручку — с 3,5 млрд руб. в прошлом году до 7,2 млрд руб. в этом. Такой рост доходов представители завода прогнозировали еще в конце 2015-го и намеченных целей достигли. Кроме того, предприятие вышло на положительные показатели EBITDA.
 
Этому способствовали несколько факторов. Во-первых, оживление горной промышленности и ее постепенный переход на отечественные машины: если в начале 2000-х все пересаживались на зарубежную технику, то теперь обращают пристальное внимание на отечественного производителя. Во-вторых — вывод «Уралмашзавода» из «Объединенных машиностроительных заводов» под прямое управление «Газпромбанка». Сейчас у предприятия, помимо прочего, есть доступ к кредитным ресурсам для выпуска новых машин. 
 
За годы «производственной депрессии» УЗТМ потерял некоторые активы, например, литейное производство, зато заводу удалось сохранить коллектив конструкторов, которые сейчас и разрабатывают новую технику, интересную покупателям. О реалиях и планах предприятия на профильной конференции «Уралмашзавода» и «Газпромбанка» рассказал директор дивизиона «Горное оборудование» ПАО «Уралмашзавод» Михаил Гуницев.
 
Пациент скорее жив: как «Уралмашзавод» вышел из депрессии 90-х и «нулевых» 1
 

Клиенты есть

 
С«Уралмашзаводом» сотрудничают многие крупные предприятия из России и стран ближнего зарубежья, перевооружая свое производство екатеринбургскими машинами. 
 
— Сегодня корпуса завода завалены заготовками, готовыми изделиями по экскаваторам. Завод работает в две смены, отдельные станки — и в три. Посмотрите на цеха завода в выходные — там все крутится, идет работа. В этом году мы активно продавали ЭКГ-18 (карьерный гусеничный экскаватор). До конца года планируем отгрузить ЭКГ-35, ЭКГ-12. Мы увеличили объем производства  техники и в единицах, и в деньгах, а раз мы производим, продаем, то и выручка увеличивается. У нас появился достойный продукт, который мы можем предложить покупателю, плюс — оживление в горной промышленности. Это все работает. 
 
Основной наш клиент по экскаваторной технике — УГМК, в первую очередь «Кузбассразрезуголь». Кроме того, оборудование закупают «Мечел», «Стройсервис», компания «Еврохим» и их Ковдорский ГОК, Михайловский и Лебединский ГОК, проводим серьезные переговоры с «Сибирским деловым союзом». Поставили «Северстали» две дробилки, и еще четыре они планируют купить. Каждая дробилка весит 250 тонн, четыре — это тысяча тонн высококачественных изделий. Кстати, сотрудничаем и с Украиной — не буду говорить, с каким именно предприятием, но в текущем месяце подписали договор на две единицы оборудования. Мы не воспринимаем Украину с точки зрения политики, но вот их «Новокраматорский машиностроительный завод» — серьезный конкурент для нас, они заставляют нас не спать и делать все более качественную продукцию. 
 

Потери на литье

 
На предприятии самокритично признают: качество изделий УЗТМ еще далеко от идеального. Мешает развитию и отсутствие собственного литейного производства в Екатеринбурге: в 2013 г. эту площадку на «Уралмашзаводе» закрыли, объяснив это вынужденной оптимизацией. Сейчас завод получает литье с ижорской площадки.
 
— Качество нашей продукции неидеально, но у нас работают целые программы по разным направлениям для того, чтобы его повысить. Сегодня клиент стал более требовательным: перегорела лампочка — и нам присылают огромное письмо с объяснением, какие мы плохие, и требованием ее заменить. И они правы. Большая проблема заключается в том, что мы потеряли свою литейную базу, она переехала на ижорские заводы, и литье нам везут оттуда. Сейчас пытаемся решить этот вопрос, ведем переговоры, считаем объемы, инвестиции, сроки. Мы или войдем с кем-то в кооперацию, или приобретем сами, потому что без линейки работать очень сложно. Из-за отсутствия этой части производства мы сильно теряем в сроках. Например, заказывает клиент дробилку, а она на 80% состоит из литья. Ему надо через три месяца, а мы можем предложить только через восемь. Естественно, на этом мы потеряем и клиента, и его деньги. 
 
