Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Хаус с видом на парк

Счет на месяцы Возведение торговых (торгово-развлекательных) центров в городах-миллионниках девелоперы считают золотым дном. За последние два года о старте региональных проектов заявили сразу неско

7 января на перекрестке Сулимова – Учителей началось строительство большого торгово-развлекательного центра «Парк Хаус» самарской группы «Время». Подготовительный период продолжался девять месяцев и закончился скандалом из-за вырубки деревьев в Основинском парке. По плану, работы должны закончиться в декабре 2004 г. (в крайнем случае, прихватят январь 2005 г.) В реализацию проекта за такой срок никто не верит. Один из ритейлеров даже предложил поспорить на сто долларов, что через год никакого центра не будет. Кто был прав, узнаем в декабре.

Счет на месяцы

Возведение торговых (торгово-развлекательных) центров в городах-миллионниках девелоперы считают золотым дном. За последние два года о старте региональных проектов заявили сразу несколько фирм. Аналитики предсказывали острую конкурентную борьбу между московской Межбанковской инвестиционной группой (МИГ) и группой компаний «Время» из Самары. Одна движется с востока на запад, другая – с запада на восток. В некоторых точках, в том числе в Екатеринбурге, их интересы пересекаются.

К 2008 г. МИГ собиралась построить 45-50 торговых центров в регионах и еще столько же в Московской области. Финансирование проектов группа взяла на себя. В мае 2003 г. МИГ подписала договор о стратегическом сотрудничестве с корпорацией «Рамэнка» – владельцем сети «Рамстор». Первый торговый центр открылся в 2003 г. в Красноярске, второй – в Нижнем Новгороде. Годом позже МИГ планировал запустить третий – в Новосибирске, но деньги кончились. Недостроенный объект выставили на продажу. После этого МИГ переквалифицировалась из девелопера в управляющую компанию.

Группа «Время» изначально позиционировала себя как структуру, которая разрабатывает концепции торговых центров и реализует их на практике. Алексей Курлыков, управляющий региональным проектом в Екатеринбурге: Собственных площадей в строящихся торговых центрах у нас нет. «Время» выступает как генеральный подрядчик, который занимается организацией строительства под заказчика по схеме Build-to-Suit и эксплуатацией новых торговых центров. В качестве соинвесторов мы привлекаем розничных операторов.

По мнению руководства группы «Время», приток иностранных инвестиций в сектор торгово-развлекательных центров следует ожидать не раньше чем через 2-3 года, а низкая стоимость земли в регионах делает проект коммерчески привлекательным. О намерениях возводить торгово-развлекательные центры в крупных российских городах компания заявила в прошлом году, когда в Самаре открылся первый «Парк Хаус» площадью 20,5 тыс. кв. м. За 12 месяцев его посетило 3,5 млн покупателей. К 2006 г. таких центров должно быть около десяти.

«Парк Хаусы» сейчас возводятся в Тольятти и Екатеринбурге. Потом придет очередь Челябинска, Казани и Саратова – участки под объекты уже нашли. 14 декабря 2003 г. «Парк Хаус» площадью 54 тыс. кв. м появился в Волгограде. В тот день г-н Курлыков нанял 6-местный самолет, чтобы свозить местных чиновников на открытие.

В итоге под трехэтажный «Парк Хаус» площадью 55 тыс. кв. м город выделил место в Пионерском поселке. Рядом с центром предусмотрена открытая двухуровневая парковка, рассчитанная на 1780 мест. Если поделить торговую площадь будущего центра на количество автомобилей, получится 22,5 кв.м (при нормативе 20-30 кв. м торговой площади на одну машину).

Управляющий директор Совета российских торговых центров Олег Войцеховский полагает, что концепцию «Парк Хауса» можно реализовать в любом городе-миллионнике, включая Москву. Группа «Время» сделала ставку на детские развлечения. А по прогнозам экспертов, в ближайшее время в России будет востребован формат «полицентра» – торгового города площадью от 30 до 60 тыс. кв. м, где развлекательная и сервисная зоны занимают половину территории.

В Екатеринбурге парк аттракционов при новом ТЦ – с колесом обозрения, американскими горками, каруселями и игровыми автоматами – займет 16 из 19 га, отведенных под строительство. Выбирая место, г-н Курлыков рассматривал и другие варианты, в том числе площадку напротив кинотеатра «Заря», принадлежащую Уралмашзаводу, и участок в районе автовокзала, но там нет подходящего лесного массива. Будь в «Парк Хаусе» отель, его можно было бы считать упрощенным вариантом полицентра, но желающих финансировать строительство гостиницы не нашлось.

