«Инвестиции нужны, как воздух»: главные заявления Дениса Паслера на Уральском медиафоруме
Врио губернатора озвучил стоимость станций метро в Екатеринбурге, пообещал заполнить «Титановую долину», призвал ЦБ — снизить ключевую ставку, а молодых уральцев — не откладывать рождение детей.
Врио губернатора Свердловской области Денис Паслер провел первую полноценную пресс-конференцию для журналистов на полях Уральского медиафорума. За два часа он ответил более чем на 20 вопросов. Они касались крупных инфраструктурных проектов, механизмов развития экономики региона и социальной сферы.
DK.RU приводит 10 наиболее важных заявлений руководителя региона.
О северном полукольце ЕКАД
— Тренды таковы, что автомобильный трафик растет. У нас строится все больше складских и логистических центров. Полукольцо, которое связывает федеральные дороги — Пермский, Челябинский и Тюменский тракты, — уже построено. Участки трассы — четырех- или шестиполосные. По сути, это коридоры федеральных дорог, по которым идут грузы через Свердловскую область.
Мы планируем продолжить эту работу. Северным полукольцом необходимо заниматься. В бюджете на текущий год, который принимался в декабре, не было заложено порядка 600,5 млн руб. Мы эту сумму увеличили до 2,7 млрд руб. с переходящим объемом работ на 2025-2026 гг. Объект реализуется исключительно за счет областных ресурсов, мы понимаем, что это нам важно и нужно. Возможны изменения в конце года, чтобы ускорить реализацию этого проекта. Свердловской области, жителям и компаниям это нужно.
О метро
— Тема болезненная для города. Все на нее реагируют ярко, давно ждут [новые станции метро]. При этом город застраивается, растет.
У Свердловской области достаточный потенциал, чтобы его построить, — люди, предприятия, все это будет мобилизовано. Но с ресурсами всегда непросто. Я уже поднимал эту тему в разговоре с президентом, понимая, что задача должна решаться совместно с федеральным центром.
Сегодня есть главная задача, над которой работает вся страна (речь о СВО, — прим. ред.). Но я думаю, что в будущем, когда мы ее решим, федеральная поддержка таких проектов будет. Нашли же 250 млрд на участок М-12 Дюртюли — Ачит. А одна станция метро в Екатеринбурге будет стоить порядка 35-40 млрд руб. Деньги немалые.
О новом производстве трамваев
— Как вы знаете, у нас давно работает производитель трамваев Уралтрансмаш. Думаю, что в течение года на территории города появится второй производитель — на базе Уралхиммаша. Хочу сказать, что бизнес просто так не вкладывает деньги, если не видит потенциала для реализации своей продукции. Бизнес понимает, что сейчас перед нами стоит важная задача — обновить парк городского транспорта Екатеринбурга.
О значимости нового энергоблока БАЭС
— Сейчас в мире всего два реактора, работающих на быстрых нейтронах, и оба находятся в Свердловской области. Пятый энергоблок БАЭС станет третьим. Именно в нашем регионе ветераны отрасли заложили основу для того, чтобы стало возможно развитие этой технологии.
Новый энергоблок будет служить 60-70 лет, а с учетом того, что срок работы предыдущих блоков продлевался, — думаю, еще больше. Это большое количество рабочих мест — в пике ожидается 5,5-6 тыс. человек. Это загрузка для строительной отрасли на шесть лет стабильной работы. Это большие инвестиции — 300 млрд руб., а с учетом инфляции эта сумма может вырасти до 500-600 млрд руб.
О новых вызовах для промышленности
— Нам предстоит создать производство поездов для высокоскоростной магистрали. Это задача государственной важности — таких задач в истории нашей страны не ставилось никогда. Для того чтобы ее выполнить, сегодня строится огромное количество цехов и производств для того, чтобы в обозначенные сроки мы имели свой локомотив и [железные] дороги, соответствующие этим скоростям. Чтобы сделать этот локомотив, в кооперации уже работают 153 предприятия. Для всех них это вызов, потому что новая продукция не делалась ранее никогда. И все это делается благодаря тому, что у нас хорошо развита машиностроительная отрасль, и она, безусловно, наукоемкая.
Президент отлично понимает сильные стороны и возможности регионов. Наверное, поэтому Свердловской области ставятся задачи, которые ранее не решались нигде.
Мы уже упомянули атомное направление. Стоят серьезные задачи по самолетостроению. Почему? Потому что у нас серьезный образовательный и научный потенциал, серьезная история и традиции — не только в машиностроении, но и в металлургии и других отраслях. Мы получим серьезный толчок в развитии благодаря еще одному направлению — микроэлектронике.
