Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Микаил Шишханов: смог прожить без банка полгода

В 2013 г. Бинбанк добавил к своей сети 60 офисов, а его основной акционер и предправления Микаил Шишханов поднялся в списке Forbes «200 богатейших бизнесменов России» на 37 пунктов — до 142 места.

Микаил Шишханов
 
Президент, председатель правления
ОАО «Бинбанк»
Образование: 1995 г. — магистратура факультета экономики и права Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы; 2000 г. — Финансовая академия при Правительстве РФ. Доктор экономических наук, кандидат юридических наук. 
Карьера:  июнь 1994 г. — начальник Управления по организации межбанковских связей и представителей Бинбанка в регионах; ­сентябрь 1994 г. — вице‑президент, зампредправления Бинбанка; 1996 г. — президент, председатель правления ОАО «Бинбанк». 
Достижения: член Совета Ассоциации Российских Банков и Московского Банковского Союза. Орден «Золотая Звезда за Верность России», орден РПЦ Сергея Радонежского III степени, почетный знак Ассоциации Российских Банков «За заслуги перед банковским сообществом». 
Семья: женат, четверо детей.
 
В последние годы Микаил Шишханов привлекал внимание СМИ, как правило, в связи с девелопментом и недвижимостью. В 2011 г. он приобрел у жены экс‑мэра Москвы Елены Батуриной «Интеко», после — за $1 млрд девелоперский бизнес компании «Уникор» у Бидзины Иванишвили, перед тем как тот стал премьер‑министром Грузии. Но Бинбанк, с которого начиналась бизнес‑карьера г‑на Шишханова, по‑прежнему в центре его предпринимательского внимания. 

У Бинбанка всегда будет ликвидность

Микаил Шишханов считает, что низкие темпы роста экономики совсем не помеха для дальнейшей экспансии его банка. Активы Бинбанка в 2013 г. выросли на 30% (33‑е место по размеру активов в рэнкинге «Интерфакс‑100»), число филиалов увеличилось более чем на 40%. 
 
Бинбанк возник, по сути, как кэптивный банк для компаний Михаила Гуцериева1, а вы стали его руководителем. В какой момент вы почувствовали, что банк вырос из этих рамок?
 
— В 90‑е каждый частный банк был чаще всего кэптивным банком крупного бизнесмена. В 1993 г. платежи проходили месяцами. Любая прибыль от серьезного бизнеса — торговал ли ты нефтепродуктами, зерном, чем‑то другим — подчистую ­съедалась курсовой разницей. Пока деньги зачислялись, пока рубли конвертировались в валюту, все лишалось смысла. Когда Михаил Гуцериев принял решение об открытии собственного банка, я был совсем молодым: 20‑летний студент, даже и не предполагал, что сам могу стать банкиром. А г-н Гуцериев был уже опытным, состоявшимся бизнесменом, первый ­кооперативный банк он создал еще в 88‑м. 
 
Мы развивались эволюционно, проходили все этапы становления банковской системы. Необходимость перемен я почувствовал в 1998 г., когда банк перешел ко мне после кризиса. Это была номинальная продажа, по сути, подарок: дядя мне продал банк за рубль. И я сумел выжить в те времена и сохранить банк, а дядя убедился, что банк в надежных руках. Для Гуцериева Бинбанк — родной ребенок, которого он всегда пестовал. Даже занимаясь другим бизнесом, он всегда оценивал ситуацию на банковском рынке, и если что‑то, не дай Бог, случается, он всегда готов максимально подключиться. Так было в 2004‑2008 гг. В истории нашей семьи это были не самые приятные годы — Гуцериев был вынужден покинуть страну на какое‑то время, но, слава Богу, все нормализовалось. Кризис мы пережили, потому что с ликвидностью наш банк никогда особых проблем не испытывал, а ведь банки банкротятся от отсутствия ликвидности, а не от отсутствия экономики. 2009 г. стал переломным моментом, потому что мы осознали: сложившаяся модель — собирать деньги и максимально кредитовать крупных корпоративных клиентов — существовать уже не может. 
 
Почему?
 
— Потому что государственные банки стали более технологичными, продвинутыми, клиентоориентированными, и самый доходный сегмент клиентской базы стал потихонечку вымываться. Тогда я за год объездил весь мир: Бразилию, Америку, Европу, Азию, посмотрел штук двадцать самых успешных банков мира уровня Capital One, оценил всевозможные модели и для себя определил, кем мы должны стать, к чему идем.
 
Я не случайно спросил про компании Гуцериева. Получается, банк «вырос» из них как клиентов?
 
