Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Курс на выживание коттеджного строительства

Спрос на рынке коттеджной недвижимости в период кризиса упал минимум на 20%. Чтобы все-таки продать дома в уже запущенных проектах, самарские застройщики придумывают новые рекламные ходы.

Спрос на рынке коттеджной недвижимости в период кризиса упал минимум на 20%. Для того чтобы не потерять прибыль и все-таки продать дома в уже запущенных проектах, самарские застройщики придумывают новые рекламные ходы, вспоминают о бартерных сделках и пытаются договориться с банками о том, чтобы их покупателям были предоставлены все прелести ипотеки.

эксперты
Роман Великсон
директор по маркетингу компании «СЭР»
Дмитрий Говорухин
президент ГК BigRiver-Capital
Геннадий Теряев
директор Департамента развития бизнеса RODEX GROUP
Петр Сивожелезов
председатель правления ИСК «Волга-Групп»
Наталья Ханьшева
директор компании «Маркетком»

Как изменился спрос на коттеджи в кризисный период?
Как компании привлекают покупателей?
Какие проекты в коттеджной недвижимости выгодны сегодня?

Вдокризисный период коттеджная недвижимость в Самаре развивалась и становилась одним из основных сегментов строительного рынка. Компании запускали новые проекты коттеджных поселков во всех ценовых категориях: элитное жилье (например, поселок компании «Волгатрансстрой»), бизнес-класс (поселки компании «Портал», «Царев-Град» компании RODEX GROUP), средний класс (например, «Стрижи»), эконом-класс («Дубрава»). Загородное жилье пользовалось растущей популярностью, ежемесячно продажи увеличивались на 10%, компании активно продвигали свои услуги и говорили о том, что вскоре коттеджное строительство должно занять около 25% всего рынка. Сегодня в Самаре существует около 20 коттеджных поселков различного класса, еще около 10 находятся в стадии проектирования.

В период кризиса продажи коттеджных поселков упали на 20-40%. Во-первых, коттеджи стали восприниматься не как равноценная замена городской квартире со своими дополнительными возможностями, а как излишняя роскошь. Во-вторых, люди, испугавшись кризиса, предпочли отложить крупные операции с недвижимостью. В итоге самарские застройщики остались с незаконченными проектами, недостаточным количеством средств на «доведение строительства до заключительной стадии» и мыслями, как же исправить ситуацию.

Покупатели боятся приобретать коттеджи

Как отмечает директор Департамента развития бизнеса RODEX GROUP Геннадий теряев, ситуация на рынке загородной недвижимости в Самаре ничем не отличается от общей ситуации на рынке в России.

«Весь зимний период мы наблюдали ситуацию «отложенного спроса», когда покупатели выжидали самого благоприятного момента для инвестиций. Их ожидания подогревались неблагоприятными прогнозами в СМИ, которые настойчиво предсказывали обвал цен», — делится он своим видением ситуации. В результате спрос снизился во всех сегментах рынка недвижимости, в том числе и на загородном рынке, в 2-2,5 раза. В элитном классе он упал максимально, в эконом — минимально.

Об отложенном спросе говорит и председатель правления инвестиционно-строительной корпорации «Волга-Групп» Петр Сивожелезов, но оптимистично добавляет: «Мы видим интерес к недвижимости со стороны жителей, тем более что Самара традиционно отличалась низким объемом вводимого жилья и превышением спроса над предложением. А в этом году показатель ввода жилья прогнозируется более чем в два раза ниже, чем в 2008 г. Что касается спроса на коттеджи, то тот рынок только начал развиваться до кризиса, поэтому интерес покупателей попросту не успел «остыть».

По наблюдениям экспертов, в начале кризиса рост спроса остановился, и это вполне логично, но уже со второй половины февраля произошло его оживление: так, например, в поселках RODEX GROUP показатели продаж домов в нынешнем феврале-марте были немногим ниже уровня аналогичного периода прошлого года. Петр Сивожелезов делится и своим опытом: «Ежедневно в наш колл-центр поступает несколько десятков звонков. Люди интересуются домами, конечно же, больше в сегменте «эконом», стоимостью 2,5-3 млн за дом».

По мнению аналитиков, рынок загородной недвижимости достигнет «дна» в первом полугодии 2009 г., после чего последует период стабилизации, а возможно, и рост цен.

Однако это будет зависеть от преодоления нескольких факторов. По мнению президента ГК BigRiver-Capital Дмитрия Говорухина, боязнь покупателя менять условия и совершать крупные сделки, а также недоверие к застройщику тормозят развитие рынка и увеличение покупательского спроса. Кроме того, люди ждут обещанного в СМИ снижения цен и часто не могут позволить себе столь крупную покупку из-за свертывания ипотеки либо ухудшения ее условий.

Все эксперты и аналитики единодушны в том, что из-за высокой потенциальной потребности в жилье и желании улучшить жилищные условия постепенно активизация покупателей будет возвращаться к докризисной.

Покупатели ищут новые способы приобретения недвижимости

Часть экспертов рынка полагает, что сегодня — в кризисных условиях — большей популярностью начнет пользоваться недвижимость эконом-класса. Петр Сивожелезов мотивирует это тем, что сейчас коттеджи подобного класса стоят иногда даже на 3-4 тыс. за кв. м дешевле, чем обычные городские квартиры. При этом при покупке человек получает отдельную жилплощадь, с землей и минимумом соседей. Таким образом, считает он, эти условия должны стимулировать спрос среди не самых платежеспособных слоев населения.

