Меню

Как решение ФАС повлияет на работу отечественных маркетплейсов?

Иллюстрация: freepik

Ozon и Wildberries выполнили все предписания службы, касающиеся системы проведения акций. Ключевые изменения коснулись механизма автоматического участия селлеров в акциях.

Теперь продавцы получили возможность полностью отказаться от автоматического включения в акции, что ранее было невозможно. Маркетплейсы также внедрили дополнительные уведомления и инструкции для продавцов.

Механизм акций всегда был важным инструментом для продвижения товаров и увеличения продаж, отмечают эксперты. Однако автоматическая система участия вызывала ряд сложностей у селлеров.

Wildberries часто анонсировал акции заранее, но селлеры становились их участниками без предупреждения, не было четкого механизма отказа от участия в них. Это приводило к продажам с низкой маржинальностью, потому что цена на товар могла значительно снизиться . И продавцам нужно было регулярно отслеживать — добавил маркетплейс тот или иной товар в акцию с автоматическим снижением цен или нет.

Ozon практиковал длительные акции, которые теряли свою эффективность из-за отсутствия четких временных рамок. Серьезного эффекта участники рынка онлайн-торговли не наблюдали.

Новая система дает продавцам больше контроля над своими ценами и стратегией продаж. Особенно важным стало то, что теперь селлеры могут осознанно выбирать участие в акциях, а не быть автоматически включенными в них. Это создает новые возможности для развития бизнеса, так как позволяет более гибко управлять ценообразованием и маржинальностью, — поясняет Константин Дербенев, директор по развитию e-commerce транспортной компании КИТ.

При этом практический эффект от нововведений пока неоднозначен. Некоторые продавцы сознательно отказываются от участия в акциях для повышения среднего чека, особенно в условиях растущих логистических расходов и комиссий маркетплейсов. При этом для опытных селлеров открываются дополнительные возможности для развития, поскольку теперь они могут получить конкурентное преимущество, когда их менее активные конкуренты отказываются от участия в акциях.

Если оценивать завершающееся первое полугодие, то затраты селлеров на логистику выросли на 30-40%, — говорит Константин Дербенев. — Комиссии на маркетплейсах увеличились на 4-8,5%, у некоторых продавцов появилась дополнительная статья расходов в виде 5% НДС, у кого-то из поставщиков появился этот налог, т.е. закупочная стоимость товаров выросла и продолжает расти. У селлеров есть потребность в повышении цен, а у маркетплейсов — в их снижении. Учитывая высокую конкуренцию в некоторых нишах, цена для покупателей в краткосрочной перспективе сильно не поменяется. Не все селлеры смогут быстро сориентироваться в новой ситуации, а кто-то в погоне за высоким ранжированием в выдаче не сразу поднимет прайс. Но в долгосрочной перспективе повышение цен неизбежно. И отзывы от покупателей о том, что цены растут уже стали появляться.

Маркетплейсы со своей стороны, вероятно, будут вынуждены пересмотреть алгоритмы и внедрить новые инструменты для балансировки трафика между продавцами, чтобы избежать ситуации, когда весь поток покупателей концентрируется у ограниченного числа участников.

Реклама. ООО КИТ.ТК ИНН 6679113421 erid: 2W5zFJHhQ9N