Подписаться
Деловой квартал / Новости / Как обособить производство и не попасть на дробление бизнеса? Законные варианты...
Как обособить производство и не попасть на дробление бизнеса? Законные варианты
Источник: Личный архив

Как обособить производство и не попасть на дробление бизнеса? Законные варианты

Самое читаемое
  • Олег Тиньков: «Я управляю людьми куда более умными, чем я. Быть лидером очень прикольно» Олег Тиньков: «Я управляю людьми куда более умными, чем я. Быть лидером очень прикольно»
  • «Он постоянно вам врет». Как наш мозг «ломается» от самых привычных вещей «Он постоянно вам врет». Как наш мозг «ломается» от самых привычных вещей
  • «Могут и в баре станцевать» Почему бизнес больше не сможет игнорировать старшее поколение «Могут и в баре станцевать» Почему бизнес больше не сможет игнорировать старшее поколение
  • На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов
  • «Все козыри на стороне клиентов». Банки поднимают ставки: вклады и кредиты стали дорожать «Все козыри на стороне клиентов». Банки поднимают ставки: вклады и кредиты стали дорожать
06:30   05.07.2018

«Помните правило никогда и ни при каких обстоятельствах не ставить на вход в бизнес ИП? Из него есть приятное исключение», — Екатерина Пелевина.

Каждую неделю в открытом бизнес-курсе «Остаться в живых» — инструкция для собственников бизнеса о том, как выжить в российских реалиях. Материалы публикуются в рамках совместного проекта Центра taxCOACH и портала DK.RU.

Сегодня — об оптимизации производства. Кейсы обсуждаем в видеоверсии.

Екатерина Пелевина, экономист, магистр налогового права, эксперт по структурированию бизнеса:

— Когда компания растет, в один момент директор понимает: «Я несу ответственность за то, что находится вне зоны моего контроля. Там же есть специально обученный человек! Пусть он эти риски и несет». Это один из примеров, когда возникает необходимость реформирования структуры, и, в частности, обособления производственного блока, если он в бизнесе присутствует. Роль собственника и финансового директора при решении этого стратегического вопроса велика. Именно им предстоит прокладывать русло для денежных потоков в рамках новой структуры и планировать будущую налоговую нагрузку.

Выделим основные предпосылки для обособления производства.

Делегирование полномочий

Необходимо четко определить, какие именно полномочия спускаются на уровень производственной структуры. Спорным вопросом всегда становится кто главный и является ли производственная функция ключевым звеном бизнеса. Среди прочего, попутно решается и инициатива закупа сырья. Производственное подразделение в этом вопросе может быть либо полностью автономным (контролировать сроки поставок, выбирать поставщиков, конкретный вид сырья, его качество, размеры партий и стоимость), либо иметь ограниченные полномочия (давать рекомендации по выбору конкретных поставщиков с хорошим качеством сырья, осуществлять входной контроль качества сырья и т.д.). При этом не стоит забывать о контроле. Максимальная свобода производства может привести к работе «на сторону» — в обход собственника.

Мотивация

Повышение статуса производственника до главы нового подразделения может стать для него хорошей мотивацией. Либо, наоборот, отвлечет на решение попутных вопросов вроде общения с банком, подписания налоговой отчетности и приведет к потере внимания над производственной составляющей. Еще более обдуманно нужно подходить к вопросу о передаче новому руководителю доли в производственной компании. Ведь сменить директора можно в любой момент, а исключить лицо из состава участников компании достаточно проблематично.

Снятие рисков внешних угроз

В производственных компаниях сосредоточена разрешительная документация, лицензии, сертификаты качества и другие документы. Окружающие текущую операционную деятельность риски, связанные с закупом (претензии поставщиков) или сбытом (покупателей), могут быть нивелированы посредством обособления производства. Кроме того, предварительное обособление производственного подразделения в отдельный субъект может помочь в экстренной ситуации — сохранит возможность быстро перезапустить сбыт производимой продукции через новое сбытовое звено и получить оборотные средства. Однако есть и исключения: порой сбытовая компания  - более ценное звено, поскольку является держателем долгоиграющих контрактов, с сетями например.

