Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Абсолют Банк. Средний банк для средних клиентов

После кризиса 2008-го многие иностранные банки, пришедшие в Россию в «сытые» годы, стали по очереди сообщать об окончании проектов и выводе активов.

О возможной продаже в 2012 г. российского Абсолют Банка заявляла и бельгийская банковская группа KBC. Председатель правления Абсолют Банка Николай Сидоров уверен: причин для паники нет, будущее у его компании стабильное и перспективное, независимо от решения европейских акционеров.

Пройдя за 15 лет работы в Абсолют Банке практически все ступени карьерной лестницы — от аудитора до председателя правления, — Николай Сидоров признается: «Переходя с одной должности на другую, я каждый раз по-новому открывал для себя, казалось бы, уже такой знакомый банк. Я помню, с чего мы начинали и как непросто пробивались, прочувствовал на себе каждую кочку и яму этого нелегкого пути. А потому искренне горжусь, что сейчас мы входим в топ-40 крупнейших банков России».


 Абсолют Банк существует уже почти 20 лет, но агрессивную позицию на рынке никогда не занимал. Это решение сознательное или продиктованное отсутствием солидной «финансовой подушки»?


В истории развития Абсолют Банка был период агрессивного роста — 2004–2008 гг. , этому способствовала конъюнктура рынка. Но мы всегда знали, с какими клиентами хотим работать, — это средний класс и выше. Клиенты, которые всерьез думают о своем будущем. В России это клиентская группа немногочисленна, она только формируется, поэтому необходимости в широкой экспансии на рынок нет. В количественном выражении наша цель — 250–300 тыс. клиентов в ритейле.


Тем не менее, сеть вы создали.


— Этого потребовала наша стратегия. Вообще мы в своем развитии прошли несколько четко выраженных этапов. Изначально в 1993 г. Абсолют Банк создавался как частный корпоративный банк для финансирования предприятий новой экономики. В основном это были торговые компании, занимающиеся электроникой. После кризиса 98-го мы сосредоточили свои усилия на торговом финансировании (в тот момент именно эта ниша была максимально свободна) и, собственно, успешно развивались примерно до 2004 г., обслуживая около 1000 вип-клиентов из торгового ритейла.


В 2004 г. стало очевидно, что рынок растет, но все его развитие проходит мимо нас. И тогда пришло понимание: пора создавать сеть. Нужен был ключевой продукт и четкое понимание географии распространения офисов банка.


И что стало якорным продуктом?


— Ипотека. В тот момент она только набирала обороты, и именно у этого продукта были самые радужные перспективы, как нам виделось. Абсолют Банк стал третьим банком в стране, запустившим ипотечное кредитование, и с тех пор надежно удерживается в топ-5 банков и в целом по России, и в отдельных регионах, например, в Уфе. Это была стратегия типичного среднего банка — не пытаться охватить все сферы, а сосредоточить усилия на чем-то одном.


Конечно, ипотека была основным, но не единственным нашим предложением. Собственно говоря, основной плюс ипотеки для банкира отнюдь не прибыль, а возможность выстроить с клиентом долгосрочные отношения. Обслуживая ипотечный кредит, мы можем дополнительно предлагать заемщику актуальные для него финансовые продукты — пластиковые карты, автокредитование и т.д. На это мы и были нацелены.


А что решили с географией сети?


— В 2004 г. у нас уже было 2 точки продаж в Москве, но мы решили развивать банк в федеральном направлении. Выбирали прежде всего города-миллионники и крупные промышленные центры, такие как, например, Магнитогорск. Дошли в итоге до Новосибирска.


Восточнее Новосибирска тоже есть миллионники.


— Чем дальше на восток, тем сложнее управлять бизнесом. Сложившаяся география покрытия нас удовлетворяет, мы присутствуем в 28 городах с общим населением более 70 млн. человек, это 55% населения всей России. Замечу, что один из краеугольных камней нашей философии — вкладывать в развитие только то, что зарабатываешь. Когда грянул кризис 2008-го, собственные средства нам пришлось направить на сохранение стабильности банка. Но все же, несмотря на это, за 4 года мы построили хорошую сеть.



Сменить агрессию на стабильность


До покупки Абсолют Банка бельгийской банковской группой КВС Group в 2007 г. система работы с клиентами строилась от продукта, рассказывает Николай Сидоров. Однако приход иностранных инвесторов помог банку видоизменить философию и посмотреть на рынок через клиентский фокус: «Если раньше мы продавали стандартные продукты, такие как ипотека и автокредиты, то сейчас мы стараемся выявить все потребности клиента и лишь затем дать те инструменты, которые ему реально необходимы».


