Меню

Банкротство и передел собственности внешнее управление

В предыдущей статье («Банкротство и передел собственности. Наблюдение» — см. «ДК» №18 от 27.05.99) авторы раскрывали сущность «подготовительных к переделу» работ, проводимых заинтересованным лицом

В предыдущей статье («Банкротство и передел собственности. Наблюдение» — см. «ДК» №18 от 27.05.99) авторы раскрывали сущность «подготовительных к переделу» работ, проводимых заинтересованным лицом в ходе процедуры наблюдения. Были рассмотрены цели и задачи, стоящие перед «Передельщиком» на данном этапе, механизмы их достижения (решения), а также были высказаны некоторые соображения по организации защиты от «хищника». Предметом настоящей статьи является описание действий «Передельщика», непосредственно касающихся приобретения собственности в процессе внешнего управления.

Даниил Мазуровский,

председатель правления

Консалтинговой группы «УралИНКО»,

Сергей Долматов,

специалист Консалтинговой группы «УралИНКО»,

тел. 70-25-33, 53-62-28

работы. Основная цель Передельщика на этапе на-
блюдения — обеспечить выбор «правильного» направления развития процедуры банкротства, для чего необходимо получить контроль над собранием кредиторов. В рамках данной статьи «правильным» будем считать введение внешнего управления на предприятии-должнике и назначение определенного арбитражного управляющего. Если вся необходимая в ходе наблюдения работа проведена Передельщиком грамотно, то процедура внешнего управления утверждается судом, а внешний управляющий действует согласно его (Передельщика) концепции.

Итак, внешнее управление. Закон целью этой процедуры называет восстановление платежеспособности должника. У Передельщика, разумеется, свой взгляд на вещи, и его цель — получить в собственность определенный комплекс имущества. Для достижения этой цели он должен решить следующие задачи:

1. Проанализировав собственность должника, определить круг «нужного» имущества.

2. С учетом возможных внешних угроз (о них — ниже) разработать план приобретения собственности, который должен укладываться в предусмотренный Законом план внешнего управления.

3. Осуществить разработанный план.

Анализ собственности должника подразумевает критический подход к наличествующему комплексу имущества с целью отделить действительно необходимые объекты собственности от имущественного балласта. Вопрос многоаспектный, по-разному решаемый в зависимости от рыночных, макроэкономических, политических тенденций и конкретных целей заинтересованного лица. Не останавливаясь подробно на этом вопросе в рамках данной статьи, заметим лишь, что он требует серьезной проработки специалистами.

На начальном этапе процедуры внешнего управления арбитражным управляющим должен быть разработан план внешнего управления (ПВУ), в котором должна быть изложена программа действий на год, долженствующая привести к восстановлению платежеспособности должника. ПВУ не позднее двух месяцев с момента введения внешнего управления должен быть представлен на рассмотрение собранием кредиторов (голосуют за его утверждение только конкурсные кредиторы). В случае и с момента его утверждения собранием кредиторов все дальнейшие действия внешнего управляющего должны быть — помимо соответствия требованиям Закона и обоснованности с финансово-экономической точки зрения — полностью подчинены плану внешнего управления. Этот факт учитывается Передельщиком при формировании собственной программы действий, и ПВУ разрабатывается так, чтобы на основе представленного в нем анализа ситуации смена собственника выглядела бы наиболее (или единственно) рациональным способом восстановления платежеспособности предприятия: требования кредиторов будут удовлетворены за счет средств, вырученных от продажи новому собственнику… Но обо всем, как говорится, по порядку.

Принципы одной из основных схем смены собственника предприятия-должника изложены в Постановлении Правительства РФ № 476 от 22.05.1998 «О мерах по повышению эффективности применения процедур банкротства». И, хотя использование данного механизма предполагалось в рамках ускоренной процедуры банкротства, ни в этом, ни в каком-либо ином документе нет указания на то, что при обычной процедуре банкротства эта схема быть применена не может. Все, что не запрещено — то разрешено…

Суть схемы в следующем. На базе имущества должника создается новое ОАО, единственным учредителем которого становится предприятие-банкрот в лице внешнего управляющего. Весь уставный капитал нового акционерного общества оплачивается указанным имуществом, а на баланс должника, таким образом, поступают 100% акций нового ОАО. Затем эти акции реализуются, из вырученных средств производятся расчеты с кредиторами (см. Рис.1). Далее, предприятие-должник ликвидируется… Разумеется, Передельщик создает такое ОАО на базе только необходимого имущества, о котором говорилось ранее.