Налоговая оптимизация

При обособлении производства мы получаем шикарные шансы для налоговой оптимизации. Выделение производственной компании на «упрощенке» позволяет (при соблюдении критериев) оптимизировать налог с доходов, налог на имущество, страховые взносы. Во многих регионах России, а Свердловская область здесь точно один из лидеров, для некоторых направлений производства установлена пониженная ставка 5% «доходы минус расходы». Кроме того, для некоторых видов производств, применяющих УСН, установлены пониженные ставки по страховым взносам.

При выборе модели взаимоотношения производства с другими подразделениями важно учесть несколько нюансов.

Прежде всего, учитывайте специфику своего бизнеса, роль и место в нем производственного подразделения. Единого и универсального ответа на вопрос «кто главнее?» нет и быть не может быть. «Коммерсанты» всегда говорят, что они — было бы что продавать, а производство — наоборот. Многое зависит от уникальности производимых товаров, насыщенности рынка, потребностей покупателей. Поэтому решение этой задачи не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Обычно обсуждение с собственниками этого вопроса сводится к банальному — ни производство, ни сбыт не могут жить друг без друга.

Однако решить для себя, что это за бизнес в первую очередь (производственный или торговый) необходимо. Есть маленькие подсказки.

 

Проанализируйте специфику своего производства на предмет уникальности. Возможно ли размещать заказы на стороне? Есть компании, где сбыт и производство неотделимы, и передача такого заказа грозит утечкой ценной информации. К примеру, рецепты ГОСТ-овских продуктов известны, но батон «Подмосковный» или «Сервелат» разных производителей отличаются по вкусу. Если взглянуть шире, то ответ можно найти в таком понятии, как «бизнес-платформа». С этой точки зрения легче найти понимание: если компания «заточена» на отношения с клиентом, то скорее всего она сбытовая по своей ментальности, если же на создании продукта (мы делаем чуть лучше, чуть дешевле, чуть вкуснее, чуть чуть незаменимее), то тогда перед нами выраженный производственных характер.

Учитывайте корпоративный дух организации. Порой собственникам бизнеса приходится дважды встречать корпоративный Новый год — производственников и всех остальных за один стол садить  себе дороже — настолько они не переваривают друг друга. Однако бывает, что производство и сбыт ощущают себя частью одной команды. Производственники готовы перезапустить станки, понимая, что конкретное сырье просто невозможно было получить к определенному времени, а снабжение никогда не станет экономить на качестве сырья, ощущая ответственность за качество произведенного продукта.

Когда сотрудники находятся в такой тесной взаимосвязи, разделение производства и сбыта будет осложнено.

Ответив на эти вопросы, приступаем к выбору вариантов распределения функций производства и сбыта в зависимости от степени самостоятельности производственного подразделения.

Первая модель подразумевает минимальную самостоятельность производства. Сбыт определяет, что он хочет продавать, делает заказ в снабжение, получает сырье, передает заказ на производство и получает готовую продукцию. В данном случае производство не влияет на то, из чего и в каком объеме оно будет производить.

Вторая модель предполагает повышенную степень самостоятельности производства. Сбыт формирует мнение о том, что нужно рынку, подает заявку в производство, указывая характеристики готового продукта и необходимую цену. Производство взаимодействует с поставщиками и снабжением и осуществляет входной контроль качества сырья. В такой модели функция снабжения координируется с производством и это должно быть отражено в договорной конструкции.

Третья модель — максимальная степень самостоятельности производства. Именно это подразделение определяет, что оно будет производить. Самостоятельно заказывает сырье у снабжения и производит готовую продукцию. Само производство заинтересовано в максимальной оптимизации затрат и закупе качественного сырья. Сбыт выполняет роль продавца, устанавливая свою торговую маржу. Такие модели больше присутствуют на рынке дефицитных или технологически сложных товаров, когда при определении количества и номенклатуры продукции важен решающий голос производственников.