— Скажу по‑другому. Эти компании были платформой, позволившей нам стартовать. Но к 2002 г. мы вышли на работу с другими группами клиентов. До этого 90% бизнеса банка было связано с компаниями, владельцем или совладельцем которых был Гуцериев. Сегодня практически все крупные компании, совладельцем которых он является, обслуживаются в крупных банках, имеющих преимущество с точки зрения стоимости денег. Компании нефтяной отрасли — это все‑таки уровень госбанков. Правда, эти компании и у нас обслуживаются, среди заемщиков у нас 2‑3% — так называемые связанные стороны, и мы бы хотели, чтоб они больше кредитовались у нас, но ценовое предложение у госбанков поинтереснее. 
 
В какой степени «платформа Гуцериева» помогла пережить кризисные 1998 и 2008 гг.?
 
— Вы это спрашиваете в связи с недавними отзывами лицензий? В 1998 г. никакая платформа помочь не могла. Мы пережили этот период не потому, что были какие‑то гениальные. Просто были небольшого размера, в начале года очень удачно вышли из ОФЗ и вложились в золото. К августу у нас было полное хранилище золотых слитков. Их переоценили, и ликвидности было достаточно. В 2008 г. денег государство дало банкам столько, что те, кто себя разумно вел и нормально ими распорядился, быстро восстановились. Мы получили помощь банковской системы, а потом не знали, куда эти деньги девать. Критическая ситуация, когда я действительно понял, что такое поддержка группы Гуцериева, случилась в 2004 г. Внедрялась система страхования вкладов, и была довольно непростая ситуация, когда за полтора дня из банка ушло $200 млн. Я пришел к Гуцериеву и сказал — поставьте деньги на депозит. Утром попросил, вечером их поставили. Потому что это нефть. У нефтяников денежных средств всегда хватает с лихвой, учитывая, что «РуссНефть» — довольно крупная компания (основной актив Михаила Гуцериева, входит в первую десятку нефтяных компаний РФ — Прим. ред.). Знаю, что если мне понадобится дополнительная ликвидность, она всегда будет. Это, конечно, критический случай, но гипотетически возможный. 
 
Сейчас большинство руководителей банков, сопоставимых с вашим по размерам, говорят о консервативной стратегии. У вас явно не консервативная. 
 
— Давайте определимся, что такое консервативная стратегия. Консервативная стратегия в активных операциях — это как отче наш любого профессионального банкира.
 
Они не развиваются так активно, как вы, не открывают новые филиалы в таких количествах, больше, чем раньше, уделяют внимания рискам. 
 
— Абсолютно убежден, что любой бизнес, особенно банковский, идет либо вверх, либо вниз, стоять не может. Какие бы кризисы ни случались, не было года, чтобы мы не открывали новые отделения и не выходили на новые рынки. Это наша идеология. Кризисы приходят и уходят, поступательное развитие остается. 
 
На что нацелено ваше развитие в 2014 г.? 
 
— Идеология 2014 г. — оптимизация биз­нес‑­процессов. Это волнообразные циклы: в один год ты активно наращиваешь сеть, выдаешь кредиты, пересматриваешь технологии, набираешь персонал, потому что рост требует больше людей. В следующий год оптимизируешь структуру, готовишься к новому рывку, и так раз за разом. 
 
Риски оценивать надо всегда. Мы за два года внедрили одну из самых профессиональных систем риск‑менеджмента, оценивая, сколько мы на это потратили, я понимаю, что не у всех банков есть такие ресурсы на оценку рисков. Требования ЦБ к банкам ужесточаются, и это для нас хорошо, продукт будет более качественный. ЦБ будет ограничивать не только ставку по привлечению, но и по размещению. При этих ограничениях ты должен заработать. Сейчас это можно сделать только за счет оптимизации бизнес‑процессов. У нас для этого есть специализированная LEAN‑лаборатория, где мы обкатываем все производственные процессы. 
 
Каков профиль вашего клиента?
 
— Мы — банк для разумного человека, который на своем жизненном пути хочет видеть рядом финансового партнера. Банк будет ему подспорьем в развитии — в бизнесе, в кредитовании, во всех финансовых продуктах и услугах, которые только есть. Определили географическую стратегию — семь региональных центров. В рамках этой стратегии активно развивается розничный банк, продукты для малого и среднего бизнеса — простые, понятные продукты для разумных клиентов. 
 
Вы его как вообще описываете — разумного клиента?
 
