Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

Юлия Шатайлова: «Не все в нашей профессии могут творчески мыслить. Меня это удивляет»

Она выбрала профессию флориста-дизайнера, услышав по радио слова «икебана» и «аранжировка», и за 25 лет прошла путь от составления букетов до своей мастерской, оформляющей самые статусные объекты.

У Центра флористики и дизайна «Арт и Шок» впечатляющий клиентский лист: УГМК-холдинг, «Уралэлектромедь», «Ростелеком-Урал», Министерство культуры Свердловской области, ресторан «Троекуров», «Пумори-Инжинеринг инвест» и еще десятки компаний, имена которых у всех на слуху.

«Я оформила почти все значимые места нашего города», – говорит основатель и руководитель компании Юлия Шатайлова.

Юлия Шатайлова: «Не все в нашей профессии могут творчески мыслить. Меня это удивляет» 1

Четверть века назад о флористике в нашей стране мало кто слышал. Как для вас флористика стала профессией?

— Меня всегда привлекал дизайн, возможность делать что-то своими руками. Тем не менее, выполняя родительский наказ, я окончила Лесотехнический институт с дипломом инженера. Я прекрасно понимала, что не буду работать по специальности. Найти себя, свое дело помог случай: по радио шла передача о цветах, в которой звучали волшебные слова «икебана», «аранжировка» – и мое сердце екнуло. Хотя о цветах я абсолютно ничего не знала, у нас в квартире даже не было ни одного растения! Так что я не выбирала профессию, она меня выбрала. Сразу и бесповоротно, как любовь с первого взгляда, но в моем случае это была любовь с первого звука.

Самые первые шаги в мир флористики я сделала в одном из редких в ту пору цветочных салонов. Он давно закрылся, а его директор, к которой я когда-то прибежала с горящими глазами и абсолютным отсутствием знаний, впоследствии стала моей клиенткой. Я с головой окунулась в мир новой профессии, быстро познакомилась с такими же, как я, энтузиастами. В 90-е годы происходило становление флористики в России, мы работали и учились одновременно, постигали все с нуля, не думая о деньгах и бизнесе, просто жили этим.

Системы обучения профессии флориста в Екатеринбурге, да и, наверное, в России не было. Где вы получали знания? Только из практики?

— Мне повезло на учителей. Их были единицы, но высокого уровня. В России я училась в международной школе флористики и дизайна «Николь» (Москва), в Германии в школе флористики Wasserchlos, куда Наталья Осипова привозила сборные группы со всей России. Кстати, именно там и тогда я заработала первую валюту: немцы покупали и продавали выполненные мною на практических занятиях работы через свои салоны. И в день я зарабатывала по 100 марок. Это частично покрывало мои расходы на обучение. Конечно, я посещала семинары и мастер-классы именитых российских и европейских мастеров: Елены Юдаевой, Николая Агопа, Аннет Кампинг, Клауса Вагенера, Валли Клетт, Даниеля Оста и многих других.

Когда появилась собственная цветочная компания?

— В 1994 г. я и трое коллег открыли фирму «Флорина» (впоследствии каждая из нас ушла в свою нишу, создав что-то свое). В ту пору ассортимент цветочных магазинов Екатеринбурга исчерпывался розами и гвоздиками. Мы же в числе первых начали знакомить город с европейской флористикой, возить голландские экзотические цветы – орхидеи, стрелитции, хеликонии, эустомы, дельфиниумы и редкие сорта роз. В принципе все то, что до сих пор есть у нас на рынке. Причем, делали это в прямом смысле на своем горбу: сами грузили коробки, сами таскали. Вот так начинался цветочный бизнес. Все делалось «на коленке», но постепенно мы развивались, появилось несколько точек продаж, оптовое направление.

Я творческий человек, и у меня есть огромная потребность в самореализации. Спустя какое-то время мне стало тесно в той нише, в которой мы утвердились – создание букетов, продажа цветов и керамики. Я видела свое будущее в дизайне, в оформлении интерьеров.

Юлия Шатайлова: «Не все в нашей профессии могут творчески мыслить. Меня это удивляет» 2

В ту пору Екатеринбург активно строился, и идея декорирования пространств лежала на поверхности. Я реализовала ее уже в рамках собственного бизнеса, создав в 2000 г. Центр флористики и дизайна «Арт и Шок» – это был первый в городе пример формата «цветочный магазин-мастерская». Сначала он располагался на ул. Авиационной, позднее переехал в центр города на ул. Малышева. Опыт показал, что переезд был ошибочным шагом. Однако, мне приятно, что люди до сих пор помнят наши витрины и интерьеры, меняющиеся каждый сезон. Для многих наш центр был ориентиром в мире не перепродажи цветов, а создания из них изделий. Мало того, мы первыми показали, что флорист и декоратор – это одно и то же. И работает он не только с цветами, а с множеством других материалов. Это был другой подход, кто-то называет его европейским. Пожалуй, мы принимали участие в оформлении всех значимых объектов города – офисов крупных компаний, гостиниц, общественных зданий, ресторанов.

