Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Менеджеры в России отстали так, что разучились управлять технологичными производствами»

«При запуске серийного производства его себестоимость может увеличиться в два раза, а продавать продукт дороже невозможно». Что мешает запуску высокотехнологичных проектов в России?

По данным Росстата, в 2018 г. доля высокотехнологичных и наукоемких отраслей в экономике России снизилась до 21,3% (в 2016 — 22,3%), а доля технологически инновационных компаний, по данным Boston Consulting Group, составляет менее 1%.

В России высокотехнологичные серийные производства работают в ОПК и госкорпорациях: Росатом и Роскосмос делают уникальные по сложности продукты. А немногочисленные коммерческие производства развиваются в непростых условиях. 

Существует ли рынок?

Настоящий высокотехнологичный стартап создает уникальный продукт и часто формирует новый рынок. Как правило, потенциальные клиенты консервативно относятся к новому, и только одна из 100 разработок преодолевает сопротивление, стереотипы и превращается в востребованный продукт. Даже в США, где поддерживается культура потребления инноваций, высокотехнологичным проектам не хватает «запаса прочности» на развитие нового рынка.

Хотя мы были первыми на рынке коммерческих дронов и его перспективность очевидна, мы потратили слишком много денег для продвижения, но рынок зреет слишком медленно. Поэтому мы вынуждены сообщить о закрытии проекта, — таково прощальное сообщение основателя стартапа Airware, который привлек $118 млн инвестиций, но намного опередил свое время. 

Важна не только культура и готовность рынка к потреблению высокотехнологичных новинок, ключевое значение имеет его масштаб. 

В начале проекта у некоторых членов команды была иллюзия, что можно конкурировать на рынке массового продукта, — делится опытом Алексей Строкин, заместитель гендиректора компании «РУСТ-Энерго», производящей литий-ионные аккумуляторы. — Относительно маленькая ёмкость внутреннего рынка делает подобные потуги нерентабельными. 

Отечественный внутренний рынок малоперспективен по сравнению с глобальным — 147 млн против 7,7 млрд покупателей. Отсюда стремление российских разработчиков выйти на мировую арену: 30-33% всей высокотехнологичной продукции в стране отправляется за рубеж. Так хотят сделать и основатели компании EYWA Kitchen, которая разработала и производит в России голосовой смарт-центр, встраиваемый в кухню. Он интегрирован с сервисами заказа еды и продуктов и оснащён датчиками утечки газа и задымления. 

По сути, это аналог Google Home Hub, переосмысленный под использование на кухне, — подчеркивает сооснователь проекта Игорь Лутай. — Недавно мы запустили продажи в России, но уже сейчас работаем над стратегией выхода на рынок США. Одна из ключевых функций нашего устройства — голосовой ассистент. Из-за языкового барьера смарт-спикеры и смарт-экраны в РФ всё ещё продукт для гиков, а в Америке это уже массовый продукт с самым быстрорастущим рынком в классе потребительской электроники, — отмечает Лутай.

Легче вывести новый продукт, когда аналоги за рубежом пользуются спросом, а крупные игроки тратят бюджеты на развитие рынка. Но бывают и исключения из правил. 

Промышленный робот-манипулятор Aripix A1 был разработан в ответ на запрос Храпуновского инструментального завода — предприятию понадобился «автоукладчик заготовок в станки». В ходе пилотной эксплуатации стало очевидно, что у робота большие перспективы, и разработчик решил сконцентрироваться на его производстве.

Изначально мы ориентировались на глобальный рынок, но обнаружили в РФ огромный локальный спрос. Уже сегодня у нас больше 40 предзаказов на инсталляцию роботов Aripix A1 — цена машины в пределах 1-2 млн руб, что позволяет в течение года окупить расходы и начать получать чистую прибыль от ее эксплуатации — это приемлемые стоимость и сроки окупаемости для российских малых и средних производственных компаний, — рассказывает Андрей Спиридонов, основатель и генеральный директор Aripix Robotics.

Но такие встречи заказчика и разработчика высокотехнологичного продукта — счастливый случай. Большинству приходится методом проб и ошибок  искать свою нишу на рынке.

Сейчас мы сместили акцент в сторону рынков, на которых цена не первична для потребителя, — рассказывает об истории становления проекта Алексей Строкин. — Мы производим аккумуляторы, которые работают в тяжелых климатических условиях, и разрабатываем сложные системы автономного электроснабжения на базе аккумуляторов как собственных, так и других производителей.

Формирование спроса и поиск ниши требует немалых ресурсов. Еще больше, чем в маркетинг, необходимо вложить в разработку. Но людей, способных развивать высокотехнологичный продукт, единицы.  

Человеческий капитал

По данным Минтруда и социальной защиты России, представителей технических профессий на отечественном рынке труда катастрофически не хватает. Структура занятости в России соответствует уровню сырьевой колонии, констатирует BCG: 35% населения заняты низкоквалифицированным трудом, который относится к категории «умение» (повторяющиеся типовые или механические задачи, базовый физический труд).

