Меню

Александр Райсих, сеть «Звездный»: Отношения производителя и ритейлера отрегулируют рынок

Депутаты Госдумы предложили внести в закон «О торговле» четыре поправки, осложняющие жизнь сетевых магазинов. Екатеринбургские ритейлеры полагают, впрочем, что рыночной ситуации они не изменят.

Группа депутатов Госдумы и членов Совета Федерации лоббируют поправки в ФЗ «О торговле». Основных изменений четыре. Прежде всего, законодатели хотят ограничить размер вознаграждения поставщиков торговым сетям. По их мнению, оптимальной можно считать цифру 3% от стоимости поставки (включая плату за маркетинговые услуги; при этом НДС и акциз вычитаются из стоимости поставки). Прочие вознаграждения сетям предлагается запретить, а отсрочки платежей официально сократить: вместо действующих сроков 10, 30 и 45 дней установить 5, 20 и 35 дней соответственно. Также инициаторы поправок собираются увеличить штрафы для розницы торговле за ущемление интересов поставщиков (создание дискриминационных условий, создание препятствий, нарушение порядка ценообразования и т.п.)

Александр Райсих, генеральный директор торговой сети «Звездный», считает, что предложенные новации принципиально ничего не изменят, поскольку у каждого бизнеса (производство и ритейл) есть среднеотраслевые себестоимость и наценка. По его словам, любые законодательные меры, «улучшающие» жизнь производителю только снизят отпускную цену на его товар.

«Маркетинговые платежи – та же наценка, просто по-другому оформленная, – поясняет г-н Райсих. – Если она сократится, ритейл понизит на эту же сумму закупочные цены, повысив одновременно свою наценку, ибо цена товара на полке должна остаться прежней. Чудес не бывает: у ритейла – своя себестоимость и своя норма прибыли, если этого не учитывать, не будет и бизнеса. Тот же механизм работает и в остальных случаях. Чтобы товар попал на полку (понятно, что речь идет о востребованных продуктах), производителю проще создать для ритейла определенные преференции. Это – доход торговой сети. Если его нет, ритейлер опускает цены закупа и поднимает свою наценку. Идет обычная конкурентная борьба, ведущая к настройке рынка. Равным образом, говоря об отсрочке платежа, мы понимаем, что она определяет стоимость денег. Если себестоимость продаж растет, ритейлеру приходится ее компенсировать. Давайте не забывать – за всё платит покупатель. Платит он конкурентную цену за товар, который ему нужен. В идеале, доход между производителем и всей цепочкой товародвижения распределяет рынок».

Такого же мнения придерживаются и эксперты Торгово-промышленной палаты России.

«Постоянные изменения нормативно-правовой базы и регулярно вносимые различными субъектами правовой инициативы проекты законов создают сложные условия для деятельности ритейла, – считают они. – При этом отрасль сама стремится к позитивным изменениям в рамках межотраслевого саморегулирования, предложенного Кодексом добросовестных практик».