Подписаться
Деловой квартал / Новости / Артур Зиганшин: Стало нормой «кинуть», обмануть, не рассчитаться
Артур Зиганшин: Стало нормой «кинуть», обмануть, не рассчитаться
Источник: Личный архив Артура Зиганшина

Артур Зиганшин: Стало нормой «кинуть», обмануть, не рассчитаться

Самое читаемое
  • Олег Тиньков: «Я управляю людьми куда более умными, чем я. Быть лидером очень прикольно» Олег Тиньков: «Я управляю людьми куда более умными, чем я. Быть лидером очень прикольно»
  • «Он постоянно вам врет». Как наш мозг «ломается» от самых привычных вещей «Он постоянно вам врет». Как наш мозг «ломается» от самых привычных вещей
  • «Могут и в баре станцевать» Почему бизнес больше не сможет игнорировать старшее поколение «Могут и в баре станцевать» Почему бизнес больше не сможет игнорировать старшее поколение
  • На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов
  • «Все козыри на стороне клиентов». Банки поднимают ставки: вклады и кредиты стали дорожать «Все козыри на стороне клиентов». Банки поднимают ставки: вклады и кредиты стали дорожать
06:00   28.12.2015

«Раньше между купцами нередко заключались устные договора и сделки на огромные деньги – люди доверяли друг другу. Куда все делось?» Колонка Артура Зиганшина для DK.RU.

Артур Зиганшин
предприниматель,
Эксперт регионального отделения "Общероссийского Народного Фронта",
Руководитель комитета по территориальному развитию СРО "Деловая Россия":

— Кризисные явления в экономике нарастают, сложностей в расчетах между субъектами предпринимательства все больше… И все чаще можно услышать, что вот-вот, и мы опять вернемся в «лихие 90-е».

Для кого-то девяностые – это романтика и фильм «Бригада», но для тех предпринимателей, кто знает эти времена не понаслышке, они запомнились тем, что за слова было принято отвечать. Причем, порой — ценой собственного здоровья. Это было время, когда многие вопросы решались не в судах и прокуратуре, а при помощи крепких парней, которые не церемонились и все решали своими методами.

Но годы шли, наша экономика становилась цивилизованнее, и как-то совсем незаметно для меня люди все меньше стали отвечать за свои слова. Стало практически нормой «кинуть», обмануть, не рассчитаться. И чуть что — обращаться в суд: спасите, помогите, «хулиганы зрения лишают», я не брал у него деньги, или брал, но уже давно отдал. А суд ведь не разбирается в деталях, он рассматривает предоставленные факты и доказательства, и на их основании принимает решение.

Как показывает практика, в спорах между субъектами чаще всего в выигрыше остается должник, даже если суд принял решение не в его пользу.

Правильно, ведь отдавать ему якобы нечем, а чтобы заставить работать приставов, нужно сильно постараться. У меня у самого до сих пор лежат несколько расписок и решений суда, по которым я уже никогда не смогу получить деньги. И если еще в начале, до суда, должник хоть что-то обещал вернуть, то суд, вынеся приговор, как бы обелил его. И он уже думает: ах так, ты на меня в суд? — тогда пусть все будет по закону, пусть приставы работают, ищут мое имущество или ищут меня. А тут, как говорится, уже кто кого.

И таких случаев очень много, именно поэтому в предпринимательской среде все чаще говорят, что надо обмениваться информацией о подобных недобросовестных бизнесменах, дабы уберечь коллег по цеху. Составить что-то вроде черного списка. Ведь несмотря на менявшиеся политические строи и власть, во все времена ценилось настоящее купеческое слово, репутация и честность предпринимателя, купца по-нашему. А те, кто не жил по совести и чести, всегда очень быстро оказывались у разбитого корыта или просто становились изгоями.

Обществу в целом и бизнес-сообществу в частности нужно просто перестать мириться с существованием рядом с собой таких персонажей, сделать их моральными и физическими изгоями.

Тогда они сами «сотрутся в порошок» и дела их грязные тоже.

В старину купцы дорожили не только признанием со стороны правительства, но и уважением всего общества. До XVIII в. понятию «деловой репутации» соответствовал образ «доброго человека» и – более узкий – «честного купца». Образ этот складывался годами и десятилетиями упорной работы, и для его обладателя являлся не менее ценным, чем опыт и торговый капитал. Репутация предпринимателя оказывала огромное влияние на успех в делах, если подмоченная репутация автоматически вела к несостоятельности и банкротству.

Понятие «торговой чести» складывалось из общих принципов торговли, которые вскоре стали предметом русского фольклора: "веди дело чисто, чтобы ни сучка, ни задоринки", "раскидывайся шире, больше захватишь", "не бойся грязи, в грязи — золото", "потерял рубль — руби остальные надвое".

При этом, устраивая различные махинации, купец искренне считал себя честным человеком.

Если купец слыл честным человеком, значит, он соблюдал все виды купеческой чести. Кодекс чести – основа торговых отношений. Ведь раньше между купцами нередко заключались устные договора и сделки на огромные деньги – люди доверяли друг другу. В обороте государства было пятьдесят миллионов купеческих денег. Отданы они были под честное слово, которое никогда не подводило.

Кстати, выражение «стереть в порошок» – это, можно сказать, профессиональное купеческое арго. Известно, что на собрании купцов 1-ой гильдии фамилию человека, не сдержавшего слова, записывали мелом и стирали затем тряпочкой. Провинившийся уже не мог считаться купцом 1-ой гильдии и появляться в купеческом собрании такого уровня. Долг более не требовался, виновный передавался Божьему Суду. Это была страшная угроза более невозвратного долга, бесчестья, греха.