Мало производство обособить, его нужно связать с основной компанией. Выбор для оформления описанных моделей юридическими инструментами ограничен:

— договор поставки (прямая купля-продажа);

договор подряда иждивением заказчика (переработки давальческого сырья);

— подряд иждивением подрядчика;

— договор простого товарищества.

Эти четыре юридические конструкции можно соотнести с тремя описанными моделями взаимодействия сбыта и производства. Таким образом мы получим в максимуме 12 возможных вариантов взаимодействия этих подразделений. Хотя конечно, более универсальных характер носит меньшее количество комбинаций.

Договор поставки — стандартный документ, по которому компания продает свою продукцию или закупает материалы для ее изготовления. Урегулирование таким договором отношений между производством и сбытом встречается, но не дает совершенно никакого преимущества ни с точки зрения имущества, ни с точки зрения налоговой безопасности. Поэтому этот договор нам наименее интересен. Исключение составляет как раз тот самый случай, когда от внешних рисков мы склонны защищать сбытовую компанию.

Договор подряда может строиться по двум моделям: иждивением подрядчика и иждивением заказчика. Зависит от того, на кого возлагаются обязанности по обеспечению производства материалами для изготовления продукции. При заключении договора подряда иждивением подрядчика исполнитель самостоятельно закупает сырье у поставщиков, определяя объемы, периодичность закупа и неся ответственность за его качество. Заказчик только подает заявки производственному подразделению и получает от него к назначенному сроку готовую продукцию.

При такой модели договора стоимость сырья учитывается в расценках на выполнение подрядных работ, а значит, вознаграждение производства пропорционально увеличивается. Получается, размер вознаграждения по такому договору должен быть соизмерим с ценой обычной перепродажи товаров по договорам поставки.

Но при таком варианте построения взаимоотношений производство, скорее всего, не получит возможности применять специальные режимы налогообложения ввиду большой выручки, не попадающий в лимит 150 млн.

По договору подряда иждивением заказчика (другое его название — переработки давальческого сырья) заказчик закупает сырье и передает его производству по мере необходимости, исходя из особенностей технологического процесса. Исполнитель изготавливает продукцию из полученного сырья, следуя техническому заданию, и в установленный в заявке срок передает готовую продукцию по акту приема-передачи. Однако при таком варианте вы не можете рассчитывать на приятный бонус, связанным с использованием ИП в качестве производственного субъекта - отсутствие бухгалтерского учета, о котором я скажу подробнее ниже. В случае с подрядом иждивением заказчика весь позаказный учет будет у последнего.

В видеоверсии мы подробно разбираем, как эти договоры могут помочь с масштабированием бизнеса и получением законной налоговой экономии. Отмечу, что в договоре подряда иждивением заказчика, как и в договоре простого товарищества, есть особенность, дающая возможность снизить доходную часть производства. Связано это с тем, что передача материалов исполнителю и обратная передача готовой продукции не являются реализацией. Право собственности на материалы не переходит к производственному подразделению — его доходом будет только вознаграждение за сделанную работу. А оно должно покрывать выплату заработной платы, страховых взносов и НДФЛ производственных сотрудников, расходы на содержание (амортизацию/ремонт/аренду) оборудования и арендную плату за производственное помещение.

Если размер вознаграждения за год не превышает 150 млн руб., производство имеет шанс применять упрощенный режим налогообложения, для которого ставка по объекту «доходы минус расходы» в некоторых регионах снижена до 10,7 и даже 5%.

Если же вознаграждение не превышает 79 млн руб., доступен еще один бонус — возможность применять пониженные тарифы страховых взносов 20% вместо традиционных 30% (бонус доступен не для всех, но многих видов производственной деятельности). При этом важно, чтобы закладываемая в вознаграждение наценка соответствовала рыночной норме рентабельности, характерной для данной отрасли производства.

