Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

«Я должен $100 млн властям США по делу об инсайдерской торговле»: Анатолий Князев / КЕЙС

«Когда мы начинали бизнес, думали, что будни финансистов — это вечеринки, богатые клиенты, яхты. Мы представить не могли, что наша компания когда-то заинтересует ребят из комиссии по ценным бумагам».

Рубрика «Особое мнение».
 
Анатолий Князев, соучредитель и исполнительный директор EXANTE:
 
— Август 2015 года.
 
Я просыпаюсь и понимаю, что должен $100 млн. Не просто кому-то, а правительству США — тому самому, с авианосцами, со спецслужбами.
 
$100 млн — большая сумма. Я мог бы каждый день в течение года покупать новый Rolls-Royce или построить крутой небоскреб. Даже, быть может, мне хватило бы денег, чтобы отправить миссию на Марс. Но! 
Комиссия по ценным бумагам и биржам США (Securities and Exchange Commission, сокращённо SEC), один из американских финансовых регуляторов, опубликовала заявление: раскрыто самое крупное в истории дело об инсайдерской торговле. 
 
SEC обвиняет 40 физических лиц и компаний из США, Украины, России и офшорных юрисдикций в том, что они вступили в сговор и нанимали хакеров для получения доступа к непубличной информации публичных торгуемых компаний. 
 
По утверждению Комиссии, это давало обвиняемым неконкурентное преимущество в торговле ценными бумагами, и SEC хотела бы получить с участников гражданского дела большие штрафы. А фигурантам криминального дела, которым занимается прокурор, светят тюремные сроки.
 
Что вообще происходит, когда Дядя Сэм решает, что твоя компания что-то нарушила в США? Первым делом ты об этом узнаешь из всех онлайн и офлайн СМИ: будь то сайт Wall Street Journal или газета New York Times — там написано, что твоя фирма совершила такой-то проступок. Больше ты ничего пока не знаешь. Потом начинаешь получать звонки от контрагентов, клиентов, родственников и знакомых, но особо ничего не можешь им объяснить.
 
Практически одновременно с этим все твои активы в США оказываются замороженными. После этого, дня через два, в наш европейский офис доставили четыре коробки, набитые материалами дела — примерно 2,5 тыс. страниц. Прислали нам это курьерской службой за счет американских налогоплательщиков. К тому моменту мы уже поняли, что нам нужен американский адвокат, начали знакомиться с тем, как работает судебная система в Америке, какие аргументы нужно предоставить. 

А самое интересное, сколько этот американский адвокат стоит! Ставка партнера фирмы, которая вела наше дело, составляла $1,5 тыс. в час. После этого мы с коллегами задумались, почему стали программистами и бизнесменами, а не юристами.

Каждый день я просыпался и спрашивал себя, почему оказался в этой ситуации, что пошло не так. Когда мы начинали бизнес, то были уверены: будни финансистов проходят так, как показано в фильме «Волк с Уолл-стрит» — вечеринки, богатые клиенты с яхтами, ты, брокер, их обслуживаешь и тоже получаешь хорошие деньги. Мы даже близко представить не могли, что наша компания когда-то заинтересует ребят из комиссии по ценным бумагам. Я анализировал, вспоминал другой фильм, «Уолл-стрит» с Майклом Дугласом, где его герой Гордон Гекко убеждал акционеров принять некое решение и аргументировал: «Жадность — это хорошо». Возможно, мы были слишком жадными.
 
Но на самом деле проблема крылась в такой скучной вещи, как комплаенс — соблюдении требований регулятора. Финансистам, IT-шникам, бизнесменам никогда не интересно, что регулятор думает о правильности развития их бизнеса. Нам казалось странным, что какие-то люди, далекие от предпринимательства и информационных технологий, создают правила — что можно, что нельзя. 
 
Сознательно мы ничего не нарушали, но на многие вещи обращали меньше внимания, чем стоило. 
 
В итоге история закрыта: Комиссия отказалась от претензий к нашей компании, мы смогли аргументированно объяснить, где были ошибки людей из SEC. Показали, что мы выступаем посредником, а сделки заключают другие люди, наши клиенты. И Комиссия предъявила претензии уже им. Но этот хэппи энд стоил мне полугода времени, в течение которого я не занимался бизнесом вообще, за который потратил кучу денег на американских юристов и получил отток клиентов. После этого наш комплаенс усилился. 
 
В принципе, после кризиса 2008 г. стало ясно, что мир вступил в эру комплаенс. 
 
До этого крупные банки и компании могли делать практически все, что хотят, а после штрафа в $5 млрд, который Goldman Sachs получил за нарушения при торговле ипотечными ценными бумагами, это стало обычной практикой — финансовые компании то и дело получают штрафы за нарушения правил, придуманных регуляторами. Кроме того усилилась борьба с отмыванием денег, финансированием терроризма, и все бизнесы будут на себе это чувствовать. С этим нужно просто смириться. И делать выводы.
 
Колонка написана на основе выступления на Eurasian Business Week
Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
  • Путин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найденПутин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найден
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.