Меню

Артюх: нужно перестать воспринимать предпринимателя как бандита с большой дороги

Минюст России разработал пакет поправок в закон «О прокуратуре РФ». Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области Елена Артюх прокомментировала DK.RU ключевые пункты изменений.

Внесенные коррективы предполагают ограничение полномочий сотрудников прокуратуры при проведении проверок бизнеса, бюджетных и некоммерческих предприятий Основной упор в законопроекте сделан на сокращение сроков проверок. Разработчики предлагают проводить проверочные мероприятия с учетом возможных продлений максимум 90 дней. В настоящий момент законопроект находится на рассмотрении в Госдуме

В данный момент под прокурорский надзор подпадает вся деятельность юридических лиц от бюджетных учреждений — школ, библиотек, больниц и органов государственной власти, до некоммерческих организаций  — благотворительных, правозащитных фондов, общественных предпринимательских объединений, а также коммерческих фирм — ресторанов, торговых сетей и т.д.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области Елена Артюх рассказала DK.RU о том, что упорядочить контрольно-надзорную деятельность прокуратуры было необходимо уже давно. На сегодняшний день, государство упорядочило проверочную деятельность через 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля». Однако прокуратура как глобальный контрольно-надзорный орган, по словам г-жи Артюх, полностью находится вне 294-ФЗ.

«Минюст все-таки прислушался к мнению уполномоченных, которые говорили о чем: орган прокуратуры, как важнейший контрольно-надзорный  орган должен тоже играть по правилам. То есть, предприниматели должны осознавать, когда, кто и по какой причине, на какой срок времени, с какими вопросами к ним может прийти», — отметила Елена Артюх.

По словам бизнес-омбудсмена, обсуждаемый законопроект не является инструментом, который серьезно ограничивает возможности прокуратуры, однако регулирует ряд пунктов. Например, ранее в законе о прокуратуре отсутствовали сроки, в течение которых по запросу органа необходимо было предоставлять документы:

«То есть при проведении проверки прокуратура могла попросить любой объем документов, и установить любой, в некоторых случаях неразумный, по мнению предпринимателей, срок — один, два, три рабочих дня»

Теперь в законопроекте предлагается установить десять рабочих дней для предоставления информации, в некоторых случаях — пять рабочих дней на предоставление документов и информации. В случае если проверке подвергается опасный субъект, представляющий угрозы жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде и т.д., сроки могут быть сокращены до одних суток.

Другим важным изменением, по словам г-жи Артюх, является то, что отныне органы прокуратуры не вправе запрашивать у проверяемой организации информацию и документы, которые эта организация не обязана иметь, либо эта информация и документы не обусловлены проверкой. Кроме того, прокуратура не вправе требовать у организации документы, которые, по материалам ранее проведенной проверки, уже предоставлялись и документы, официально опубликованные и размещенные в публичных источниках.

Важным моментом, который отражен в законопроекте, по словам бизнес-омбудсмена, является развитие тезиса, что при осуществлении надзора за исполнением законов, органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы:

«Условно говоря, Роспотребнадзор или другой орган, по какой-либо технической причине не может сам согласовать проверку, он пользуется возможностью сделать это «руками прокуратуры». Это достаточно часто, исходя из жалоб предпринимателей, встречающаяся проблема. Если государственный орган располагает информацией о проблеме, он должен сам ее обосновывать, получать санкцию, заниматься проверкой и отвечать за ее результаты, а не действовать, как в некоторых случаях, злоупотребляя полномочиями органов прокуратуры».

Раньше в законе «О прокуратуре» не было ограничений по срокам, в течение которых прокуратура может проводить проверки. Этот срок должен не превышать 30 календарных дней с начала проверки, в исключительных случаях сроки можно продлить на 30 дней. И третий раз — сроки можно продлить лишь по решению Генерального прокурора или его заместителя еще на 30 дней. Максимум — 90 дней.

По мнению Елены Артюх, надзорная деятельность прокуратуры должна быть такой же упорядоченной, предсказуемой и понятной и внятной, как и других государственных и муниципальных контрольно-надзорных органов. Причиной тому служит существующая в России презумпция добросовестности субъектов предпринимательской деятельности.

«Если исходить из принципов этой презумпции добросовестности предпринимателей, с ними нужно поступать, в том числе и во время проверки, как с добросовестными и равноправными субъектами, а не как с каким-то бандитом с большой дороги, которого нужно из-за угла выскочив, схватить за руку и попытаться во что бы то ни стало привлечь к ответственности», — добавила г-жа Артюх.