 
Пациент скорее жив: как «Уралмашзавод» вышел из депрессии 90-х и «нулевых» 2

 

«Вы сделайте, а мы посмотрим»

 
В этом и прошлом году «Уралмашзавод» несколько раз сообщал о новых машинах, которые позволят расширить ассортиментную линейку. Речь идет о гидравлическом экскаваторе и огромном, заточенным под 220-тонные самосвалы ЭКГ-35, который весной будущего года начнет проходить полугодовую опытно-промышленную эксплуатацию в Красногорском филиале УГМК. Если заказчика устроит его работа, машину у «Уралмашзавода» выкупят. «У нас с «Уралмашзаводом» прописан план работы до 2020 г., в соответствии с ним каждый год, если ЭКГ-35 докажет свою работоспособность, мы будем закупать по одной  машине ЭКГ-35 и одну-две машины ЭКГ-18 и ЭКГ-12», — обещает представитель холдинга. 
 
— Строить планы по ЭКГ-35 и гидравлическому экскаватору сложно. Многие предприятия интересуются нашим гидравлическим экскаватором, но говорят: запускайте, а мы посмотрим, но не рискуют купить, и первый гидравлический экскаватор мы поставим на условиях аренды: он будет копать, мы будем получать закуп горной массы. Через некоторое время предложим выкупить по остаточной стоимости.
 

Импортная доля

 
Доля импортных составляющих в серийных изделиях «Уралмашзавода» для горнодобывающей промышленности невелика, однако новые разработки — например, гидравлический экскаватор с ковшом на 16 кубометров, аналогов которых еще нет в России, пока наполовину состоит из импортных комплектующих.
 
— И в экскаваторах, и в дробилках есть импортные узлы, детали и системы, которые у нас не производят. Но доля таких составляющих в наших дробилках и карьерных экскаваторах не превышает 10%. А вот гидравлический экскаватор процентов на 50 будет из зарубежных составляющих. Однозначно иностранным будет дизель — американский Cummins. У нас в стране ему просто нет аналогов. Но мы в этом не одиноки: на том же дизеле работают и машины «БелАЗ», и «Газель», и отечественные бульдозеры. Гидравлика тоже будет зарубежная. Дело в том, что это пилотная модель, возможно, мы где-то перестраховываемся. По мере развития линейки будем смотреть, что можно заменить отечественными составляющими. А в импортозамещение мы вкладываемся своей продукцией. Например, АО «Карельский окатыш» (ведущий комбинат по добыче и переработке железной руды в России — ред.) выводит с производства шведские дробилки и ставит наши. 
 
Пациент скорее жив: как «Уралмашзавод» вышел из депрессии 90-х и «нулевых» 3
 

Контракт века

 
В ближайшем будущем «Уралмашзавод» планирует выходить с экскаваторами и другой техникой на новые зарубежные рынки. Освоением иностранных площадок должна заняться управляющая компания, которую создали на основе двух сливающихся активов «Газпромбанка» — собственно «Уралмашзавода» и ИЗ-КАРТЭКС. Объединение двух предприятий, выпускающих экскаваторы, поможет распределить между ними «обязанности» и не конкурировать в рамках одной компании на этом рынке. 
 
— Мы входим с КАРТЭКСом в кооперацию под одной управляющей компанией. Что-то будут делать у них, что-то у нас. Задача — не конкурировать двум предприятиям одного акционера. То, что мы объединимся — это точно. Именно управляющая компания будет заниматься выходом на зарубежные рынки — Индия, Монголия, Индонезия. Куба. В этом году мы уже поставили пять экскаваторов в Узбекистан, хорошо работаем с Македонией, с мая активно занимаемся Ираном: после того, как там сняли санкции, люди там начали поднимать голову. Мы ездили туда в командировки, их специалисты приезжали к нам, и я надеюсь, в 2017 г. это должно выстрелить контрактами. Правда, нас там, откровенно говоря, никто не ждет: свою технику предлагают американцы, японцы. Так что, если мы подпишем контракт на один-два экскаватора с ковшами на 12 или 18 кубов, это будет успех, тем более что техника недешевая: ЭКГ 12 стоит около 350 млн руб., ЭКГ-18 — около 500 млн руб. С нашими дробилками выходить на зарубежные рынки сложнее, хотя в Индию мы их поставляем. А сейчас добиваемся победы в тендере на поставку в эту страну шести или восьми шагающих экскаваторов. Контракты очень интересные, но в Индии все непросто: конкуренция высокая, а индийцы — очень жесткие переговорщики. Об этом тендере говорят уже года три, надеемся, что в этом году он стартует. Одно из условий получения заказа — наличие нашего сервисного центра в Индии, вопросом его создания мы занимаемся. Если с экскаваторами в Индии выгорит — это будет контракт века.​
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.