Михаил Матовников: «Высокая ключевая ставка сработала так, как и должна. Но есть нюансы»
Директор Центра финансовой аналитики Сбербанка раскрыл причины замедления роста зарплат, снижения спроса на квартиры и уменьшения темпов роста потребления. Подробности в материале DK.RU.
Экономика значительно замедлилась, уверен директор Центра финансовой аналитики Сбербанка Михаил Матовников. Инфляция пошла вниз вразрез с ожиданиями Центробанка, что вынудило регулятора пойти на снижение ключевой ставки.
Однако период сдерживания ключевой ставки привел к целому ряду взаимосвязанных процессов, которые пока не способствуют росту основных отраслей. Об этом Михаил Матовников рассказал на пресс-конференции Домклик. DK.RU приводит тезисы его выступления.
— Экономика заметно замедлилась, это коснулось многих отраслей. В конце апреля многие ожидали, что инфляция останется высокой, но она резко пошла вниз. Главной причиной стала высокая ключевая ставка, которая сработала так, как и должна была. Но есть нюансы.
Высокая ставка стала универсальным драйвером целого ряда процессов, которые усиливали друг друга. Это особенно хорошо видно на примере рубля и валютного курса. Обычно сложно с помощью моделей точно объяснить движения валютного курса, но сейчас предсказать их можно с точностью 80−90%. Как такое возможно? Все переменные взаимосвязаны через курс рубля. Что произошло? Люди резко сократили траты на непродовольственные товары.
Падение импорта укрепило рубль
Этот процесс связан с ростом ставок по вкладам, которые стали очень высокими в конце прошлого года. Люди кладут деньги на вклады, вместо того чтобы тратить их. Самое простое — экономить именно на непродовольственных покупках. Это снизило импорт. Кроме того, высокая ставка подавила инвестиции, что тоже уменьшило импорт.
Меньший импорт укрепил курс рубля. Из-за этого бюджет стал получать меньше доходов и начал тратить больше из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Чтобы «забрать» лишние рубли с рынка, Банк России продает валюту в том же объеме, а это, в свою очередь, еще больше укрепляет рубль.
Хотя цены на нефть падали, рубль оставался сильным, а импорт продолжал снижаться. Компании из-за высокой ставки начали брать деньги на открытом рынке, выпуская облигации, которые покупались за рубли вместо покупки валюты. Валюта никому не была нужна, а кредит брать под 7−9% было гораздо выгоднее, чем под 29%.
Все это было связано с высокой ключевой ставкой. В итоге мера регулятора ударила и по курсу валюты, и по бюджету. К тому же при высокой ставке бюджет тратит больше на субсидии, ипотеку и другие обязательства, что дополнительно увеличивает дефицит.
В каких сферах замедлился рост зарплат?
Рост экономики у нас был очень быстрым — около 18−19%, сейчас немного замедлился до 16−17%. Это снижение примерно на 2%, но темпы все равно хорошие. Замедление произошло в тех секторах, которые раньше росли очень быстро, в частности IT и обработка данных. Теперь и их рост замедляется, а другие отрасли начинают подтягиваться, экономика становится более сбалансированной.
Рост зарплат в строительстве, который в 2023−2024 г. был одним из самых быстрых, тоже замедляется и теперь ближе к среднему уровню в других сферах. Заработные платы остаются высокими, но растут медленнее.
Для Центробанка это проблема — пока зарплаты не снижаются стабильно, спрос сохраняется, но высокая ключевая ставка усложняет жизнь компаниям. Многие фирмы тратят много денег на проценты по кредитам — это связано не с отраслью, а с их финансовой стратегией.
В экономике замедляется производство — это видно на примере непродовольственных товаров в офлайн-магазинах. В частности, в торговых центрах Москвы начинают закрываться точки. При этом укрепление рубля плохо влияет на экспортеров с низкой рентабельностью, что тоже замедляет экономический рост.
Вывод простой — нужно снижать реальную ставку (разница между процентной ставкой и инфляцией), которая сейчас слишком высока, чтобы поддержать развитие компаний и экономику в целом.
Что будет с ипотечными ставками
Что касается недвижимости, с середины мая с застройщиков перестали брать комиссию. Многие думали, что после этого цены на квартиры начнут снижаться, но этого не произошло — цены продолжают расти и падать пока не собираются. Это касается как Москвы, так и регионов. Доступность жилья на первичном рынке стала рекордно низкой из-за значительного роста цен на квартиры, несмотря на рост зарплат. Ставка на первичном рынке почти не менялась и не сильно влияла на доступность недвижимости.
На вторичном рынке ситуация другая — кроме роста цен, доступность жилья сильно снизилась из-за выросших кредитных ставок. Но сейчас, когда ключевая ставка начала снижаться, доступность постепенно улучшается, и если так пойдет дальше, спрос на жилье восстановится. Сейчас покупатель выбирает между высокой рыночной ипотечной ставкой и более низкой субсидированной.
Когда ипотечные ставки на вторичном рынке будут ближе к ставкам на новостройки, покупатели начнут больше выбирать квартир на вторичном рынке, где много нормального жилья. Тогда влияние крупных застройщиков станет меньше и спрос на новостройки может даже упасть.
Если посмотреть в долгосрочной перспективе, то зарплаты с 2020 г. догнали рост цен на вторичное жилье. Когда ставки станут обычными, доступность вторичного жилья вернется к уровню 2019 г. Скорее всего, программы субсидирования не станут более щедрыми — их, наоборот, могут сократить из-за бюджета. Сейчас эти программы доступны в основном богатым людям, что снижает общий спрос.
В результате на рынке много непроданных квартир, застройщикам стало сложнее финансировать строительство, а их расходы и риски выросли. Из-за этого застройщики активно начали использовать рассрочки — сейчас примерно 40% сделок проходят через рассрочку, хотя раньше таковых было около 20%. Если смотреть на деньги, то рассрочки заменили ипотеку: в среднем рассрочка выросла в 10 раз на рынке эконом-класса, а в элитном сегменте ипотека упала в четыре раза.
Читайте также на DK.RU: «Закрыть жилищный вопрос и вложить деньги лучше сегодня. Завтра условия могут измениться»