Высококвалифицированным трудом, относящимся к категории «знание» (интеллектуальная работа, творческие и нерутинные задачи), заняты лишь 17% населения. Это в 1,5 раза ниже, чем в Японии или США, в 1,7 раза меньше, чем в Германии; вдвое ниже показателя Сингапура и в 2,6 раза - Великобритании. 

В России катастрофически не хватает инженеров и руководителей производств топ-уровня. На рынке труда дефицит опытных инженеров-технологов. Уникальны инженеры и техники со знанием мехатроники — специалисты, способные спроектировать размещение, смонтировать и обеспечить техническое обслуживание современного оборудования. Инженеры и техники по АСУП (автоматизированным системам управления предприятием) тоже редкие специалисты на отечественном рынке. Их дефицит связан с тем, что программное обеспечение постоянно эволюционирует и требует постоянного повышения квалификации.

Утрата профессионально-технического образования и нежелание молодого поколения идти на производства — в первой тройке основных рисков производителей, — считает Андрей Васильев, гендиректор российской компании Industrial Cooperation Center (ICC).

По его мнению, при запуске высокотехнологичного производства основная трудность наряду с технологическими проблемами заключается в отсутствии на рынке труда топ-менеджеров с необходимыми ключевыми знаниями и компетенциями.

Слабые управленческие компетенции российских топ-руководителей, их полное неприятие текущих мировых тенденций и передовых практик, неспособность продуманно рисковать и строить компании с нуля приводит к огромным потерям для всей страны. Уровень российского менеджмента настолько отстал от современных мировых стандартов, что компетенции управления высокотехнологичными производствами утеряны. Например, мало кто знает, что такое LEAN, 6 SIGMА, APQP и другие мировые методики, — говорит Васильев. 
Российские главные инженеры и директора производств не привыкли опираться при принятии решений на технологии — анализировать информацию от датчиков и контроллеров. Зачастую главному инженеру или техническому директору проще пробежаться по цеху, посмотреть, как идет работа, и по старинке принять решение, чем опираться на данные «умных» систем. Тем более, что статистика и цифры могут не сочетаться с интуитивным решением.

К тому же этому не учат в технических вузах. Лишь некоторым выпускникам, попавшим на работу в международные компании, удается повысить уровень своей квалификации благодаря стажировке в их учебных центрах (Siemens, GE, Huawei и др).

Основатель Аripix Robotiсs признается, что ему, пришлось схэдхантить нескольких своих сокурсников. Если человек чего-то недопонял при обучении, то в итоге начинает делать брак, который очень дорого обходится компании. Поэтому в компании каждого сотрудника обучает наставник.

Это дороже и затратнее, чем обучать группу, но в конечном счете эффективнее и абсолютно оправдано, ведь от персонала в производстве высокотехнологичных устройств зависит самое важное — стабильное качество, — отмечает Андрей Спиридонов.

Где взять деньги?

От идеи до MVP (минимально жизнеспособного продукта) — 1,5-2 года, запуск рабочего прототипа в серийное производство — от 1 до 5 лет. Все это время проект требует вливаний капитала. 

Многие технологические компании и стартапы удачно доходят до прототипа и пилотных тестов, но так и не запускают серийное производство из-за ряда проблем. Часто развитию проекта мешают экономические просчеты: процент брака при серийном производстве больше, появляются дополнительные издержки на входной контроль или заложенные на оборудование и оснастку средства оказываются недостаточными. При запуске серийного производства его себестоимость может увеличиться в два раза, а продавать продукт дороже невозможно — так исчезает экономический смысл производства, — комментирует ситуацию Андрей Спиридонов.

«Несмотря на то, что мы успешно реализовали пробные партии, продукт все еще требует доработки, и проекту необходимы значительные вливания капитала, чтобы перейти на полное массовое производство, но у компании нет денег», — написал в своем прощальном письме основатель OSSIC X, 3D-наушников. Проект не смог найти финансирование на американском рынке. Но даже поддержка крупного инвестора не дает стопроцентной гарантии развития серийного производства. Так, в январе 2019 г. финансируемый Amazon стартап Aderо, производивший гаджеты для отслеживания объекта, уволил половину сотрудников и свернул производство, сохранив лишь софтверное подразделение.

«"Входной билет" на рынок массового производства литий-ионных аккумуляторов находится где-то в районе $500-600 млн, — говорит Алексей Строкин. — Такой объем инвестиций сложно поднять даже в США, что уж говорить о российском рынке: ни одного "единорога" в стране и нет даже теоретической возможности выйти на подобный уровень».

По данным CB Insights, даже на благополучном американском рынке ежегодно погибают сотни технологичных стартапов. Российский высокотехнологичный бизнес выживает в условиях дефицита в квадрате: остро не хватает не только дешевых длинных денег, но и человеческого капитала. «Поддержать отечественных производителей высокотехнологичных решений должно государство», — считает Павел Беляков, генеральный директор и владелец Храпуновского Инструментального Завода. 

Автор: Елена Абрамова, специально для DK.RU

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.