Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

«Зона вне комфорта для бизнесмена — делать все, бесплатно, в сверхурочном режиме». МНЕНИЕ

«Работаешь без перерыва, ругаешься с клиентами, переделываешь все 10 раз. И оказывается, это был комфорт, из которого теперь надо выйти. Дядю-начальника сменяет дядя-клиент, которого попробуй пойми».

Борис Шлаин, старший консультант ШлаинКонсалтинг, IT-консультант, бизнес-аналитик рассказал в блоге на VC.ru, где на самом деле находится зона комфорта:

…работаешь без перерыва, ругаешься с клиентами и инвесторами, переделываешь все по 10 раз. И оказывается, что это-то для тебя и был комфорт. А теперь надо из него выйти.

Почти каждый слышал о том, что чтобы достичь чего-то серьезного — «нужно выйти из зоны комфорта». Мое мнение: зона дискомфорта в стартапе совсем не там, где кажется на первый взгляд. Если об этом знать заранее, то кто-то решит вообще не ввязываться в стартап, а другому это поможет провести свой к успеху.

Мифы первый и второй про зону вне комфорта, распространенные и неважные: стартап — это мало денег и много работы

Где мы ожидаем найти зону дискомфорта?

1. В стартапе мало денег — не платят совсем или платят ниже рынка. В интернете можно найти много историй основателей про то, как они «питались одним дошираком и жили в офисе, т.к. не было денег на жилье». Это дискомфорт бытовой — но если вы к этому готовы, то это не страшно. Намного хуже, если вы готовы — а у вашей жены терпение уже кончилось.

2. В стартапе приходится работать без выходных и отпусков, иногда по ночам. На самом деле, это зависит от того, как вы как организовали процесс. В традиционном корпоративном мире тоже приходится иногда работать без выходных, и от вас это зависит меньше.

Много работы и мало денег — это «игрушечный дискомфорт», если так можно сказать, «еще цветочки». Дальше расскажу про ягодки.

Миф третий: в стартапе каждый занимается тем, что у него хорошо получается и что ему нравится.

Стереотип: в стартапах много работают и мало получают, но зато работаешь на себя, а не на дядю, и делаешь что хочешь.

Давайте разбираться. Чтобы проект приносил деньги, нужны продажи. Чтобы были продажи, нужно «попасть» в проблемы и ожидания клиента. Одного дядю-начальника вы сменили на другого дядю-клиента, только хороший начальник ставит задачу ясно и четко, а клиента еще «попробуй пойми».

Вот она, зона вне комфорта — делать всю работу, да еще бесплатно и в сверхурочном режиме.

Миф четвертый: стартап — место для фанатиков, увлеченных своим делом.

Есть такой ученый, Михай Чиксентмихайи. Он разработал теорию потока. Если совсем кратко — поток это состояние, когда работать вам просто по кайфу. Можно даже денег не платить. В таком состоянии 2 разработчика за выходные делают офигенный продукт, а data scientist без перерывов копается в данных, пока не найдет «инсайт на миллион».

Характеристик состояния потока у Чиксентмихайи девять:

1. Ясные цели и устремления. Цели достижимы, а правила работы в целом понятны. Нет ситуации «Я не понимаю, с чего начать».

2. Недвусмысленная и немедленная обратная связь — результат виден сразу. Скомпилировали, и вот приложение уже можно загрузить на мобильный телефон. Есть ошибки – поправили и скомпилировали снова, a не «отдали документ на согласование и ждем полгода».

3. Отсутствие сомнения. Отключается «внутренний диалог». Вы уверены, что делаете то, что должны.

4. Чувство контроля: есть ощущение, что все зависит от вас. Хочу — реализую один алгоритм, хочу — другой.

5. Нарушение чувства времени. Сидели-сидели над задачей, и вдруг утро наступило.

6. Внутренняя мотивация. Сам процесс доставляет удовлетворение, «работа по кайфу». В этот момент вообще неважно, удастся продать проект за сто тысяч или за миллион.

7. Концентрация внимания. Никакие другие задачи и события не могут вас отвлечь.

8. Единение действия и осведомленности. То, что знаете — применяете на практике, «здесь и сейчас».

9. Навыки и знания позволяют подступиться к задаче, но она при этом достаточно сложная и новая — в этом заключается «вызов».

Я предполагаю, что каждый стартапер мечтает о том, чтобы команда работала в состоянии потока. Результаты — быстрые и интересные, денег можно почти не платить.

Но есть неожиданная проблема. Настоящий стартап — это проект с неподтвержденной бизнес-моделью. Весь проект строится на наборе гипотез. Гипотезы могут подтвердиться, а могут и нет. И что делать, если реальность опровергла гипотезу? Пересматривать идеи, формулировать новые гипотезы. В этой точке кто-то принимает решение вообще отказаться от проекта, кто-то развивает идею для самореализации даже без коммерческих перспектив.

Вот она, еще одна зона вне комфорта — чтобы идти к результату, нужно наступать на горло своей песне. Причем наступать регулярно и методично.

Теги: мнение, бизнес

Самое читаемое
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.