Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Как работает «школа Грефа» — взгляд изнутри

Бывший педагог образовательного комплекса «Хорошевская гимназия» Дарья Пойманова в колонке на DK.RU рассказывает об изнанке знаменитой «школы Грефа», принципах отбора и уникальных методиках.

Дарья Пойманова приехала в Екатеринбург из Москвы. Там она работала воспитателем в Хорошевской прогимназии. По просьбе DK.RU она рассказывает о том, как устроена знаменитая Хорошёвская гимназия, как туда поступить и за что можно вылететь.

Справка DK.RU

 
Дарья Пойманова
Образование: департамент психологии Высшей школы экономики (бакалавриат). Магистратура МГППУ (направление «Психология и педагоги образования интеллектуально одаренных детей»).

Опыт: прошла практику в школе-интернате для высокоинтеллектуальных детей «Интеллектуал» в качестве психолога.
Имеет опыт работы по методике Марии Монтессори. Работала воспитателем в Хорошёвской прогимназии (г. Москва).

Стаж: 8 лет.
С сентября 2017 года живет в Екатеринбурге, работает в саду-школе «Согласие».
 

Дарья Пойманова, образовательный технолог, специалист по социокультурному подходу:

— Когда я шла на собеседование в Хорошёвскую гимназию, я думала, что для учредителей это не больше, чем дорогая игрушка. Но я ошиблась — к образовательному процессу там относятся очень серьезно.

Часто, когда узнают, что я работала в «Хорошколе», спрашивают, как туда попасть, достаточно ли просто заплатить. Я отвечаю — нет. Там очень ценится сотрудничество: между педагогами, родителями, детьми. Умение сотрудничать проверяется в спортивном зале.

Детей, которые претендуют на место в саду или школе, совместно с их родителями просят выполнить несколько спортивных заданий. Желательно, чтобы на этом отборочном этапе присутствовали и мама, и папа. Так проверяют не столько физическую форму детей, сколько их умение взаимодействовать с родителями и сверстниками, а также смотрят на поведение взрослых: в чем они пришли в спортзал, как общаются со своими и чужими детьми и как коммуницируют с другими взрослыми.

С большей вероятностью возьмут ребенка, у которого родители «в контакте», даже если он в чем-то отстает. Потому что школа или садик — это всегда командная работа, это формула «ребенок плюс семья». Даже если ребенок поступил в «Хорошколу», а потом оказывается, что родители приходят на одно мероприятие в год, нечему удивляться, если его отчислят. Такие случаи были.

Как работает «школа Грефа» — взгляд изнутри  1

Спортивный тест проходит в зале, который оборудован по методике 3d-физкультуры. В зале вы увидите и мягкие блоки, и металлические конструкции: лестницы, лабиринты, горки. Это не просто развлечение — это место повышенной опасности для детей. Уроки 3d-физкультуры — и про физику тела, и про взаимодействие, и про ощущение опасности. Это одна из трех базовых методик в основе работы «Хорошколы».

Вторая методика — это театральная режиссура. В «Хорошколе» приняли за правило, что учителя должны быть режиссерами своих уроков: они не просто должны давать знания, но и доносить их с помощью сценарных и артистических приемов. Педагогов учат владеть голосом, телом, мимикой, чтобы уроки стали выразительней и интересней.

Мне очень нравится одна фраза, которую я услышала на семинаре по театральной режиссуре: «Педагог должен снять с себя ребенка». Это значит, что учитель (или воспитатель) должен так организовать процесс, чтобы дети сами работали и обращались за помощью к своему соседу, а не ко взрослым. А педагог может сидеть в углу и наблюдать за процессом: для меня так построить урок — это высший пилотаж.

Третья методика — социо-игровой подход, в основе которого лежит работа в группах. Команда советских исследователей выявила, что ребенок достигает лучшего результата, когда взаимодействует с другими детьми: в двойках, тройках, четверках — как угодно. В каждое занятие мы старались ввести элементы командной игры.

Кстати, педагоги «Хорошколы» тоже проходили командные тренинги: мы произвольно разбивались на тройки и по очереди вели друг за друга занятия.

При этом один из тройки был «учителем», второй «гостем», а третий «судьей». Я, например, работая в детском саду, благодаря этой системе смогла провести урок в начальной школе и прочувствовала, к чему я должна подвести своих «подготовишек», чтобы они действительно были готовы к первому классу.

Второе, что берется во внимание при социо-игровом подходе — это необходимость оречествления письма. Когда ребенок учится писать, он должен не просто механически отработать какие-то закорючки и палочки, а проговаривать действия. Например, рисует волну и повторяет: «С горки на горку едет Егорка». Впоследствии это не только превращается в письменную речь — ребенок учится осмыслять, что он пишет. Это дает реальный результат: и почерк лучше, и ошибок меньше.

Сейчас родители очень пугаются дисграфии и дислексии (это нарушения чтения и письма, которые проявляются, когда ребенок оказывается за школьной партой). Такой метод и есть профилактика этих явлений. Но у этого подхода есть и более глобальная цель: так мы можем показать детям, что все, что они делают, должно иметь смысл.

Текст: Полина Борисевич
Фото: horoshkola.ru

Справка DK.RU

 
Хорошёвская гимназия («Хорошкола») — частный образовательный комплекс в Москве. Состоит из детского сада и гимназии.
Учредитель «Хорошколы» — Яна Греф (супруга Германа Грефа, председателя правления Сбербанка).
Авторы методик, которые применяются в Хорошёвской гимназии: 3-d-физкультура и методика «Диалог с препятствием» — педагог «Хорошколы» Сергей Реутский, режиссура урока — советский и российский театральный режиссер, исследователь психологии человеческого поведения Петр Ершов, социо-игровой подход — советский и российский педагог, психолог Евгений Шулешко.
 

 

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.