То есть вы, по сути, раньше даже не знали, нужны ли вашим клиентам те услуги, которые вы им предлагаете?


— Знали, но были заинтересованы в активных продажах с целью максимального увеличения доли рынка. Но потом мы более внимательно изучили клиентский сегмент, потребности и сделали для себя некоторые открытия. Например, мы воспринимали малый и средний бизнес как очень хороший сегмент, который можно кредитовать с довольно высокой маржой. Но, проанализировав, поняли, что порядка 70% компаний этого сегмента не пользуются кредитами. Зато предложенное качественное расчетно-кассовое обслуживание было ими воспринято на ура. В итоге, мы развили этот вид бизнеса до размеров, когда пассивы, привлеченные от МСБ, равны пассивам, привлеченным по корпорату, а также равны и комиссионные доходы, которые мы зарабатываем на этих двух сегментах. И это только частный пример, а перестраивать пришлось всю операционную модель — работать с сотрудниками, переориентировать существующие технологии. Не самое простое упражнение, должен сказать, и этот процесс еще не завершен.


А как происходила интеграция инвесторов и российского банка?


— Ну, ничего скандального я не расскажу, если вы об этом. (Смеется.) Конечно, не обошлось без нюансов, но все прошло довольно мирно. Немалую роль в этом сыграл тот факт, что наши акционеры в странах своего присутствия в Европе вели точно такой же бизнес по тем же самым принципам, как мы, только на более высокой ступени развития — все-таки российскому банковскому делу пока далеко до европейского уровня. Принципы эти я уже называл: клиенты среднего и выше среднего класса, долгосрочные отношения, ипотека, которая удерживает клиента, и комплекс услуг, ей сопутствующий, корпоративный бизнес, МСБ и кросс-продажи между ними. Как видите, все очень похоже.


Получается, что кардинально вы не поменялись?


— Мы оставили неизменными наши цели, но способы реализации поменялись кардинально.


Можете привести пример?


— Был период, когда в кредитовании корпората мы занимали довольно агрессивную позицию, то есть выбирали компании с космическими темпами роста и такими же амбициями и активно их кредитовали. Мы зарабатывали максимально высокую маржу на рынке. Но на этом рынке высоких доходов были и высокие риски, которые реализовались во время кризиса. Дальше все понятно: кризис пережили не все, и наша агрессивная стратегия стоила нам довольно дорого. Тем не менее, мы все равно остались в плюсе. Позиции у банка стабильные и рейтинг надежности высокий. Сейчас проблемных клиентов осталось совсем немного, цифры не решающие: большую часть проблемных кредитов удалось или реструктуризировать, или погасить.


Сейчас мы изменили подход. Нам по-прежнему интересно работать с корпоративным сектором, но в рамках новой стратегии банк пересмотрел уровень приемлемых рисков. Мы работаем с более осторожными компаниями, зарабатывая меньше, но и риски ниже. Обращаем большое внимание, как я говорил, на комиссионный доход. Потребности некоторых по-прежнему агрессивно настроенных компаний мы просто не в состоянии сейчас удовлетворить.


То есть вы с ними расстаетесь?


— Да, естественно. Они переходят в другие банки, а мы находим новых клиентов. Сейчас в этом сегменте мы работаем, в основном, со средними компаниями умеренного темпа роста, устойчивыми к различного рода стрессам. И стараемся выстраивать с ними долгосрочные отношения. Так что новая стратегия способствует еще и стабилизации позиций банка.


Клиент не готов к виртуализации банка


Основной принцип успешного развития банковского сектора в России — гармоничное сочетание традиций и новейших технологий, уверяет Николай Сидоров. «Не стоит бояться современных тенденций, например, растущей виртуализации банков. Это лишь дань времени, но не крах общепринятой системы», — говорит банкир.


То есть классическим банкам не нужно опасаться новых, небанковских игроков, таких как Google, например, или же различных гаджетов, используемых как электронные кошельки?


— Таково логичное развитие рынка: каждодневные потребности клиентов любого банка все больше и больше будут решаться дистанционно. Время летит стремительно, его ни у кого нет и больше не станет. Но с другой стороны, процент соотношения эпизодов реального и виртуального общения будет четко зависеть от философии банка. И, конечно, от уровня притязаний клиента: если он, положим, хочет получить солидный кредит, в банк все-таки придется заглянуть.