— Основной критерий выбора для него — цена‑качество. Можно сделать продукт супердешевым, но он не будет качественным. А можно — какого‑то безумного качества, но у него не будет нормальной цены. Вот это оптимальное соотношение цены‑качества, которое только разумный клиент и оценит, заставит его поверить в нас. А мы, со своей стороны, поверим в него. Мы никогда не дадим кредит человеку под залог какого‑либо имущества, если не увидим его доход. Нам его имущество не нужно — мы не ломбард и не кредитуем «последнюю надежду». Для нас это аморально. Мы должны кредитовать и давать деньги, чтобы улучшить клиентам жизнь, а не ухудшить ее.
 
Наша цель — найти среди 142 млн населения 2 млн активных клиентов, это показатель к 2020 г. Разумные клиенты сегментируются: массовый, состоятельный, эксклюзивный. Для каждого — разные бренды, чтобы продукт подешевле не ассоциировался с премиальным. Это целая идеология. 
 
Получается, у вас на самом деле несколько брендов, связанных с основным — «Бинбанк». Какова их роль?
 
— Бренд «Бинбанк» — для наших массовых и корпоративных клиентов. Бренд «Эликсир», который мы только развиваем, тоже будет массовый, но для молодежи. Есть эксклюзивный бренд, он не публичный (B&N Exclusive). Но, когда человек приходит в офис для эксклюзивных клиентов, он понимает, что это тоже «Бинбанк», при этом он получит продукт высочайшего качества. И есть промежуточный бренд между эксклюзивным и массовым, который мы запустили в ноябре 2013 г., — «Бинбанк‑Премиум». При разработке айдентики саббрендов мы учитывали личные эмоциональные потребности клиента. С корпоративным клиентом все проще — есть «Бинбанк», эмоциональный посыл не так важен, должна быть понятная цена, условия и так далее. Но к 20‑летнему студенту, который владеет новыми технологиями, с классическим брендом трудно подойти. Ему нужен саббренд, визуально приятный, и, в то же время, это бренд крупного банка с традициями.
 
А если конструкция брендов окажется чересчур сложной?
 
— В любой стратегии есть ключевые цели. А тактику по ходу движения всегда можно подкорректировать в зависимости от ситуации на рынке. Даже Библия переписывалась не один раз. Без ошибок ни один бизнес не будет успешен. Поэтому я лично не боюсь и не стесняюсь признавать свои ошибки. 
 
Можете назвать самую серьезную?
 
— Подбор ИТ‑системы для банка в 2007 г. Не до конца определившись со стратегией, выбрал самую дорогую систему в мире. Не систему под бизнес и стратегические цели, а наоборот. В итоге тот проект лопнул, все пришлось выкинуть и начать снова. Были и другие стратегические ошибки — в большей степени связанные с людьми. 

Размер — это вторично

Владельца Бинбанка не пугает усиление конкуренции с госбанками.
 
Что вы думаете о проблеме «средних банков»? Многие ваши коллеги сетуют, что госбанки уровня Сбербанка, Газпромбанка, ВТБ и т. д. выдавливают банки калибра вашего, предоставляя лучшие условия клиентам. И ситуация будет только ухудшаться.
 
— Во‑первых, рыночная экономика предполагает, что лицензия не является гарантией устойчивости банка. Во‑вторых, задача ЦБ — выдерживать макропараметры, поддерживать систему гарантированных вкладов. В‑третьих, объем госбанков государство должно, наверное, контролировать. В развитых странах в какой‑то момент верхнюю планку для крупнейших банков устанавливают в объемных показателях, побуждают развиваться качественно. Поэтому я не вижу никаких проблем в том, что госбанки могут выдавливать клиентов из частных банков, предоставляя более качественную услугу. Это меня, частника, заставляет лучший продукт готовить. Потребителя я найду. И поэтому я двумя руками за госбанки, в том виде, какими стали «Сбер» и ВТБ. Но у нас есть конкурентное преимущество — мы меньше, мобильнее. А их конкурентное преимущество — эффект масштаба. При этом наш рынок, я абсолютно в этом уверен, не может существовать без частных банков. Так что размер — это вторично. Качество — первично. Да, возможно, у Сбербанка будет преимущество, исторически и политически сформированное. Но эволюция это исправит, 3‑5 лет — и будет другая картина. 
 
Но ведь не все в одинаковых рыночных условиях находятся. Госбанку в силу большего размера и государственного фондирования деньги обходятся дешевле. 
 
— Фондирование — это не только цена денег. В «Сбере», чтобы построить систему рисков на такую махину, знаете сколько денег надо? Или ИТ‑платформа. Это сотни миллионов долларов, учитывая масштаб организации. Понятно, что у них фондирование будет априори дешевле. Но нельзя смотреть на фондирование в отрыве от всех бизнес‑процессов. У них есть отделения, несущие социальную нагрузку, государство обязано дать на это средства. 
 
