Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Мы стали узнаваемы благодаря гонке за ЭКСПО — Андрей Соболев

Зачем нужен ИННОПРОМ, чего ждать от китайской «экспансии» и что продают свердловчане за границей — в интервью с министром международных и внешнеэкономических связей Свердловской области. 

Привлекать инвестиции, выходить на экспорт, взять курс на Восток — такой рецепт прописали экономикам всех российских регионов. О том, как на международной арене выполняет эти рекомендации Свердловская область, рассказал в интервью DK.RU министр международных и внешнеэкономических связей Андрей Соболев. Он признает: в международной кооперации не все бывает гладко, но инструменты поддержки предпринимателей, желающих выходить на новые рынки, начинают работать, а в регионе появляется все больше примеров удачных экспортеров и предприятий с иностранным капиталом. 
 

Спецпроект: ИННОПРОМ — 2017 Интервью актуализировано 4.07.2017

 
Навстречу Востоку
 
После объявления санкций мы — и на федеральном, и на региональном уровне — стали больше «дружить» с Китаем. И это приносит результаты, уверен г-н Соболев. 
 
Может ли Свердловская область похвастаться реальными плодами такого сотрудничества?
 
—  Да. «Восточный ветер» в наши паруса начал дуть не так давно, но с Китаем Свердловская область взаимодействует много лет: первое международное соглашение долгое время закрытый регион подписал 25 лет назад именно с китайским городом Харбином. Поэтому Китай — один из самых значимых наших торговых партнеров, но сейчас мы стараемся переходить от торговли к более глубоким отношениям, и результаты уже есть. Например, мы недавно встречались с важным для нашего региона инвестором — компанией «Хайлонг», основавшей в 2012 году Невьянске дочернее предприятие — «Техномаш». На встрече акционеры озвучили свое решение — вложить в текущем году 400 млн руб. в развитие производства бурильных труб и в полтора раза — на 200 человек — увеличить штат «дочки». Сегодня компания уже производит 15 тыс. тонн труб в год, и если раньше они завозили бурильные замки из Китая, а на продажу поставляли только заготовку, полуфабрикат, то теперь замки будут производить в Свердловской области, а глубина обработки изделий увеличится. Продукцию в ближайшее время будут поставлять не только на российский рынок, но и в страны СНГ. Это предприятие — наша саксесс-стори, удачный кейс взаимодействия иностранного инвестора и отечественного производителя. 
 
Китай был партнером ИННОПРОМа в прошлом году, в этом нас ждет десант из Японии. Сотрудничают ли уральские компании с Японией?
 
— Да, с Японией у нас тоже много совместных проектов: «Уралтрубпром» в Первоуральске совместно с «Мицубиши» производит бесшовные трубы, Уральский стекольный завод в поселке Уфимки совместно с компанией «Нипро» занимается производством фармацевтического стекла, «Пумори» взаимодействует с компанией «Окума» в производстве станков, СП «Машпром-Мишима» в Нижнем Тагиле занимается производством и восстановлением стенок кристаллизаторов для машин непрерывного литья заготовок. Причем, мы взаимодействуем не только в сфере промышленности: в прошлом году компания «Фанук» благодаря нашим контактам с Японией открыла новый образовательный центр на базе УрФУ
 
Мы стали узнаваемы благодаря гонке за ЭКСПО — Андрей Соболев 1
 
 
Вообще, относительно ИННОПРОМа и других выставочных проектов высказываются весьма скептически: зачем нужны такие дорогие выставки, если на них подписывают только рамочные соглашения?
 
— Соглашение, даже рамочное, между правительством региона и зарубежной компанией — важная штука. Это признание того, что компания, с которой подписано соглашение, нужна нашей экономике что ее инвестиционную деятельность на территории региона будут поддерживать. Кроме того, ИННОПРОМ, а с недавнего времени и Российско-Китайское ЭКСПО — прекрасные площадки для того, чтобы демонстрировать итоги взаимодействия, подавать пример новым инвесторам. Часто нас язвительно спрашивают: «А дала ли что-нибудь региону гонка за проведение ЭКСПО 2020?»  Безусловно. Мы стали узнаваемыми, ИННОПРОМ стал выставкой федерального значения, мы получили право проводить Российско-китайское ЭКСПО — решение об этом принимали на конкурсной основе на уровне федерации. Это действительно удобная площадка, особенно с учетом того, что китайской стороне Свердловская область очень удобна для развития совместных проектов — в регионе выстроена удобная логистика, развита промышленность и торговля. Они присматриваются и к технопаркам, и к «Титановой долине», и к территории опережающего развития в Краснотурьинске. Но Российско-Китайское ЭКСПО могло запросто «уйти» регионам-конкурентам... 
 
