Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Взлететь с дозаправкой

AVS Group — не холдинг, подчеркивает Валерий Савельев. Холдинг — неделимый организм, а каждое подразделение в группе компаний — автономный бизнес. И каждый из них, каким бы значимым он ни казался,

Когда в экономике смятение, даже монстры рынка проявляют гибкость. Глава AVS Group Валерий Савельев проводит решения, прежде казавшиеся невозможными: впустить внешних инвесторов в сложившийся бизнес, или слиться с госсектором, или иметь волю отказаться от неактуальных активов.

AVS Group — не холдинг, подчеркивает Валерий Савельев. Холдинг — неделимый организм, а каждое подразделение в группе компаний — автономный бизнес. И каждый из них, каким бы значимым он ни казался, в любой момент можно продать — была бы цена.
Чтобы внутренне принять это принципиальное решение, потребовалось два года и три сессии стратегического планирования. На первой идея вызвала у топов группы массовый протест. Ко второй сессии половина управленцев свыклась с мыслью, а при третьем обсуждении ее сторонниками стало большинство. С тех пор в AVS Group закреплено: любые перемены возможны. Ломка стереотипов добавила группе гибкости. Теперь она развивается за счет нетривиальных решений.

Стратегия — привлекать «стратегов»
Две недели назад AVS Group запустила в разработку проект строительства парка развлечений в екатеринбургском микрорайоне Уралмаш. По замыслу авторов «Парк Победы» займет от 40 до 60 га. Он задуман по подобию крупнейших аналогов — испанского «Порт Авентура» или немецкого «Европарка»: аттракционы, тематические зоны с копиями достопримечательностей разных стран, заведения общепита с национальными кухнями. Неожиданное решение — строить развлекательную инфраструктуру, когда другие отказываются от долгосрочных инвестпроектов, — работает на имидж AVS Group.
На реализацию проекта отведено два года. При этом, рассказывает Валерий Савельев, сама группа не собирается вникать в управление «Парком Победы». Она намерена взять в долю стратегического партнера и нанять профессиональных управляющих, со своей стороны предложив землю, концепцию и деньги на строительство. «Мы понимаем, что хотим получить. Но я прекрасно сознаю: в группе нет специалистов, которые могут предусмотреть все возможные скелеты в шкафу, — поясняет г-н Савельев. — Поэтому мы ищем стратегического партнера, который грамотно все спроектирует, вместе с нами построит парк и будет им управлять». Переговоры идут со всеми опытными операторами, и, вероятнее всего, партнер будет иностранным: в России квалифицированных УК единицы.
Решение привлекать внешних партнеров в различные бизнесы стало поворотным в стратегии AVS Group. Когда наступает момент определять, справится ли топ-менеджмент группы с уже просчитанным или даже действующим проектом, в первую очередь взвешиваются компетенции. Другое важное обстоятельство — будет ли приход новых совладельцев благоприятен для смежных бизнесов. А прибыль в кризис может даже отойти на второй план, если от парт­нерства возрастет общая эффективность.
Этот принцип работает в переговорах по новой сделке AVS Group — вхождению стратегических партнеров в ее банковский бизнес. Валерий Савельев: «Мы обсуждаем с двумя региональными структурами возможность покупки акций Сберинвестбанка. Каждый потенциальный партнер хочет получить пакет в размере до 10%. Но хотя речь идет о покупке бумаг, дополнительных денег нам это не принесет. Наш интерес — перевод на обслуживание в банк партнерского бизнеса и дальнейшая синергия для финансового подразделения AVS Group — страховой компании, НПФ». Пока сделка не завершена, от подробностей г-н Савельев уклоняется.
Вместо этого он рассказывает, что привлекает партнеров и в авиационное подразделение. Группа владеет грузовой авиакомпанией «Авиакон Цитотранс», а основу ее парка составляют самолеты Ил-76, которые позволяют перевозить крупногабаритные и сверхтяжелые грузы и нетребовательны к наземной инфраструктуре аэродромов. Аналоги этого самолета либо дороги, либо в достаточных объемах не производятся. И в планах авиакомпании — эксплуатировать свои грузовики до 2030 г. Значит, нужна будет ремоторизация — замена двигателя на более экономичный и соответствующий требованиям по шумам и выбросам. Валерий Савельев готов стать стартовым заказчиком двигателя Д30-КП «Бурлак», который разрабатывают «Ростехнологии».
