Меню

Человек года: Культура на ручном управлении

ДК

В сфере культуры 2010 г. запомнится Екатеринбургу как весьма конфликтный. А как иначе: за переменами во власти последовали перестановки в руководстве учреждений, и скандалов избежать не удалось.

 
Другие организации чуть не закрылись — их проблемы пришлось решать губернатору лично. Даже министр культуры запомнился в основном перепалкой с упоминанием свинофермы.
 
 
 
В рейтинге эффективности областных министров, который «ДК» составлял вместе с фондом «Социум», глава Минкультуры Алексей Бадаев занял третье место. С конца. Негативные баллы он получил и за эффективность, и за имидж. Объясняется такой негатив кадровой политикой главы министерства: самые громкие локальные события в области культуры оказались скандальными.
 
Главный скандал — замена прежнего директора областного Театра эстрады Николая Головина на шансонье Александра Новикова. Команда г-на Новикова, который начал с разгромной критики предшественника и всего коллектива, взялась за управление театром круто, а сам певец обещал лично контролировать каждый шаг. Как следствие, труппа выступила против реформатора, артисты жаловались на грубость худрука даже главе Союза театральных деятелей (СТД) России Александру Калягину, а на Театре эстрады появились вывески «А.В.Новый театр» (обыг­рывались инициалы Александра Новикова, но над словоформой театралы очень потешались). Разогнав немалую часть коллектива, глава театра взялся за репертуарную политику и начал с того, что вычеркнул из афиш «педофильный спектакль» «Голубой щенок». Последние новости из Театра эстрады связаны с обвинением г-на Новикова в рукоприкладстве, которое выдвинул заведующий художественно-постановочной частью Константин Родин.
 
Алексей Бадаев на этой сцене выступил резонером, когда Александр Калягин написал письмо г-ну Новикову. Глава СТД попросил шансонье быть тактичнее: «Все-таки мы работаем не на свиноферме». Министр культуры прокомментировал: «По просьбе коллеги из министерства сельского хозяйства сообщаю, что проблем во взаимоотношениях между работниками свиноферм Свердловской области не наблюдается». Сейчас конфликт либо затух, либо перешел в скрытую фазу. Это связано с еще одной кадровой рокировкой, на сей раз спокойной, — сменой руководства Свердловского отделения СТД. Пост Владимира Мишарина, который решил жить и работать в Сочи, занял директор Свердловского театра музкомедии Михаил Сафронов. На недавнем торжестве, посвященном этому событию, Александра Новикова представили Александру Калягину, и они переговорили тет-а-тет.
 
Вскрылись и другие проблемы учреждений культуры — финансовые. Их в ручном режиме пришлось решать губернатору. Яркий пример: литературный журнал «Урал», который выходит в Екатеринбурге с 1958 г., оказался под угрозой закрытия. Коллектив журнала направил Александру Мишарину открытое письмо, назвав издание «крупнейшим литературным брендом» и «одним из самых значительных феноменов литературной жизни», и получил гарантию, что финансирование возобновится.
 
Но 2010 г., разумеется, запомнился не только негативом. Успехи культурных деятелей связаны с премьерами. Фильм «Овсянки» режиссера Алексея Федорченко собрал массу международных наград. Фестивальный успех превзошел коммерческий, зато в Венеции фильму стоя аплодировал сам председатель жюри Квентин Тарантино. Г-н Федорченко подчеркивает, что фильм, который начали снимать в 2008 г., не состоялся бы без выходца из Екатеринбурга, а теперь — московского телепродюсера Игоря Мишина. Г-н Мишин еще в 2002 г. обещал профинансировать проект и выделил на это 35 млн руб., даже не дочитав сценария: настолько история вписывалась в концепцию «взорвать мир».
 
Культурным ивентом года можно смело считать Уральскую индустриальную биеннале современного искусства. Впервые в заводские цеха и на промплощадки допустили художников, которые разместили арт-объекты — от световых инсталляций до монументальной живописи. Суть проекта, объясняют в екатеринбургском филиале Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), — переосмыслить пространство производства. Переосмысление обошлось в 5 млн руб., заняло месяц и получило множество положительных откликов.
 
Топ-5 номинантов премии «Человек года в культуре»
Александр Колотурский директор Свердловской филармонии
Николай Коляда драматург, основатель и руководитель «Коляда-Театра»
Олег Кумыш директор TELE-CLUB
Алиса Прудникова директор екатеринбургского филиала Государственного центра современного искусства (1-я Уральская биеннале индустриального современного искусства)
Алексей Федорченко режиссер фильма «Овсянки» 
 
Татьяна Апрельская