Тем не менее, с ул. Малышева вы уехали…

— Однажды я занялась анализом бизнеса и поняла, что салон в центре города нам не нужен: значительную часть времени я проводила на объектах, со временем люди даже букеты стали заказывать у нас дистанционно. И при этом стоимость аренды была совершенно дикой. К тому же, разразился кризис 2008 года. Я отправилась в Германию, начала знакомиться с опытом зарубежных коллег и поняла, что люди творческого склада переходят от формата магазина к мастерской. Вернувшись домой, я окончательно решила, что этап цветочного бизнеса – пройденный, как и формат салона, и стартовала в новом качестве…

Что представляет собой «Арт и Шок» сегодня?

— Это мастерская по комплексному оформлению – интерьеров, праздников, свадеб, расположенная на берегу реки Исети. Мы берем на себя все: от разработки концепции до ее реализации в деталях. Наличие собственного производства, оборудования для хранения цветов и огромного арсенала материалов и инструментов позволяет нам спокойно реализовывать все идеи. Это наш конек. Сегодня, оформляя мероприятие, мы полностью меняем пространство: привозим мебель, текстиль и, конечно, цветы.

Юлия Шатайлова: «Не все в нашей профессии могут творчески мыслить. Меня это удивляет» 3

Очевидно, чтобы предложить клиентам комплексный подход, вам опять пришлось много учиться – дизайну и декорированию в широком смысле?

— Да. Я шаг за шагом внедрялась в праздничную индустрию, знакомилась со свадебной сферой. Кстати, наконец, пригодилось и мое инженерное образование, поскольку в этой области много расчетов. Сегодня я с полным на то основанием называю себя дизайнером-флористом, флористом-декоратором. Я не просто возглавляю компанию, но и разбираюсь во всех процессах и при необходимости могу заменить любого члена своей команды.

Кто ваши заказчики сегодня?

— В основном крупные компании. Мы оформляем их офисы, праздники, стенды на выставках. Так, «Арт и Шок» традиционно создает оформление стенда УГМК на Иннопроме. Мы работаем и с частными заказчиками, декорируем праздники, коттеджи и квартиры. Совершенно особая сфера – оформление свадеб. Эта тема дает разгуляться фантазии сполна! Сотрудничаем с ведущими организаторами в праздничном бизнесе.

Важен ли для декоратора собственный стиль, ведь каждый раз приходится подстраиваться под вкус заказчика? Есть ли у вас свой творческий почерк?

— У меня есть образование и опыт, позволяющие работать в разных стилях: от классики до минимализма. И мне это нравится – однообразие не для меня. Но по-настоящему я «отрываюсь» в конкурсных работах, в них как раз и проявляется мой почерк. Четкие конструктивные решения, смешение фактур, сочетание природного материала с железом, пластиком, жестью, некоторая брутальность – это мое. Кто-то называет мой почерк мужским, что ж, мне это импонирует – 80% флористов с именем в Европе – мужчины. Вообще, я считаю, что флорист-декоратор, независимо от пола, должен обладать мужским характером. Это сказывается и на почерке… В то же время, мне нравится создавать транспарентные работы – легкие, элегантные, нежные.

Приходят ли к вам заказчики с готовыми картинками, прося сделать нечто подобное?

— Так бывает, но мне не интересно копировать чужие работы. Поэтому я обязательно предложу свою концепцию, которая удовлетворит пожеланиям заказчика. В результате это будет мой проект, а не калька созданного кем-то. Для меня как для творческого человека очень важна самореализация, поэтому я участвую в конкурсах (прим: Юлия – призер трех Чемпионатов по профессиональной флористике Урала)... Как правило, на них приходят амбициозные люди, которым важно реализовать смелые авторские идеи, ведь в практической работе с заказчиками не все получается воплотить. Кроме того, конкурсы – это еще и серьезная школа: за время подготовки впитываешь массу информации, и наработанное за три месяца в дальнейшем можно использовать в течение нескольких лет.

Вы ведь еще и преподаете?

— Да, с 2014 г. я провожу авторские практикумы на конкретных объектах, куда приезжают декораторы со всей России, как они сами говорят, за идеями. Вообще, я поняла, что не все в нашей профессии могут творчески мыслить, рождать концепции. Для меня это странно, потому что у меня самой миллион идей! Если сейчас придет заказчик с конкретной задачей, я тут же предложу ему десяток решений.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.