А как вы по‑человечески относитесь к ситуации, когда компании из группы Гуцериева уходят из вашего банка в «Сбер», потому что им это выгоднее? 
 
— Великолепно. Это меня подстегивает. Я понимаю, какие продукты они получают, где я смогу конкурировать, а где нет. Я точно знаю, какие продукты и сервисы госбанки предлагают, — не из газет, а потому что сам являюсь участником событий и, опираясь на эти знания, понимаю, что и как в наших продуктах можно изменить, а куда лучше не лезть, потому что такого уровня деньги не могу себе позволить. Это знание — мое конкурентное пре­имущество.
 
А как вы относитесь к примерам, когда первые лица мировых компаний спускаются до уровня базовых операций? Например, основатель IKEA, будучи в весьма преклонном возрасте, несколько дней в году работал на складе. Ричард Бренсон, создатель бренда Virgin, ходит по салону самолета как стюардесса, чтобы почувствовать, каково это — быть стюардессой.
 
— Лично я выдавал кредит последний раз в сентябре, в Ульяновске. Сам садился рядом с операционистом и обслуживал клиента. В Бинбанке есть практика постоянных выездных региональных сессий, когда члены правления целый день работают в отделении вместе с сотрудниками фронт‑офисов, а вечером мы все собираемся, обсуждаем и делаем выводы. Одно дело, когда ты сидишь в Москве, в красивом офисе и издаешь приказы. И другое — как это работать будет на практике. Если не спускаться — никогда и не узнаешь. 
 
Есть мнение, что это популизм, работа на имидж
 
— Не считаю это популизмом, это нормально. Чтобы понять процесс, ты должен быть в него вовлечен. Не знаю, как это — принимать решения, не понимая, как процесс устроен. Каким бы красивым он ни выглядел на бумаге, пока сам не попробуешь, не поймешь, можно ли это продать. Это ж сфера услуг! Тут много тонкостей. Как продукт описан, сложно или нет, как экран визуально выглядит, удобное или неудобное сиденье. Как клиент идет в кассу и как выходит. Мы перестроили большинство наших офисов с учетом геолокации, ароматерапии, звукового сопровождения. Целая наука. Что касается крупных корпоративных продаж, то я сам во всех переговорах участвую. Просто понимаю, что на данном этапе развития я как собственник сам должен все это делать. Крупный корпоративный клиент, миллиардная компания, хочет в глаза собственнику банка смотреть. Плюс у меня есть собственные интересы, я вовлечен во многие бизнес‑проекты, мне легче принимать решение. В конечном итоге я несу ответственность за все деньги банка всем своим имуществом перед клиентами банка. 
 
Каковы сейчас ваши личные цели? Как они соотносятся с целями бизнеса?
 
— Личные в наибольшей степени связаны с семьей. Ключевая моя цель — достойно вырастить детей. Самое главное, чтобы все здоровы были — мама, папа, жена, дети. Вокруг этого строится все остальное — и работа, и поведение, и собственное развитие. Лучший кредит, который я сегодня выдаю, — это воспитание и образование детей. Если я его правильно структурирую, то все вернется. Если неправильно — боком вылезет. Все жизненные ценности настоящего мужчины, как я их понимаю, строятся вокруг потомства. Может быть, это по старинке… Я все‑таки на Кавказе вырос, семейные связи там довольно глубокие. Гуцериев для меня в первую очередь дядя, а потом уже бизнес‑партнер. Бизнес‑цель… Как и любой мужчина — я не представляю себя без работы. На отдыхе с ума схожу. Для меня главное — это постоянно что‑то делать. Например, построить лучший банк. Как бы это ни высокопарно звучало — это ключевая цель моя и тех людей, которые со мной работают. 
 
А вам не хотелось оказаться в ситуации бизнесменов, которые выводят компанию на IPO, к ним приходят по‑настоящему большие деньги, и они кричат: «Наконец‑то свобода!»?
 
— В 2007 г. я получил миллиард долларов минус налоги, $750 млн у меня было на личном счету. Я продал банк, был горд собой, мне было 35 лет, да еще и другие заработки были. Помню ощущение этих больших денег. Помню эти покупки, эти машины, не знал, что с ними еще делать. Сейчас стоят, гниют все. И ровно через полгода я вернулся в банк. Я отойду от оперативного управления Бинбанка и владения им только тогда, когда почувствую, что я для банка больше не нужен и являюсь только тормозом в его развитии. Для меня первичен не вопрос денег, а вопрос — нужен ли я банку. Сегодня я нужен. 
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.