Заключение того или иного договора подряда зависит от эффекта, который хочет получить бизнес. Если нужно обезопасить производственное подразделение от рисков операционной деятельности, на помощь приходит договор переработки давальческого сырья. Производство становится безрисковым субъектом с единственным контрагентом — сбытовым подразделением — риски, связанные с предъявлением претензий покупателями по несвоевременной оплате, налоговыми органами (в связи с взаимоотношениями с поставщиками), его не коснутся. При желании защитить операционную компанию от претензий поставщиков и рисков выявления среди них недобросовестных контрагентов заключается договор подряда иждивением подрядчика. В таком случае с поставщиками взаимодействует непосредственно производство, и все риски падают на него.

Характерной особенностью договора подряда независимо от его вида является то, что его инициатором выступает заказчик (сбыт), поэтому он может позиционировать себя как производитель и получать сертификаты на продукцию.

Это важно при участии в госконтрактах либо в переговорах с федеральными сетями, которые хотят работать только с конечным производителем продукции.

Еще один важный момент: как мы уже говорили, никогда и ни при каких обстоятельствах на вход в бизнес не стоит ставить ИП. Но из этого общего правила есть исключение. Предпринимателя возможно использовать в качестве производственного субъекта, который работает по договору подряда иждивением подрядчика. Что нам это может дать?

 

У ИП есть уникальная особенность — отсутствие бухучета. Будучи производственным субъектом, он не ведет постатейный учет затрат на производство и привязку конкретной партии сырья к конкретной партии готовой продукции. ИП ведет учет дохода и расхода, а если у него есть большие складские запасы и они списываются в разных пропорциях, то он остается вне зоны контроля себестоимости. Однако у любой медали есть две стороны. ИП несет ответственность не только всем своим личным имуществом по предпринимательским рискам, но и всем своим предпринимательским имуществом по своим личным рискам. Конечно, у ИП низкая степень авторитета в отдельных отраслях, а в некоторых сферах (к примеру, торговля алкоголем) есть запрет на использование такой формы ведения деятельности.

Что касается налогообложения, то налоговые органы рассматривают включение в группу компаний ИП даже на общей системе налогообложения как налоговую оптимизацию. Однако есть законные основания для снижения налоговой нагрузки. К примеру, в ряде регионов существуют «налоговые каникулы» для ИП на «упрощенке» или патентной системе налогообложения на два налоговых периода. Подробнее о возможностях предпринимателя и нестандартном применении такой формы при обособлении производственной деятельности говорим в видеоверсии.

Подводя итог, хочу напомнить важное правило. В основе любых изменений должна лежать деловая цель. Именно она является краеугольным камнем при построении группы компаний.

Говоря об обособлении производства, можно с уверенностью утверждать, что такая деловая цель у вас есть. Даже Высший арбитражный суд не раз заявлял, что разделение производственной и сбытовой деятельности соответствует хозяйственной практике, поскольку опосредует виды деятельности с разными рисками и зонами ответственности. Дробление бизнеса имеет место, когда мы делим нечто целое на части, а производство обладает самостоятельностью, поэтому при его обособлении вопрос о получении необоснованной налоговой выгоды не возникает и бояться этого не стоит. Во-вторых, любая конструкция должна соответствовать реальным бизнес-процессам и системе мотивации, чтобы не быть искусственной и не девальвировать степень владельческого контроля над бизнесом. Возможная налоговая экономия — это лишь приятный бонус от проводимых изменений.

Текст: Анна Асташкина

Система Orphus
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter.
Публикации по теме
Стать партнером

Материалы партнеров

Новости

«Пережиток прошлого». Греф заявил о ненужности матшкол и будущем избытке программистов «Пережиток прошлого». Греф заявил о ненужности матшкол и будущем избытке программистов
Раскол тысячелетия: к чему приведет разрыв отношений РПЦ и Константинополя
Сбербанк продает свой головной офис. Он заберет два недостроенных небоскреба за долги
Уральские айтишники-миллиардеры отправляют Федора Конюхова в опасное путешествие
Рынки, автосалоны и магазины. ЦБ нашел новый канал незаконной обналички
Владельцам бизнеса разрешат выплачивать долги компаний после их ликвидации
«Все козыри на стороне клиентов». Банки поднимают ставки: вклады и кредиты стали дорожать

