Меню

«Боятся, получается?». Власть начала силой подавлять протесты оппозиции в Москве

«Если дело и дальше будет развиваться, то это в принципе угроза для проведения свободных выборов в будущем». Власть ведет себя так жестко, что сама может вызвать у людей интерес к лидерам протеста.

25 июля следователи СК начали допросы по уголовному делу, возбужденному в связи с протестами у Мосгоризбиркома, пишут «Ведомости». Протестные кандидаты в Мосгордуму якобы не собрали достаточное количество подлинных подписей за выдвижение, после чего были сняты с выборов. Среди них бывший депутат Госдумы Дмитрий Гудков, директор Фонда борьбы с коррупцией Иван Жданов, члены партии «Яблоко» Елена Русакова и Кирилл Гончаров. 

Всех их допросили в качестве свидетелей, но Гудков и Русаков предпочли не свидетельствовать против себя по ст. 51 Конституции, а Жданова продержали на допросе до утра, сказал руководитель Международной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков. На допрос вызваны также юрист ФБК (9 июня 2021 г. решением Мосгорсуда признан экстремистской организацией) Любовь Соболь, муниципальный депутат Юлия Галямина, экс-депутат Госдумы Геннадий Гудков и кандидат в Мосгордуму от «Яблока» Максим Круглов.

Соболь отказалась покинуть здание Мосгоризбиркома в знак протеста против регистрации в качестве кандидата, и в итоге полиция выдворила ее из помещения вместе с диваном.

 

Уголовное дело было возбуждено по ст. 141 УК (воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий): участники протестных акций угрожали насилием членам избиркомов. По словам сопредседателя движения «Голос» Григория Мельконьянца, «это экзотическая статья в плане применения, хотя поводов для ее использования в России очень много». 

Это очень опасный прецедент. <…> Заход через эту статью говорит, что такое решение посоветовали некие провластные консультанты наверху. Когда граждане выражают свой протест мирно и без оружия, это на мой взгляд нельзя считать составом преступления по 141-й статье. <…> Если дело и дальше будет развиваться, то это в принципе угроза для проведения свободных выборов в будущем. Потому что в регионах при любой возможности будут душить критические высказывания в период выборов — просто ссылаясь на вот этот прецедент, — сказал Мельконьянц в интервью «Медузе» (Минюст РФ 23 апреля 2021 г. внес издание в список иноагентов).

«Такое жесткое сопротивление со стороны власти может вызывать интерес у населения к лидерам протеста. Этот рост интереса будет легитимировать внесистемную оппозицию, хочет того власть или нет, и ставить вопрос о справедливости такой жесткой линии: «Боятся, получается?», — сказала Русской службе Би-би-си политолог Татьяна Становая.