Меню

Алексей Захаров: «Время середнячков уходит. Либо ты лучший в свой профессии, либо никто»

Алексей Захаров. Иллюстрация: Пресс-служба Superjob.ru

«Все понимают, что старое образование никуда не годится, а каким должно быть новое, не знает никто». Как надо изменить систему обучения детей и к чему приведут перемены на рынке труда?

Почему все изменения надо проводить уже в начальной школе, чем вредно разделение знаний на отдельные предметы и почему учиться непрерывно придется любому специалисту? Об этом в интервью порталу Pravmir.ru рассказал основатель и президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров. Ниже приведены его основные тезисы в кратком пересказе. 
 
До окончания начальной школы надо дать ребенку все социальные установки на будущее: на непрерывное обучение, на интерес к жизни, на необходимость вопроса «почему?» и на постоянное занятие чем-либо. Формат сильно зависит от контекста и региона, и единых стандартов быть не может: они скорее вредят, чем помогают. У школы должна быть единая цель образования, а путь к результату надо оставить на ее усмотрение. И в начальное образование необходимо вкладывать по максимуму, повышать зарплаты и профессиональный уровень педагогов. 
Все понимают, что старое образование никуда не годится, а каким должно быть новое, не знает никто. 
В мире проводится много экспериментов, в том числе и в России — г-н Захаров называет «Новую школу» и «Летово». Здесь направляющим может выступить Минтруда, которому стоило быть делать прогнозы на рынке труда, но такой задачи перед ним пока никто не поставил. Цель образования сегодня размыта и для страны, и для родителей. Но власть не ставит перед собой цель развивать его, что очень плохо: раз нет целеполагания, нет и финансирования.
 
Сегодня математика необходима в любой профессии. Она служит базисом для информационных технологий, которые используются почти повсеместно. Поэтому требования по математике и количество времени на нее необходимо увеличивать. Вместе с тем образование должно быть сегодня фундаментальным и межпредметным, чтобы давать ученикам целостную картину мира. Разделение на технарей и гуманитариев — навязанное, это все проблемы образования. 
 
Профессиональные стандарты к будущим специалистам не получается сформулировать, потому что их либо нет, либо они постоянно меняются, поэтому заниматься этим ни к чему. Впрочем, это не касается профессий, связанных с безопасностью и здоровьем, например, летчиков или врачей скорой помощи. 
 
«Любому специалисту нужно непрерывно учиться. Либо ты лучший в свой профессии, либо ты никто». Бороться с роботизацией бессмысленно. Единственный рецепт — быстро повышать всеобщий уровень образования. Востребованных профессионалов сложнее найти и им предлагают более высокую зарплату. «Специалистам нужно быть гибкими»: когда пройдет мода на одну технологию, придет бум другой. 
Время, когда можно было быть середнячком, уходит.  Как это ни печально, но на рынке труда в большинстве отраслей останется место только для лучших. Разница в оплате труда лучших и средних будет составлять сотни процентов. Мы это видим уже сейчас. Дальше разрыв будет только нарастать, — резюмирует Алексей Захаров.