С этим мнением не соглашается Дмитрий Говорухин, который считает, что люди продолжат покупать именно ту недвижимость, которая подходит их стилю жизни: «Вряд ли человек, принадлежащий к классу выше среднего, будет покупать дешевый домик из не слишком качественных материалов. Для него это не статусно». Потенциальные клиенты коттеджных поселков эконом-класса же сегодня не делают выбор между различными видами недвижимости, они просто предпочитают не совершать покупки, резюмирует он.

Директор по маркетингу компании «СЭР» Роман Великсон полагает, что большие проблемы с покупателями должны испытывать поселки эконом-класса, ведь все продажи в них в основе своей держались на ипотеке. Сегодня же банки неохотно выдают кредиты, повышают ставки и тем самым отпугивают возможных покупателей дешевой недвижимости. Доля ипотеки в этом сегменте сегодня опустилась с 15 до 5%, отмечают эксперты рынка.

Однако Петр Сивожелезов говорит, что в условиях отсутствия адекватной системы кредитования люди изыскивают возможность решать свои жилищные вопросы. Например, в последнее время получает все большее распространение система обменных операций с недвижимостью. В основе своей это взаимодействие между частными лицами, которые обменивают квартиры меньшей площади на большую и наоборот с доплатой. Но, по мнению экспертов, в эту цепочку активно должны включаться застройщики и предлагать своим потенциальным клиентам привлекательные возможности по обмену имеющейся у них жилплощади на новую, не требующие огромных финансовых вложений.

Для увеличения продаж компании готовы снижать цены

Чтобы увеличить спрос, найти новых покупателей и не замораживать проекты, строители сегодня ищут различные выходы. Первым становится более активный маркетинг. Геннадий Теряев рассказывает: «В феврале-марте всеми девелоперами проводились различные акции, направленные на привлечение потенциальных покупателей. Скидки действовали в основном на строения, а именно на дома, таунхаусы». А вот на земельные участки в организованных коттеджных поселках, на обособленной, закрытой и охраняемой территории с подведенными коммуникациями и другими инженерными сетями, цены не снижались. Это делать и невыгодно: вложение средств в подобные участки — это вложение долгосрочное, способное приносить в будущем неплохие дивиденды, и компании не готовы терять большую прибыль, довольствуясь малой, краткосрочной.

В целом же сегодня все компании стремятся заинтересовать своих покупателей демонстрацией собственной благонадежности и ежеминутной выгодой.

Петр Сивожелезов сообщил, что «Волга-Групп», например, как и многие другие игроки, снижала цены на квартиры в рамках новогодней акции практически на треть и на коттеджи весной на 10%. Кроме того, компании берут на вооружение маркетинговые стратегии, которые чаще используют игроки рынка FMCG, например, лотереи, подарки за покупку. Так, «Волга-Групп» разыгрывала 1 млн руб. на покупку коттеджа среди посетителей выставок «Ваш коттедж — 2009» и «Загородная недвижимость. Ландшафтный дизайн — 2009».

Кроме того, чтобы привлекать новых покупателей, компании пришлось решать проблемы со старыми. Для этого «Волга-Групп» изменила концепцию застройки коттеджного городка «Дубрава». «Если раньше это было «ковровое» строительство, то сейчас мы перешли к более точечной работе с дольщиками. Новые покупатели платят непосредственно за выполненный участок работы по постройке дома. Это значительно повышает ответственность клиентов и их финансовую дисциплину», — уверен Петр Сивожелезов. При такой системе работы человек реально понимает, что задержка платежа скажется на смещении графика работ в его доме.

Новые способы заработать для своей компании ищет Дмитрий Говорухин: «Разумеется, сегодня нам придется скорректировать ряд программ, отказаться от некоторых проектов, в частности от организованных коттеджных поселков премиум-класса». Однако при этом в компании собираются внимательно отслеживать, как быстро восстановит свою былую платеже- способность и амбициозность слой богатых потребителей недвижимости класса «премиум» и «люкс», и, естественно, оперативно реагировать на изменение их потребностей. «Сегодня же мы разовьем новое направление: будем заниматься обустройством существующих коттеджей и усадеб, отойдем от ставки на новое жилье».

Новым проектам пока хода нет

С начала года старые «бумажные проекты» либо не запускаются, либо трансформируются, отмечает Геннадий Теряев. В настоящее время в основном достраиваются поселки, которые до кризиса уже были в высокой степени готовности. Большинство же тех, которые находились на уровне согласования, фундамента, пришлось заморозить.

В Самаре девелоперы по большей части продолжают работу над своими проектами, остановлено было только несколько не самых громких строек.

Однако все эксперты сходятся во мнении: запускать новые проекты сейчас не время. 2009 г. станет годом ожидания, ситуация может выправиться только в середине — к концу 2010 г., и тогда можно уже будет думать о воплощении в жизнь строительных проектов.

Ждать же в Самаре новых федеральных игроков тем более не стоит. Директор «Маркетком» Наталья Ханьшева поясняет: большинство «федералов» не рассматривает Самару в качестве региона для выгодных инвестиций, так как у покупателей здесь нет денег. Один из опрошенных компанией респондентов высказался следующим образом: «Пока у людей не появятся деньги, мы не будем рисковать, инвестируя строительство в регионах».

Однако Петр Сивожелезов видит в малоэтажной застройке будущее рынка: «Ее развитие в период кризиса может помочь развитию рынка в целом за счет короткого срока возведения зданий, низкой их себестоимости и доступности для населения». По его словам, огромное преимущество малоэтажной застройки заключается в том, что здесь есть возможность вносить изменения в проект без прохождения экспертизы, как это происходит при многоэтажном строительстве. То есть поменяв некоторые параметры проекта и сохранив свою норму рентабельности, компании-застройщики могут предлагать доступное жилье. Соответственно, развитие рынка загородного жилья будет идти именно за счет реализации проектов эконом-класса.

 

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.