Бизнес

Олег Логвинов: «Я уверен, это не последний наш совместный проект с Александром Удодовым» Олег Логвинов: «Я уверен, это не последний наш совместный проект с Александром Удодовым»
«Вложили сотни тысяч в рекламу инновационного продукта — получили два звонка от бабушек»
Нет дыма без огня. Зачем табачному гиганту отказываться от сигарет
Меняется само понятие «элитный товар». Как на кризисном рынке продавать дорогие квартиры?
Есть недвижимость за рубежом? Как из-за штрафов не лишиться средств от ее продажи
Как выбирают «Человека года — 2018». Список экспертов и номинаций
Никита Адамов, КПМГ: «Строительство — это базовая отрасль, жилье нужно всегда!»

Свое дело

«Лучшие покупатели франшизы — женщины. Они готовы терпеть и самое главное — подчиняться» «Лучшие покупатели франшизы — женщины. Они готовы терпеть и самое главное — подчиняться»
«Проблем много». Как завод с Урала стал снабжать губками для обуви всю Россию / ОПЫТ
«Я был загнан в угол. Выход один — уйти из посредников и встать в начало пищевой цепочки»
«19 человек из 25 ничего не делали, пока их не пнули». Правда о работе с франчайзи / КЕЙС
Прибыльный бизнес на конкурентном рынке без денег и бизнес-образования? Пожалуйста!
«Пока что я шарлатан». Как чайный гуру стал лечить бизнесменов от депрессии и аллергии
«Пришлось пожертвовать свободой». Как маленький бизнес стал партнером ИТ-гиганта / КЕЙС

Качество жизни

«Не хочу, чтобы ребенок стал винтиком в системе». Зачем родители забирают детей из школ «Не хочу, чтобы ребенок стал винтиком в системе». Зачем родители забирают детей из школ
«Могут и в баре станцевать» Почему бизнес больше не сможет игнорировать старшее поколение
«В России мы тупо зарабатываем деньги». Что думают предприниматели о жизни за границей?
Петр Мультатули: «Если бы не 1917-й, мы бы получили великую страну с великим будущим»
Из детей-транжир вырастают банкроты. Как воспитать рационального потребителя?
«Когда в город приезжал известный коуч, в психиатрическом отделении готовили койки»
«Тренер кричит? — Радуйся!» Экс-волейболистка «Уралочки» об изнанке детского спорта

Мнения

На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов На этом и погорели. Как интуиция вредит собственникам лучших бизнесов
«Ресторатор платил подчиненным зарплату выше рынка — в итоге это было удручающее зрелище»
«Хочешь быть орлом — летай с орлами». 3 простых условия для постоянного роста заработка
«Эта мировая дребедень с отказом от доллара напоминает неблагодарных детей в пубертате»
«Не нужно дружить с говнюками!». Как договориться с партнерами по бизнесу — Антон Писчиков
«Традиционный бизнес в России — это тупик. Будущего нет и у госзаказа», — Алексей Овакимян
Суды не работают, конвенции нет: держись за власть до последнего вздоха — Александр Аузан

Лайфхаки

«Работники словно сонные мухи? Пора поставить кровати в кабинетах». Что дает офисный сон «Работники словно сонные мухи? Пора поставить кровати в кабинетах». Что дает офисный сон
«Ни у вас, ни у меня совсем нет времени. Но я-то сумел построить работающий бизнес»
Free Wi-Fi: как пользоваться бесплатными сетями без риска для кошелька и личной жизни
Это страх взаимности. Как бонусы, кофе и новогодние сюрпризы отпугивают клиентов
«Он постоянно вам врет». Как наш мозг «ломается» от самых привычных вещей
Олег Тиньков: «Я управляю людьми куда более умными, чем я. Быть лидером очень прикольно»
«Главное — реклама и продвижение». Как эпоха SMM превращает любой сервис в «мороз по коже»
Смотрите также

Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 5 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.
Читайте лучшие публикации каждое утро. Подпишитесь на рассылку «Делового квартала».
Я даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности. Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Facebook Telegram Yandex Zen