Купцы, в свою очередь, многие товары повседневного спроса отпускали покупателям в долг, делая лишь записи в соответствующую книгу. При этом иногда вычеркивали из списка должников тех, кто точно не смог бы заплатить, иными словами прощали долги тем, чьи семьи были малоимущими. И эти же купцы строили храмы, общественные здания, занимались меценатством, открывали галереи, вкладывали деньги в искусство...

Думаю, возвращение к некоторым истокам нам бы не повредило. Конечно, не стоит полностью копировать кодекс купеческой чести – вряд ли вас поймут, если вы будете устраивать махинации, прикрываясь законом. Но силы и честности предпринимательского слова нам явно не хватает. 

Автор: Ольга Селезнева
Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

«Пережиток прошлого». Греф заявил о ненужности матшкол и будущем избытке программистов «Пережиток прошлого». Греф заявил о ненужности матшкол и будущем избытке программистов
Раскол тысячелетия: к чему приведет разрыв отношений РПЦ и Константинополя
Сбербанк продает свой головной офис. Он заберет два недостроенных небоскреба за долги
Уральские айтишники-миллиардеры отправляют Федора Конюхова в опасное путешествие
Рынки, автосалоны и магазины. ЦБ нашел новый канал незаконной обналички
Владельцам бизнеса разрешат выплачивать долги компаний после их ликвидации
«Все козыри на стороне клиентов». Банки поднимают ставки: вклады и кредиты стали дорожать

Бизнес

Олег Логвинов: «Я уверен, это не последний наш совместный проект с Александром Удодовым» Олег Логвинов: «Я уверен, это не последний наш совместный проект с Александром Удодовым»
«Вложили сотни тысяч в рекламу инновационного продукта — получили два звонка от бабушек»
Нет дыма без огня. Зачем табачному гиганту отказываться от сигарет
Меняется само понятие «элитный товар». Как на кризисном рынке продавать дорогие квартиры?
Есть недвижимость за рубежом? Как из-за штрафов не лишиться средств от ее продажи
Как выбирают «Человека года — 2018». Список экспертов и номинаций
Никита Адамов, КПМГ: «Строительство — это базовая отрасль, жилье нужно всегда!»

Свое дело

«Лучшие покупатели франшизы — женщины. Они готовы терпеть и самое главное — подчиняться» «Лучшие покупатели франшизы — женщины. Они готовы терпеть и самое главное — подчиняться»
«Проблем много». Как завод с Урала стал снабжать губками для обуви всю Россию / ОПЫТ
«Я был загнан в угол. Выход один — уйти из посредников и встать в начало пищевой цепочки»
«19 человек из 25 ничего не делали, пока их не пнули». Правда о работе с франчайзи / КЕЙС
Прибыльный бизнес на конкурентном рынке без денег и бизнес-образования? Пожалуйста!
«Пока что я шарлатан». Как чайный гуру стал лечить бизнесменов от депрессии и аллергии
«Пришлось пожертвовать свободой». Как маленький бизнес стал партнером ИТ-гиганта / КЕЙС

Качество жизни

«Не хочу, чтобы ребенок стал винтиком в системе». Зачем родители забирают детей из школ «Не хочу, чтобы ребенок стал винтиком в системе». Зачем родители забирают детей из школ
«Могут и в баре станцевать» Почему бизнес больше не сможет игнорировать старшее поколение
«В России мы тупо зарабатываем деньги». Что думают предприниматели о жизни за границей?
Петр Мультатули: «Если бы не 1917-й, мы бы получили великую страну с великим будущим»
Из детей-транжир вырастают банкроты. Как воспитать рационального потребителя?
«Когда в город приезжал известный коуч, в психиатрическом отделении готовили койки»
«Тренер кричит? — Радуйся!» Экс-волейболистка «Уралочки» об изнанке детского спорта

Мнения

На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов
«Ресторатор платил подчиненным зарплату выше рынка — в итоге это было удручающее зрелище»
«Хочешь быть орлом — летай с орлами». 3 простых условия для постоянного роста заработка
«Эта мировая дребедень с отказом от доллара напоминает неблагодарных детей в пубертате»
«Не нужно дружить с говнюками!». Как договориться с партнерами по бизнесу — Антон Писчиков
«Традиционный бизнес в России — это тупик. Будущего нет и у госзаказа», — Алексей Овакимян
Суды не работают, конвенции нет: держись за власть до последнего вздоха — Александр Аузан

Лайфхаки

«Работники словно сонные мухи? Пора поставить кровати в кабинетах». Что дает офисный сон «Работники словно сонные мухи? Пора поставить кровати в кабинетах». Что дает офисный сон
«Ни у вас, ни у меня совсем нет времени. Но я-то сумел построить работающий бизнес»
Free Wi-Fi: как пользоваться бесплатными сетями без риска для кошелька и личной жизни
Это страх взаимности. Как бонусы, кофе и новогодние сюрпризы отпугивают клиентов
«Он постоянно вам врет». Как наш мозг «ломается» от самых привычных вещей
Олег Тиньков: «Я управляю людьми куда более умными, чем я. Быть лидером очень прикольно»
«Главное — реклама и продвижение». Как эпоха SMM превращает любой сервис в «мороз по коже»
Смотрите также

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Facebook Telegram Yandex Zen