Здесь мы должны отметить, что наличие в плане внешнего управления действий, укладывающихся в вышеизложенную схему, не всегда является признаком целенаправленного передела собственности. Во множестве (а наша практика говорит, что — в большинстве) случаев смена собственника в пакете с другими мероприятиями по реструктуризации — действительно единственный реальный способ спасения предприятия. Для целенаправленного

удобных. Хотя существуют и другие, о которых мы расскажем чуть позже.

Вернемся к тому моменту, когда новое ОАО создано и уставный капитал наполнен за счет имущественного вклада. Однако Передельщик к этому предприятию (а соответственно, и имуществу) пока никакого отношения не имеет. Соответственно, следующим шагом для него является приобретение контрольного (или какого-либо иного1 ) пакета акций.

Имущество должника, в том числе акции нового ОАО, продается на открытых торгах, «…если иное не предусмотрено планом внешнего управления». Поэтому еще на этапе разработки ПВУ Передельщик постарается заложить в этот план возможность другого порядка реализации имущества — например, по прямому (заключенному без проведения торгов) договору купли-продажи. Если же Передельщику этого сделать не удалось, то, по Закону, разворачивается следующий процесс. Внешним управляющим организовываются открытые торги, на которые и выставляется имущество. В случае нереализации выставленного имущества должны быть организованы повторные торги. Имущество же, не проданное и на повторных торгах, может быть реализовано по прямому договору. Цена в этом случае — договорная, ничем не регламентированная. Каков будет ее уровень в договоре с Передельщиком, думаем, понятно.

Таким образом, основная задача для Передельщика на этапе реализации имущества должника с открытых торгов — обеспечить такое их проведение, при котором акции не будут приобретены другими заинтересованными лицами, что может быть достигнуто несколькими путями, например:

• недопуск «сторонних» покупателей к участию в торгах по формальным основаниям (неверно оформленная заявка, не в срок поданная и т.п.);

• завышение начальной цены торгов до уровня, при котором имущество не будет представлять интереса для «сторонних» покупателей, и другие.

После приобретения необходимого пакета акций цель Передельщиком достигнута (при условии, что все проведено законно, обоснованно с точки зрения экономической целесообразности и оснований для аннулирования результатов передела нет).

Теперь рассмотрим основные угрозы, подстерегающие Передельщика на пути приобретения собственности, и механизмы, посредством которых он пытается нейтрализовать эти угрозы.1. Угрозы, связанные с действиями кредиторов. В частности:

— отклонение собранием кредиторов предложенного плана внешнего управления с последующим ходатайством в арбитражный суд (а) — о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, (б) — об отстранении внешнего управляющего и утверждении новой кандидатуры на этот пост;

— попытка отстранения внешнего управляющего.

Возникновение первой ситуации возможно в том случае, если в ходе «подготовительной» работы Передельщик, захватив контроль над первым собранием кредиторов (например, получив доверенность на представление интересов государственных органов), не смог обеспечить контроль над всеми последующими собраниями (в которых государственные органы уже не имеют права голоса). Соответственно, для повторной «обработки» неподконтрольных ему кредиторов у Передельщика имеется промежуток времени от вынесения судом определения о введении внешнего управления до проведения собрания по рассмотрению плана внешнего управления. И здесь в ход будут пущены убеждение, посулы вознаграждения, обещания доли в реорганизованном предприятии и т.п.