Сейчас организаторы проекта рассчитывают на 725 тыс. покупателей в радиусе 20-минутной доступности. После расширения улицы Учителей, строительства жилых домов на Вилонова и дорожных развязок Учителей – Маяковского и Маяковского – Космонавтов, численность населения Кировского района вблизи площадки увеличится. Кроме того, желающих будут привозить к торгово-развлекательному центру микроавтобусы. В Волгограде их три с половиной десятка, в Екатеринбурге будет около 50.

 

К успеху по травелатору

Строительство торгово-развлекательного центра обойдется инвесторам в $28-30 млн. Еще $10 млн потратят на парк аттракционов. Расчетный срок окупаемости проекта – 3-5 лет. Подрядчиком стало СМУ-3. По словам г-на Курлыкова, предложения о сотрудничестве поступали и от других строительных организаций, но в одном случае не устраивала цена, в другом – узкая специализация. Не исключено, что на отделочные работы пригласят москвичей.

Руководство группы «Время» позиционирует свой центр как первый в России торговый комплекс, соответствующий западным стандартам. Впрочем, универсальных западных стандартов нет. Известны три варианта концепций торговых центров – английская, французская и немецкая. Они отличаются по типу «якорей» и их размещению. Английская и французская концепции больше внимания уделяют дизайну и совместимости брендов. Однако, по мнению Олега Войцеховского, на российском рынке лучше работает немецкая концепция, краеугольным камнем которой остается простота и ориентация на быструю окупаемость. «Парк Хаус» относится как раз к такому варианту, но это не исключает применения прогрессивных технологических решений. Александра Славянская, генеральный директор «РАО Консалтинг»: Многие торговые центры на Западе оборудованы эскалаторами и травелаторами – чтобы покупатель мог видеть всю площадь центра и чтобы у него слюна потекла тонкой ниткой при взгляде на эти магазины, товары и услуги.

В Екатеринбурге первым магазином, оснащенным эскалатором, стал три года назад «Покровский пассаж». Травелаторов же, с помощью которых покупатели могут перемещаться по всему центру с тележками, до сих пор не было. По словам генерального директора Общества «Малышева-73» Павла Кузнецова, они собирались оборудовать травелаторами новый ТЦ на Малышева – Сакко и Ванцетти, но места оказалось недостаточно. В «Парк-Хаусе» травелаторы предусмотрены.

Якорные операторы, за некоторым исключением, останутся те же, что в Самаре и Волгограде: «Техносила» (бытовая техника), «Л`Этуаль» (парфюмерия и косметика), «Спортмастер» (спортивные товары). По прогнозам, 90% торговых площадей к открытию ТЦ сдадут в аренду. Среди арендаторов, подбором которых занимается специальная группа, преобладают московские компании. Их список еще не сверстан, известно лишь, что на долю местных торговцев останется не больше 5-10% площадей.

Половину первого этажа займут 32 торговые секции (бутики) общей площадью 4,1 тыс. кв. м, где будут представлены массовые бренды, а также банк, аптека, химчистка и кафе-экспресс. Вторую половину – 6, 173 тыс. кв. м – отдадут под продуктовый гипермаркет. В Самаре и Волгограде продовольственным оператором был торговый дом «Перекресток». В июле пресс-секретарь «Перекрестка» Евгений Шидяев подтверждал, что руководство компании рассматривает все варианты выхода на рынок Екатеринбурга – от строительства или аренды торговых площадей до покупки сети одного из местных ритейлеров. Предполагалось, что открытие гипермаркета в местном «Парк Хаусе» станет первым шагом. Однако теперь с вероятностью 90% можно сказать, что вместо «Перекрестка» придет его прямой конкурент – франчайзинговая сеть Spar. Это интересно уже потому, что в декабре 2003 г. «Перекресток» купил 75% акций компании Spar Middle Volga – оператора сети Spar в Нижнем Новгороде.

На втором этаже площадью 12,9 тыс. кв. м будут товары для дома, бытовая техника, спортивные товары, ресторан и 47 секций бутиков. На третьем площадью 15,8 тыс. кв. м – игровые залы для детей, мультиплекс из 9 залов, мебельная зона, фудкорт и административные помещения. Зону развлечений организует компания «Инвесткинопроект», планирующая с 2003 по 2007 гг. открыть около 30 многозальников, в том числе в Санкт-Петербурге, Краснодаре, Ростове. Но сначала будет Екатеринбург.

Обратная связь: starkov@apress.ru

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.