Подписаться
Курс ЦБ на 23.12
79,31
92,86

Александр Блинов: «Умейте задавать правильные вопросы и всегда помните о клиенте»

Александр Блинов: «Умейте задавать правильные вопросы и всегда помните о клиенте»
Иллюстрация: Личный архив Александра Блинова

Александр Блинов, вице-президент по продукту GFI Software, Osome, Яндекс, рассказал, чем отличается продакт-менеджмент в B2C и B2B-компаниях.

Продакт-менеджмент B2C и B2B разрабатывает и реализует продуктовые стратегии для достижения бизнес-целей. В обоих сегментах нужно анализировать рыночные тенденции, проводить маркетинговые исследования и выявлять возможности для роста бизнеса. По мнению вице-президента по продукту GFI Software, Osome, Яндекс Александра Блинова, первостепенное значение имеет клиентоориентированный подход — независимо от сегмента.

— И B2B, и B2C вращаются вокруг потребностей, предпочтений и болевых точек конечных пользователей или клиентов. Чтобы создавать востребованные продукты, необходимо глубокое понимание целевой аудитории и ее мотивации.

Во всех компаниях я взаимодействовал с межфункциональными командами, работавшими по таким направлениям, как разработка, дизайн, маркетинг и продажи. Это было нужно, чтобы гарантировать успешное создание и запуск продуктов. Можно сказать, что роли продакт-менеджеров для продуктов B2B и B2C во многом совпадают и основаны на одних и тех же навыках и инструментах. Но их стратегии, цели и исполнение будут сильно различаться.

Откуда берутся эти различия, если конечным пользователем в обоих случаях является человек?

— Как правило, в B2B-компаниях решают, покупать продукт или нет, одни люди, а пользуются им другие. А значит, продавать, продвигать и поддерживать интерес пользователей надо по-разному. Важно понять, где грань между отзывами и потребностями конечных пользователей и тех, кому вы продаете. То есть в B2B вы одновременно обслуживаете два клиентских сегмента: с одной стороны, люди, использующие продукт в своей повседневной работе, а с другой — те, кто решает, какой именно продукт им нужен и как долго они будут работать с вами.

Функциональность продукта является приоритетом в сфере B2B, а покупатели B2C обычно сосредоточиваются на удобстве использования. Работая в GFI Software, я всегда принимал во внимание, что мои продукты должны интегрироваться с инфраструктурой клиента. Приоритет отдавался функциональности, возможностям интеграции и поддержке корпоративных рабочих процессов.

В В2В специалистам важно глубоко погружаться в отрасль и на 100% понимать болевые точки клиентов, обеспечивая для них постоянную поддержку и согласовывая планы развития продуктов. В B2B доверие и сотрудничество являются ключом к долгосрочному успеху. Так как B2B-компании имеют меньше клиентов и более дорогие контракты, менеджеры должны всегда должны находить время на клиентов.

Какие метрики вы используете, выводя на рынок успешные продукты?

— На самом деле метрики схожи, однако для B2B иногда используются довольно специфичные. Например, в GFI мы смотрели долю проникновения (Penetration rate) для нового релиза, чтобы посмотреть долю клиентов, обновивших продукт. В B2C такую метрику встретить сложно.

Я обязательно обращаю внимание на метрики пользовательской активности за определенный период (DAU/WAU/MAU), потому что это фундаментальный показатель, который лежит в основе других и позволяет измерять рост числа пользователей с течением времени. Важен и показатель удержания клиентов (retention rate), поскольку он предупредит вас о возможных проблемах.

Стоит еще обратить внимание на степень использования функций, так как важно измерить ценность, которую вы предлагаете пользователям, и это поможет узнать, что они считают наиболее полезным. Индекс лояльности клиентов (NPS) тоже хорош — это универсальная и простая для понимания метрика, которую можно сравнить с вашей отраслью. И в GFI Software, и в Osome я всегда следил за его динамикой. И большую роль играет уровень активации новых пользователей, ведь он измеряет их успех, а не просто существование.

Вы упомянули, что для менеджера продукта в B2B особенно важно понимание отрасли. Как вы решали этот вопрос, например, в Osome, где работали с E-commerce-компаниями?

— Любому продакт-менеджеру важно вставать на место пользователя и использовать свой продукт. Не стесняйтесь просить помощи у коллег. Полезно сначала «‎побывать на передовой» — поучаствовать в процессах продажи и обслуживания, послушать, что и как говорят клиенты. В случае с Osome мне потребовалось пройти экспресс-курс по бухгалтерскому учету на тех рынках, где работает продукт.

Если говорить о ваших ключевых проектах, например в GFI Software, что именно они дали компании и вашим клиентам и насколько сложными были технически?

— Некоторым из них проект позволил централизованно управлять сетевыми устройствами клиента, в режиме реального времени показывая состояние сети. GFI поставляет on-site решения, и поэтому для компании было проблематично отслеживать поведение пользователей в интерфейсах продуктов, мгновенно обновлять их при необходимости, а также взаимодействовать напрямую с пользователем. Для разработки продукта использовалась интересная и достаточно новая технология MESH VPN для объединения в единую сеть устройств клиента, которые могут быть установлены в разных уголках мира. Это позволило компании на 5% сократить отток клиентов и дало дополнительный прирост выручки на 2%.

Каким должен быть VP of Product?

— Он должен быть визионером и знать, что сделает продукт и команду успешными. VP of Product задает стратегию и имеет четкое представление о том, куда движется их продукт. Чтобы понимать потребности коллег, стейкхолдеров, пользователей и по-настоящему много общаться: с разработчиками продукта, клиентскими менеджерами, с отделами продаж, поддержки и руководителями, партнерами и клиентами, знать потребности каждой из сторон, чтобы выстраивать свою стратегию.

И, конечно, нужно задавать сложные или неудобные вопросы. Хороший вице-президент по продукту, планируя работу, помнит о потребителе. Его обязанность — делать продукт актуальным и ценным. Понятно, что кто-то больше ориентирован на продажи, а кто-то — на технические навыки, а повседневная работа зависит от специфики компании. Но это совершенно точно интересная работа.

Самое читаемое
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Закрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржецЗакрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржец
  • От 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие УралаОт 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие Урала
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.