В том, что «Ростехнологии» его слышат, г-н Савельев не сомневается. Отношения с госкорпорацией сложились после ее нескольких попыток купить Уральский завод гражданской авиации (УЗГА). При посредничестве главы AVS Group сделку удалось довести до финала (подробнее см. стр. 8). «Акционеры УЗГА, с которыми «Ростехнологии» боролись несколько лет, под конец не верили вообще никому. И в итоге сказали: доверяем только лично Савельеву. В свое время AVS Group покупала самолеты принадлежавшей заводу авиакомпании «Авиапрад», а на УЗГА запомнили, что мы рассчитались по всем обязательствам. Хотя по документам можно было вообще не платить», — объясняет Валерий Савельев.
Заодно с «Ростехнологиями»
AVS Group в принципе разворачивается к госсектору и из сделки с УЗГА собирается выжать максимум пользы. О получении государственных денег речи пока нет. Но «Ростехнологиям» предложено совместно продвигать Концепцию развития транспортно-логистического комплекса (ТЛК) России. По документу, разработанному AVS Group для свердловского правительства, Екатеринбург должен стать узловым пунктом в международном транспортном коридоре (МТК № 2) Берлин — Москва — Нижний Новгород — Екатеринбург — Владивосток. Партнерство с госхолдингом в перспективе может позволить AVS Group управлять грузопотоками в масштабах страны.
Однако в других регионах, по которым проходит транспортный коридор, принципы развития ТЛК не разработаны — такой концепции нет даже в Москве. «Поэтому на Урале мы прорабатываем механизмы частно-государственного партнерства. Но в остальных регионах, где проходит МТК № 2, все не так однозначно. Вполне логично, что главы этих территорий захотят отдать управление грузопотоками местным операторам. Поэтому нам без качественного лоббистского ресурса не обойтись», — объясняет Валерий Савельев.
В регионах масштабные системы быстро не создаются, особенно если на их разработку нужны деньги. «В итоге на все уйдет год-два. А нужна скорость, потому что свой МТК, аналог нашего, уже прокладывает Казахстан. Евросоюз в этом году выделил ему на реализацию проекта порядка 11 млрд евро. Но Казахстану нужно строить железную дорогу, а России — нет. Можно конкурировать», — оживленно рассказывает г-н Савельев.
«Ростехнологии» в состоянии и загрузить международный транспортный коридор: гос­корпорация создает логистическое подразделение. Сейчас ее предприятия (их порядка 500) объединяют грузопотоки. У AVS Group цель — вывести свои логистические компании на федеральный уровень; на инфраструктуру МТК № 2 в городах, кроме Екатеринбурга, она не претендует. «С «Ростехнологиями» мы в процессе переговоров. Гарантий, что оператором станет AVS Group, конечно, нет. Но с этим ничего не поделать. Только доказывать, что мы лучше всех подойдем на роль УК», — констатирует Валерий Савельев.
Реализация концепции МТК № 2 на ближайшие годы останется приоритетом для логистического подразделения AVS Group. Но поставить все на один глобальный проект г-н Савельев не готов. Он рассчитывает присоединить к своей группе самый желанный для российского коммерсанта бизнес — сырьевой: «Сегодня, когда решаешь, что купить, надо помнить: значение имеют природные ресурсы. Щебеночный карьер или какой-нибудь ГОК лучше сталеплавильного завода. У нас в смысле покупок на рассмотрении находится порядка десяти проектов. Но нужно пристально оценивать. Многое отсеиваем. Например, отложили решения о покупке на Урале нефтеперерабатывающего завода и нефте­хранилища: цена пока не устраивает».
Вместо этого, следуя принципу «неинтересных отраслей нет», AVS Group понемногу скупает заложенные активы несостоятельных заемщиков — от офисов до подъемных кранов. Сделки в пределах сумм 2-5 млн руб. идут постоянно. В этом направлении группа работает и с собственным банком, и со сторонними, которые не имеют возможности или желания продавать залоги по рыночным ценам. «Информационный обмен о таком имуществе еще только налаживается, но это нормально. В ближайшие два-три года тема залогов останется актуальной», — убежден Валерий Савельев.

AVS Group
Год основания: 1993.
Транспорт и логистика: авиакомпания «Авиакон Цитотранс» (международные грузовые авиарейсы на тяжелых самолетах), транспортно-экспедиционная компания «AVS Автотранс», таможенный брокер «С.В.Т.С. — Брокер-Урал», информационно-логистическая группа AVS Logistic (комп­лекс услуг в логистике международных грузовых перевозок).
Торговля: торговая сеть «Китай-город» (оптовая и розничная торговля промышленными товарами производства КНР), центр оптовой торговли «AVS Лэнд».
Недвижимость: «AVS Инвест» (управление коммерческой недвижимостью), агентство недвижимости «АВС Стройкомплекс».
Услуги: гостиничный комплекс «AVS Отель», спортивно-оздоровительный комплекс «AVS Кристалл».
Источник: AVS Group.
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.