То есть, мы конкурируем с соседями за инвестиции и конгрессные мероприятия?
 
— Не только и не столько с соседями. В России есть несколько регионов — драйверов развития — Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, с недавних пор — Сочи, город очень удобный для проведения международных встреч. Именно с ними мы конкурируем за право проводить выставки, за внимание инвесторов, и, в конечном итоге, за деньги.  
 

В связке с Западом

 
Несмотря на то, что связи Свердловской области и восточных стран укрепляются, прежние договоренности и контракты с европейскими странами сохраняются. «Мы чувствуем, что сегодня Свердловская область может присутствовать со своими товарами практически в любой точке мира, и нужно расширять номенклатуру экспортных товаров. Тем более, что сегодня российское правительство определило Екатеринбург претендентом от нашей страны на проведение Международной универсальной выставки ЭКСПО-2025». На мой взгляд, участие в кампании — это не только высокое доверие страны, но и прекрасная возможность продвинуть наш регион в международном плане, обратить внимание инвесторов, развить инфраструктуру территории, которая потом останется нашим людям, жителям, гостям», — уверен министр.
 
 
Получается, основными нашими партнерами станут исключительно азиатские страны?
 
— Почему? Мы продолжаем сотрудничать с Европой — Германия, Болгария, Венгрия, Финляндия, Чехия. Кроме того, у нас есть устоявшиеся связи со странами СНГ, в этом заинтересованы многие предприятия нашего региона. Весной мы привезли из Минска конкретные контракты и договоренности, в состав делегации вошли представители бизнеса, правительства, науки — порядка 40 человек. 
 
Иностранные предприниматели готовы вкладывать средства в развитие уральских предприятий — Свердловская область входит в число регионов-лидеров по привлечению инвестиций. Удерживаться на таких позициях непросто. Мир сегодня открыт, вести бизнес можно из любой точки земного шара, поэтому и за иностранного, и за российского предпринимателя приходится конкурировать: надо быть удобными, сохранять человеческие отношения с инвестором, помогать предпринимателям выходить на новые рынки. 
 
О развитии экспорта сегодня не говорит только ленивый. И крупные добывающие предприятия, машиностроители, металлурги как выходили, так и продолжают выходить на иностранные рынки. Но насколько реально последовать их примеру небольшим предприятиям? У них возможностей — и финансовых, и административных — куда меньше. 
 
— Я пришел на работу в правительство в 2009 г., и тогда малому и среднему бизнесу, готовому выйти на зарубежные рынки,  предоставляли действительно достаточно ограниченный инструментарий поддержки — как правило, она оказывалась точечно и индивидуально. Сегодня у нашего предпринимателя есть практически все меры поддержки, которые доступны европейским бизнесменам. Да, у нас есть сложности, связанные с дорогими кредитами — банковская ставка не может быть ниже ставки рефинансирования.  Но государство пытается решить и этот вопрос — вводятся механизмы субсидирования ставки, субсидируются и расходы, связанные с сертификацией, налогами. Это не означает, что выход на экспорт становится невероятно простым делом, но предприятия, успешные на российском рынке, могут стать успешными на зарубежных.
 
Мы стали узнаваемы благодаря гонке за ЭКСПО — Андрей Соболев 2
 
Например?
 