Кстати, в Бельгии еще в 2001–2002 гг. банки очень много занимались повышением эффективности за счет снижения издержек. И наши акционеры тоже прониклись этой тенденцией и сделали все, чтобы максимально сократить количество визитов клиентов в офис, стремясь максимальное количество операций перевести в дистанционный режим. А спустя 2 года пришлось так же самоотверженно затягивать клиентов обратно в отделения.


Почему?


— Потеряли связь с клиентами. Полностью. Хотя вот в Польше существует банк, у которого даже офисов в офлайне нет, все через интернет. Конечно, ипотеку они не предоставляют: риски очень большие, но для всех остальных продуктов ограничений нет.


В России такой банк сложно представить.


— Согласен, в нашей стране и реальные офисы порой пропадают бесследно, потому и менталитет такой: очень важно пощупать, потрогать. Но, с другой стороны, представить себе банк, который работает сейчас без электронной коммерции, у меня тоже не получается.


Банковская система очень устойчива, очень традиционна. Я недавно ехал на машине через сельхозугодья и вдруг подумал: «Вот высеяли на поле гречку, пшеницу, кукурузу. Их сеяли 100 лет назад, выращивают сейчас, и спустя 100 лет вряд ли что-то кардинально изменится, потому что люди будут по-прежнему хотеть есть». Так и с банками: мы, конечно, проверяем баланс лицевого счета в интернете, расплачиваемся картой, заявки на кредит оставляем на сайте, общаемся с финансовым консультантом по скайпу. Но, решив сделать вклад на несколько миллионов или думая об ипотеке, мы все равно захотим открыть массивную дверь в красивом здании, которое уже само по себе символизирует надежность, а также взглянуть в глаза конкретному живому человеку и убедиться, что с нашими кровными все будет в порядке.


Распределить банки по нишам


За последние годы сообщения о присоединении мелких региональных банков к гигантам рынка неоднократно появлялись в информационном поле. Николай Сидоров уверен: процесс будет продолжаться, так как крупной федеральной сети проще стать эффективной и обеспечить достаточно низкую себестоимость за счет масштаба операций. «Хотя ждать, что на всю страну останется всего пять крупнейших банков, тоже не стоит», — улыбается г-н Сидоров.


— Нужно понимать следующее: консолидация началась, когда в период кризиса у мелких банков появились проблемы с ликвидностью. Основными объединителями, разумеется, выступили госбанки и некоторые крупные частные игроки. А дальше произошло следующее: проблемы с недостатком ликвидности сменились проблемами с ее избытком, вследствие чего маржа сильно сократилась. Следующая предпосылка для консолидации будет тогда, когда дальнейшее наращивание бизнеса будет невозможно, а давление на бизнес и капитал возрастет. Мне кажется, мы к этому уже подходим, и такая проблема возникнет в ближайшие три года. К этому сроку станет понятно, какой прибыли можно ждать по итогам первого объединения, какую норму доходности хотят акционеры и т. д. Но пока банковский сектор показывает около 20% роста в год, волны слияний не будет.


Если вторая волна консолидации снова захлестнет рынок, что будет с Абсолют Банком? Вы планируете к кому-то присоединиться или кого-то поглотить?


— Нет. У нас есть возможность для сохранения существующего положения дел. Банк достаточно устойчив, чтобы оставаться самостоятельным, но в то же время поглощать кого-то пока сил нет. У нас есть свои текущие задачи. В нашей филиальной сети сейчас 28 городов, в большинство из которых мы влетели перед самым кризисом, буквально просто воткнули столбы в землю. И сейчас самое время вокруг этих столбов окапываться — внедрять и продвигать новые продукты, развивать онлайн-технологии, расширять сеть дополнительных офисов в легком формате. Так что нам не до агрессии.


Каким вы видите рынок в ближайшем будущем?


— Думаю, что через 2–3 года ландшафт будет такой: госбанки будут не менее крупными, чем они есть, и составят около 70% рынка, крупные федеральные банки останутся при нынешней 20%-й доле, а оставшиеся 10% разделят между собой мелкие региональные и какие-то нишевые банки. Они уже сейчас достаточно ярко вспыхивают.


Например?


— «Тиньков* кредитные системы» — стартап с нуля, значительный рост объемов за короткое время. Можно долго спорить, что в итоге получится, важно другое: мы видим совершенно четкую, осознанную специализацию, отсутствие малейших попыток объять необъятное. Именно к такой сегментации мы и идем. В моей модели будущего у клиентов будет выбор: обслуживаться в большом банке, получая какие-то продукты с большей выгодой, а какие-то с меньшей, или самостоятельно формировать пакет услуг разных банков, исходя из выгодности их предложений. По крайней мере, опыт восточноевропейских стран говорит нам именно об этом.
 

* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.