Меню

«Деньги могут потеряться на несколько месяцев»: как заплатить за импорт и не прогореть

Иллюстрация: DK.RU

Гендиректор международной компании Woodbag рассказал, как уральский бизнес рассчитывается с иностранными поставщиками в условиях санкций в России и странах Ближнего зарубежья.

Одна из самых острых проблем, с которой сталкиваются уральские компании — международные расчеты. Трудности испытывают не только экспортеры, но и предприятия, закупающие оборудование и комплектующие за рубежом, в частности из Китая. Прямые переводы часто не проходят, многие банки отказываются проводить платежи, а схемы, которые работали вчера, сегодня уже потеряли свою актуальность. Все боятся вторичных санкций.

По словам Ивана Растегаева, гендиректора компании Woodbag, занимающейся международной логистикой и закупками, сейчас проводить оплату за рубеж стало проще, чем полгода назад. Но проблема по-прежнему стоит остро. На недавнем семинаре агентства по привлечению инвестиций Свердловской области он рассказал, какие схемы расчетов чаще всего используют компании, оплачивая оборудование, материалы и комплектующие зарубежным партнерам. DK.RU зафиксировал главные из них.

Прямая оплата за границу

— Это самый простой и понятный способ. Но его уровень надежности крайне низкий — сейчас, по официальной статистике, на долю прямых платежей приходится менее 10% оплат. Банки часто отказывают в проведении перевода, особенно если есть подозрение в двойном назначении товаров.

Основная проблема заключается в том, что платежи просто не доходят. Можно попытаться найти пару банков с рабочим платежным каналом (например между Россией и Китаем). Но в большинстве случаев эта схема срабатывает один-два раза, а потом перестает функционировать. И если у ваших знакомых получилось провести платеж в Китай напрямую, не факт, что это получится у вас.

Сегодня прямая оплата поставщикам — это не тот инструмент, на который можно опираться при планировании бизнеса. Вы можете отправить деньги, а они дойдут через месяц или не дойдут вообще.

Приведу пример из нашей практики. Мы получили платеж на наше китайское юрлицо, договорились с банком о его зачислении. После экспорта товара мы сами вложили деньги, выкупили товар, отправили клиенту в Россию. Пришли в банк с экспортной декларацией — а в банке говорят:

— Извините, мы передумали.
— Почему?
— Потому что в декларации указано, что груз ушел через РЖД, а РЖД под санкциями.

В итоге деньги вернули клиенту в Россию. Хорошо, что он наш партнер и мы договорились. Но ведь у китайских поставщиков нет таких отношений с российскими клиентами. Поэтому у китайских компаний попросту пропадает мотивация искать новые схемы работы с Россией.

Проверить, может ли китайский банк посчитать ваш товар «санкционным», можно через сервисы «Альта-софт» по HS code: если он определяется в таблице санкционных товаров — с высокой долей вероятности китайский банк откажет в зачислении оплаты.

Оплата в рублях через агентов

— Сейчас 60–70% всех платежей идут через агентов в России. Здесь есть два варианта: оплата на резидента и на нерезидента.

Если вы платите российскому юрлицу — резиденту, вы просто переводите рубли на его счет. Что дальше происходит с деньгами, клиент чаще всего не знает. Потом от имени какой-то иностранной компании (например из Гонконга, Эмиратов, Турции) ваш поставщик получает валютный платеж.

Плюс этой схемы в том, что операции с вашим агентом происходят в едином правовом поле, и рублевый платеж доходит быстро и без валютного контроля. Но в этой схеме есть и серьезный минус: нужно точно понимать, куда дальше пойдут ваши деньги, чтобы не возникли проблемы с таможней.

Схема работы с агентами из других стран, имеющих рублевый счет в России, тоже используется уральскими компаниями. Она также имеет свои плюсы и минусы. Среди преимуществ — то, что вы сразу проходите валютный контроль; можете снизить риски задержки переводов в банках-корреспондентах. Есть возможность разрыва цепочки платежей, что позволяет скрыть следы платежей из России.

Но если что-то случится с деньгами, найти этого нерезидента и отстоять свои права — почти невозможно. Засудить кого-то в другой стране практически нереально. Надежность схемы серьезно возрастает, если вы получаете гарантии от какой-то российской компании, что платеж будет произведен.

Оплата в валюте за границу

— Когда начались сложности с прямыми платежами, многие компании задумались: а не открыть ли юрлицо в Казахстане или Киргизии? Но иностранные поставщики быстро поняли, что эти страны тесно связаны с Россией, поэтому перестали принимать от них платежи. Поэтому тема заглохла.

В прошлом году мы решили опробовать эту схему. В мае сделали пробный перевод через Киргизию, но он так и не дошел до Китая и не вернулся обратно. До августа мы не могли выяснить, где деньги.

В 2024 г. появилось много агентов в странах ближнего зарубежья, предлагавших оплату через себя. Но после того как ввели санкции против банков Казахстана и Киргизии, схема практически перестала работать.

Сейчас некоторые компании пробуют проводить валютные платежи через дальнее зарубежье — через агентов в Турции, ОАЭ, Индии. Причем Индию стали рассматривать не только как поставщика, но и как платежного посредника.

Но в любом случае сохраняется риск: сегодня вы проводите платеж — а завтра вводят санкции и деньги просто исчезают.

Читайте также на DK.RU о том, что в конце прошлого года банки Объединенных Арабских Эмиратов увеличили сроки проведения платежей российского бизнеса в среднем до двух недель. А крупнейший банк Италии — Intesa Sanpaolo с 15 января 2025 г. прекратил сотрудничество с банками России.