Возникновение второго случая возможно по нескольким основаниям. Первое — неисполнение или ненадлежащее исполнение внешним управляющим возложенных на него обязанностей. Одним из главных аспектов устранения угрозы данного вида является грамотная разработка плана внешнего управления. С одной стороны, ПВУ должен наглядно демонстрировать, как внешний управляющий со своей командой собирается за год обеспечить восстановление платежеспособности предприятия, с другой — он не должен содержать ничего заведомо невыполнимого или быть слишком оптимистичным. На этапе внешнего управления именно недостаточная проработанность ПВУ и, как следствие, действия внешнего управляющего, не соответствующие утвержденному плану, могут послужить основанием для его (управляющего) отстранения.

Что касается остальных оснований для отстранения внешнего управляющего от должности (как, например, выявление обстоятельств, препятствующих назначению), то подробно мы рассмотрели их в предыдущей статье и возвращаться к ним не будем. Повторимся лишь, что грамотный Передельщик все, а в особенности — вопросы, касающиеся кандидатуры арбитражного управляющего, — прорабатывает «на берегу». 2. Угрозы со стороны других лиц, заинтересованных в приобретении имущества должника, в частности — попытки «перекупить» собственность.

В представленной схеме передела реальный шанс завладеть имуществом вновь созданного ОАО «сторонним» лицам выпадает на этапе продажи предприятием-должником акций этого ОАО с целью осуществления расчетов с кредиторами. Поэтому при реализации защиты от действий этих лиц основные силы Передельщик бросает именно на то, чтобы:

а) дело не дошло до проведения открытых торгов;

б) если уж миновать торги не удалось, то не допустить к участию в них «сторонних» лиц или обеспечить срыв торгов, а затем повторных торгов — путем, к примеру, завышения стартовой цены имущества. 3. Угрозы социально-политического характера. В сущности, это те же угрозы, о которых мы упоминали в прошлой статье, — ничего нового здесь добавить нельзя.

Таким образом, если вышеуказанное Передельщиком учтено, все действия грамотно спланированы и, в итоге, схема передела собственности «сработала», то в результате в свое распоряжение («под свой контроль» — как угодно) он получает желанное имущество. Если же расторопнее, а главное — компетентнее — оказался бывший (и, соответственно, им оставшийся) собственник или другой оппонент, то ему удалось, как минимум, сорвать планы Передельщика, а то и — заполучить в собственность освобожденное от бремени долгов и очищенное от имущественного балласта предприятие.

Как было отмечено выше, представленный механизм передела собственности не единственный — есть и другие технологии. Так, например, Законом предусмотрена возможность продажи бизнеса должника. Однако помимо того, что при реализации указанного варианта возникнет достаточное количество юридических и бухгалтерских проблем, можно выделить ряд существенных качественных недостатков:

• при таком подходе отчуждаются все виды имущества, «предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности…», в то время как доля «ненужного» имущества, выступающего в роли не просто «балласта», а, скорее, «камня на шее» предприятия, бывает очень велика;

• сохраняют силу все трудовые договора, и обязанности работодателя переходят к покупателю. То есть, в случае «переселения» предприятия эти проблемы придется решать уже новому собственнику.

В свете изложенных недостатков, данная схема представляется менее гибкой и менее выгодной для Передельщика, и на нашей практике мы не сталкивались с осуществлением такой процедуры в «чистом» виде.

В качестве еще одной из технологий передела собственности можно отметить схему, представленную в одном из номеров «Эксперта» (Рис. 2). Как видно из рисунка, от Передельщика для того, чтобы получить контроль над имуществом должника, практически не потребуется никаких финансовых вложений (за исключением сопутствующих расходов, таких как затраты на регистрацию новых АО, эмиссию). Поэтому, в теории, эта технология — идеальный механизм для передела. Однако и минусы данной технологии, а соответственно, и угрозы срыва ее осуществления, несомненно существуют (вытекают из анализа самой схемы). Соответственно, Передельщик будет пытаться нейтрализовать эти угрозы, а его оппонент — использовать для срыва планов Передельщика.

Подводя итоги, заметим, что схемы могут быть различные, неизменно одно: в борьбе за собственность побеждает тот, кто наилучшим образом проанализировал ситуацию и собственные возможности, четче спланировал и произвел все необходимые действия — тот, кто имеет более профессиональную, слаженную команду.