Более 1,3 тыс. свердловчан переселили по программе КРТ: почему она заработала
Еще несколько лет назад у жителей возникали сомнения и страхи, сегодня же многие понимают, что КРТ — рабочий механизм. Представители строительной отрасли — о том, как изменилось отношение к КРТ.
Механизм комплексного развития территории (КРТ) в Свердловской области запустили в 2021 г. Первые торги в Екатеринбурге состоялись летом 2022 г. К концу 2025 г. количество стартовавших проектов комплексного развития территории на Среднем Урале достигло 30. Помимо Екатеринбурга, где реализуется 18 таких проектов, они запущены в Нижнем Тагиле, Среднеуральске, Белоярском, Новоуральске, Богдановиче и Красноуфимске.
Строительная отрасль проявляет к программе живой интерес. На многих аукционах наблюдается ажиотаж — на них могут заявиться до десятка компаний. Среди тех, кто уже получил право на реализацию проектов — «Брусника», «Страна Девелопмент», «Астра», «Самолет», «Стройтехкомплект», ЛСР, Палникс Групп, «Практика», «Атомстройкомплекс».
Как рассказал в недавнем интервью DK.RU министр строительства и развития инфраструктуры региона Григорий Сурганов, сегодня механизмом довольны все участники процесса — и органы власти, и застройщики, и собственники квартир:
В некоторых регионах количество проектов КРТ выше в несколько раз. Но мы не гонимся за цифрами. В программу включаются участки, где действительно расположено непригодное для проживания жилье — ветхие и аварийные дома. Это соответствует замыслу законодателя.
Напомним, включение домов в программу возможно только при поддержке большинства собственников. И если при запуске первых проектов КРТ у жителей возникали вопросы и сомнения, то сегодня их стало значительно меньше. В компании «Практика» DK.RU подтвердили, что за последние годы отношение жителей Екатеринбурга к КРТ стало заметно более позитивным:
Главная причина — появление в городе первых реализованных проектов. Люди видят, как семьи переезжают из ветхих домов и действительно улучшают жилищные условия, а устаревшие территории преображаются: появляются новые архитектурные решения, благоустроенные дворы, социальные объекты и безопасная среда. Поэтому комплексное развитие больше не воспринимается как сложная реформа — это понятный и полезный инструмент. Об этом говорит и растущая активность жителей тех районов, которые попадают под КРТ. Например, осенью мы выиграли участок в Завокзальном: в тот же день, как стали известны итоги, к нам обратились несколько местных жителей — люди хотят, чтобы процесс расселения стартовал быстрее.
В девелоперских компаниях отмечают, что в большинстве случаев расселение проходит по плану: жители заранее готовятся к переезду и активно участвуют в согласовании условий. В отдельных ситуациях сроки могут сдвигаться — например, когда сложно установить всех собственников помещения или когда речь идет о жилье по договору социального найма, требующем особой процедуры согласования.
Ситуации, когда жители сопротивляются переезду, тоже возникают. Но связаны они, как правило, не с желанием получить определенное количество квадратных метров, а с эмоциями людей. В «Premier Capital», проанализировав свои проекты, выделили три основных сценария, с которыми сталкиваются в большинстве подобных случаев.
Самый массовый сценарий — «экономический». Это не просто недоверие к расчетам, это глубокий страх оказаться обманутым в самой уязвимой сфере — в собственном доме, — отмечает директор по развитию «Premier Capital» Дмитрий Уткин. — Для людей, годами живших в стесненных условиях, расселение — единственный шанс их улучшить. И их главный вопрос: «Почему за эти деньги мы не можем купить равноценное жилье?». За этим стоит требование не просто компенсации, а полноценного решения их многолетней жилищной проблемы, что часто выходит за рамки экономической целесообразности проекта.
Второй сценарий — «ностальгический»: для пожилого человека, который прожил всю жизнь на одном месте, переезд — это болезненный обрыв последних связей с прошлым. Логике «новые удобства» здесь противостоит мощный эмоциональный якорь. Третий — сценарий «тревожного будущего»: люди, которые десятилетиями жили в аварийном жилье и не могли добиться решения этой проблемы, с недоверием смотрят на обещания застройщиков.
Ключевая задача в проектах КРТ сегодня — это не просто техническое расселение, а трансформация самой парадигмы. Речь должна идти не о том, что «у людей забирают», а о том, «им предлагают новый старт». Для этого важно работать с каждой семьей индивидуально, просчитывая разные жизненные сценарии и переводя эмоции и страхи жителей в понятные, справедливые условия. Успех зависит от способности стать архитектором доверия. Это означает максимальную прозрачность: показывать будущие стройки, давать возможность пообщаться с представителями застройщика, буквально «потрогать» будущее, — пояснил Дмитрий Уткин.
Ранее стало известно, что Екатеринбург стал одним из лидеров по развитию КРТ. С начала реализации программы свои жилищные условия улучшили 1,3 тыс. свердловчан.
А на форуме 100+ TechnoBuild замглавы Екатеринбурга Рустам Галямов заявил, что администрация города готовится включить в программу КРТ еще 10 площадок, на одной из них расположен объект культурного наследия.