— Например, компания «Уралгрит» (производство абразивного порошка) не только поставляет продукцию на рынок Казахстана, но и открыла там свое производство. «Пенетрон» — ее пока тоже сложно отнести к крупным — тоже имеет свое производство в Казахстане и Беларуси. Причем, она вышла на зарубежный рынок, в том числе благодаря презентациям на «Иннопроме» и поддержке регионального правительства и губернатора Свердловской области. Компания «Наш двор» из Первоуральска, которая занимается производством детских площадок, собирается поставлять свою продукцию в Великобританию и Италию: горки и карусели уральского производства установили на территории российского посольства в Лондоне, превратив его в своеобразный шоу-рум.  Так что мы видим потенциал не только в поставках металлургической продукции, которая составляет фактически половину экспорта Свердловской области, но и в машиностроительной, химической, лесной продукции — да что угодно, вплоть до изделий народных промыслов. 
 
Малые предприятия действительно становятся все более и более заметными, развиваются сферы, о которых мы раньше даже не вспоминали. Например, в Реже начала работать группа компаний «Торфяная поляна». О торфе мы говорим только когда он горит и доставляет нам проблемы. А на самом деле это — топливо и природное удобрение. И мы планируем продвигать «Торфяную поляну» на зарубежных рынках. Еще несколько лет назад мы с Минпромом и Министерством энергетики и ЖКХ могли только мечтать о том, что в регионе будет как-то монетизировано местное топливо, лежащее под ногами. 
 

Обкатка механизмов поддержки

 
Часто можно услышать, как представители уральских предприятий сетуют, что выходить на экспорт им приходится в одиночку, на свой страх и риск: власти не помогают этому процессу. Андрей Соболев не согласен: инструменты поддержки есть, просто не все они обкатаны. 
 
— У большинства предпринимателей до сих пор есть убеждение, что если чиновник — то он будет что-то запрещать, а не предлагать. Кроме того, многие инструменты появились не так давно, о них еще не все знают, какие-то процессы поддержки еще «не обкатаны».  Вообще, губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев еще в 2012 г. подписал соглашение с федеральным Минэкономразвития, благодаря этому мы можем использовать, например, российские торговые представительства и миссии за рубежом для продвижения уральских производителей. Это своеобразный фронт-офис, который занимается, в том числе, сбором и анализом информации о том, какие бизнесы и продукция могут быть востребованы за рубежом. Это позволяет предприятию не выходить на свой страх и риск на новый рынок, а с минимальными затратами получить ответы на вопросы: нужен ли я на этом рынке, есть ли у меня там конкуренты, как мне на нем продвигаться? Кроме того, создаются профильные институты для поддержки экспорта — в этом году в Свердловской области на базе территориального органа Минпромторга страны  открылось региональное отделение Российского экспортного центра, что позволит на первом этапе предприятиям-экспортерам получать здесь — в регионе — экспертные заключения для выдачи лицензий на экспорт определенных видов продукции, а в дальнейшем — консультационную поддержку по вопросам промышленного экспорта, патентования продукции и ее адаптации на зарубежных рынках. В планах — создание регионального центра.
 
В этом году мы завершим разработку Стратегии развития экспорта товаров и услуг на период до 2030 года, а также включимся в работу по реализации приоритетного направления «Международная кооперация и экспорт» в рамках сформированного проектного офиса правительства Свердловской области.
 
В интервью 2014 г. вы оценили санкции как «ободряющий фактор, помогающий четче расставить приоритеты и обозначить векторы движения». Можно ли, спустя два года, продолжать называть их «ободряющим фактором»? 
 
— Введение секторальных санкций и ограничение доступа к рынку заимствований, конечно, сказались негативно — причем, не только на российских, но и на зарубежных предприятиях. Не будем лукавить: бизнес на себе это почувствовал очень остро, и многим предприятиям пришлось переживать сложные времена. Но они же заставили российские компании экстренно повышать свою эффективность, ускорили принятие государственных мер по поддержке бизнеса, простимулировали развитие отраслей, которые у нас раньше не развивались из-за высокой конкуренции с импортными продуктами, открыли новые ниши на рынке. Кроме того, мы сами пересмотрели свои связи на международной арене и теперь более осторожно и прицельно выбираем партнеров для сотрудничества, но уделяем им больше внимания. 
 
Мы стали узнаваемы благодаря гонке за ЭКСПО — Андрей Соболев 3 Мы стали узнаваемы благодаря гонке за ЭКСПО — Андрей Соболев 4

 

Инфографика и фото — Игорь Черепанов

 

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.