Об эффективности «Титановой долины»
— Нужны ли нам ОЭЗ? Нужны. Это дает возможность привлекать больше инвестиций, потому что при размещении на таких территориях можно воспользоваться преимуществами по льготному налогообложению. И многие бизнесы могут быть в этом заинтересованы, потому что налоговая нагрузка у них достаточно серьезная.
У нас есть несколько площадок. Хотя площадка в Салде еще не заполнена, площадки в окрестностях Екатеринбурга и Алапаевска на сегодняшний день с точки зрения тех планов и резидентов, которых мы обсуждаем, заполнены.
И я думаю, что мы будем заходить и формировать еще одну площадку со статусом ОЭЗ, чтобы привлекать инвестиции. А инвестиции нам нужны, как воздух. Это наша экономика, наша база, наша основа для решения социальных задач.
Инвестиции для меня — один из главных приоритетов. Мы ведем ряд интересных проектов, в том числе из других регионов. Конкретно сейчас у нас в работе пять новых предприятий. Поэтому не переживайте, особые экономические зоны мы заполним.
Ключевая ставка сегодня негативно влияет на привлечение инвестиций, на планы бизнеса по модернизации предприятий. Ждем ли ее снижения я и бизнес? Конечно, да. Предприятиям сегодня непросто. Я очень надеюсь, что на ближайшем заседании Банк России примет решение о ее снижении.
Экономисты сейчас обсуждают, что снижать ставку необходимо не на один пункт, а сразу на два или три процентных пункта. Я с ними согласен. Сейчас и в стране, и в Свердловской области идет переохлаждение экономики — нужно возвращаться на траекторию стабилизации и роста.
О концессиях
— Самоцели взять и расторгнуть все концессии нет. Какую-то часть концессий я уже видел и убедился, что они работают и приносят эффект, решая свои задачи. В большей степени это касается замены сетей, труб. Большинство из них будет жить. Будем ли мы их трансформировать в будущем? Будем обсуждать это, когда будет заканчиваться срок действия концессионного соглашения.
Механизм неплохой. Применительно к определенным территориям и задачам он будет применяться. Но от неэффективных концессий мы, конечно, будем отказываться.
О развитии кластера «Гора Белая»
— Это замечательное направление, связанное с Демидовской историей. Но я бы не стал ждать чудес и надеяться, что мы получим федеральные деньги на ее развитие и развитие других туристических проектов. Все-таки к нам отношение как к самодостаточному региону, который способен творить, зарабатывать и разумно тратить.
По развитию этого места декларировали большое количество планов, идей, даже создавались автономные учреждения и что-то реализовывалось. Будем ли мы заниматься этим проектом? Да, но будем действовать поступательно. Меня ознакомили с ранее разработанной концепцией, мне она не понравилась. Соответственно, сейчас смотрим другую. Когда будет понятно, что именно нужно сделать, какие ресурсы и инвестиции потребуются — тогда и будем разговаривать предметно.
О рождаемости
— Я вспоминаю свои 25 лет, когда я тоже рассуждал, что сначала необходимо решить вопрос с жильем, а уж потом думать о детях. Тогда один мудрый человек сказал мне: «Бог даст деточку — даст и денежку». Поэтому эту историю оттягивать не нужно. Семья и ребенок дают мотивацию для развития. Я в этом не сомневаюсь.
Вопрос с жильем через некоторое время обязательно решится. Думаю, что уже в ближайшие полтора года ситуация с ипотечными ставками может кардинально измениться, и у молодежи появится возможность взять кредитные ресурсы на покупку жилья. Так что нужно не разговаривать, а действовать — именно это отличает настоящих уральцев.
О ситуации с уборкой Екатеринбурга
— Доволен ли я [тем, как изменилось качество уборки города за последние месяцы]? Безусловно, какие-то вещи поменялись. О кардинальных изменениях я бы говорить не стал. Для этого должно произойти изменение в головах.
Должны поменяться подходы. Во-первых, власти нужно смотреть на проблемы незамыленным глазом, пытливо, предвзято. Во-вторых, должна появиться база — техника, которая позволит повысить эффективность процессов. Город немаленький, мы не можем задействовать в его благоустройстве сотни тысяч человек. В-третьих, очевидно, что есть дефицит кадров, которые занимаются непосредственно уборкой и подготовкой техники.
Я со своей стороны, когда езжу по Екатеринбургу, смотрю [на качество уборки]. Я делаю это не специально, но если у меня глаз за что-то цепляется — я могу остановиться, сфотографировать и отправить главе.
Я искренне надеюсь, что нашими совместными усилиями вопрос благоустройства решится. Город должен быть красивым. Искренне надеюсь, что у нашей администрации все получится. Несмотря на увольнение профильного заместителя, вопрос с повестки не снимаем.
Ранее на DK.RU — «Поменялся ли я? Мне кажется, да»: Денис Паслер — о метро, ЕКАД 2.0 и будущем региона.