Меню

«Чем больше ты отдыхал (пил), тем лучше были результаты»: первые деньги Артема Дударенко

Владелец InTouch Cocktail Bar Артем Дударенко со студенчества предлагал пиво суровым завсегдатаям кафе в цыганском поселке и вино гостям фешенебельного ресторана. Алкоиндустрия его не отпустила.

Артем Дударенко, владелец InTouch Cocktail Bar:

— Подрабатывать я начал в студенчестве, когда учился на историческом факультете УрГУ. В начале 2000-х гг. стипендия была на уровне 100-200 руб., этих денег, конечно, было мало — несмотря на то, что в те благословенные годы проезд в общественном транспорте стоил 2 руб., — так что многие ребята куда-нибудь устраивались. Но у меня мотивация была другой: я понимал, что по специальности работать не буду. А чтобы получить место в стоящей компании, нужен опыт. Я представлял себе такую картину: на собеседовании меня спрашивают, где я работал ранее, а я отвечаю: «Ммм… Нигде». Это же катастрофа! Посему брался за разные подработки с чисто символической зарплатой, чтоб было о чем говорить на будущих собеседованиях. Например, корректирование научных работ на одной из кафедр университета. Благо, учеба позволяла — лекции были в первой половине дня, а с двух до шести вечера вполне можно было на полставки где-нибудь трудиться.

Помню, один мой знакомый предложил поработать промоутером в кафе в цыганском поселке. Нужно было подходить к весьма специфичной целевой аудитории этого заведения и предлагать попробовать русское пиво — при покупке двух бокалов третий шел в подарок плюс человек получал какой-то лазер или кепку. К промоутерам в таких местах отношение было не очень, но если ты не был совсем уж дерзким, то воспринимали снисходительно.

Много лет спустя я узнал об одном тренинге, где есть «испытание страхом». Участник должен подойти в кафе к серьезным мужчинам с Кавказа и без разрешения начать угощаться их едой и напитками и при этом расположить компанию к себе.

Заканчивается это обычно по одному из двух сценариев: можешь быть бит или стать для этих людей лучшим другом за две минуты. В моем случае получилось последнее — когда я предлагал ерунду солидным дяденькам, их что-то во мне подкупало. Работа промоутером была разовой, несущественной для меня, но забавной. Я тогда получил около 300 руб. — неплохие деньги.

Потом работал в некоммерческой организации «Столица Урала». Занятие было непыльное: нужно было обновлять анонсы концертов, афиши кинотеатров для официального портала Екатеринбурга. Три-четыре часа в день я трудился в башне с курантами. Это меня, кстати, там и держало: представлял, что сижу в башне Саурона и контролирую все Средиземье — главный сайт города! Был и еще приятный бонус — можно было выйти погулять по крыше горадминистрации. А вот особых денег я с той работы не припомню. Вообще к тем первым подработкам я относился без фанатизма: не было супервовлеченности в процесс, я мог уйти в любой момент, мог работать больше. Или меньше. То есть классика жанра — где бы ни работать, лишь бы не работать. Главное для меня было наполнить свое трудовое портфолио.

Однако на последних курсах института ситуация изменилась. Однажды, листая местный журнал про гастрономию, наткнулся на материал с глянцевыми фото: красивые люди элегантными жестами подносили к носу бокалы с вином. Сам текст статьи изобиловал фразами про «аромат утреннего подлеска с тонами мокрой кожи и дуба». Жребий был брошен!

Все это драматическим образом подействовало на мою неокрепшую психику. Я решил поучиться на сомелье. Не звучит? А десять лет назад это было очень модно.

В те годы искомые курсы читал глава Уральской ассоциации сомелье и шеф-сомелье ресторана «Троекуровъ» Семен Соловьев. Было очень интересно. Помню, Семен сказал, что его курсы — это билет в мир вина. Мне же хотелось, чтобы билет этот был не просто на вход и на выход, как в театре, а стал чем-то типа проездного из «окна администратора» — хотелось задержаться в этом мире.

Семен мое желание оценил и отправил на стажировку в ресторан La Ronde в Атриум Палас Отеле. В середине 2000-х гг. заведение и отель были на гребне волны — там останавливались и ужинали лучшие гости города. Мне выпала честь быть лицом ресторана: предлагать вино гостям, выглядеть «с иголочки». Но у работы в La Ronde была и темная сторона: так как посетителей было немного, то большую часть дня я в каморке протирал бокалы, мыл стекло и выполнял другую черновую работу.

Слава винным богам, длилось это недолго. Меня уволили с формулировкой «за неумение общаться с гостями». Скорее всего, меня подвел мой акцент, который известен всем, кто меня знает. Я решил отомстить.

Самым наглым и коварным образом — чего-то добиться в жизни.

Имея за плечами этот небольшой опыт в La Ronde, за который мне, кстати, не заплатили, я мог устроиться уже в более-менее серьезную организацию. Да, я не создан для работы с гостями в ресторане, но почему бы не пойти в компанию, которая торгует вином — там молодые креативные ребята, понимающие в перипетиях алкоголя, были нужны. Мне удалось устроиться в «Омега Спиритс Групп», которую возглавлял безмерно уважаемый мною и поныне Кирилл Шлаен. Это было потрясающее время, когда я, совершенно «зеленый» парень без опыта погрузился в работу крупной российской компании.

Поначалу надо мной все тихонько посмеивались, как над «салагой» с «мусорной» клиентской базой (Вторчермет, Ботаника и т.д.). Но в отделе я был практически единственным человеком с намеком на высшее образование (я еще учился в университете), и в какой-то момент это стало по-хорошему выделять меня среди других сотрудников перед руководством. Ибо я мог между делом затеять разговор о геральдике, хронологии, нумизматике, медиевистике, археологии, палеонтологии, источниковедении… В клиентской базе стали появляться «золотые клиенты»: «Малахит», «Куршевель», «Ямал». Мне нравилось общаться о вечном, и не только с рестораторами за чашечкой американо с молоком. Полтора года прошли быстро, я получил множество контактов, связей в ресторанном бизнесе Екатеринбурга и уже мог претендовать на что-то интересное.

Фото: Екатерина Демидова

Мне повезло: очень вовремя я обратился в кадровое агентство, а там мне предложили пройти настоящий кастинг — конкурс на должность менеджера по ресторанам, барам и клубам компании Diageo. Я не мог поверить своему счастью — крупнейший международный алкогольный концерн открывал филиал в Екатеринбурге! Но в то же время понимал: шансов попасть туда у меня немного. Было три отбора, последний проходил в Москве. Ради этого я даже взял отпуск у своего руководителя, сославшись на какую-то болезнь. После мне позвонили из столицы и попросили принять факс. И я до сих пор помню те эмоции, те слезы радости, когда прочел на английском языке, что я выбран на должность он-трейд представителя Diageo. Позиция, конечно, по корпоративным меркам заурядная, но я попал в этот потрясающий инкубатор высшего торгового разряда, имея всего полтора года опыта работы в индустрии.

А дальше было как в сказке: бесконечные профессиональные тренинги, поездки на производства, познание брендов, незнакомые термины во множестве, эпичные корпоративы и, главное, это люди! Таких вовлеченных в бизнес коллег в моей жизни еще не было. HoReCa — это такая сфера, где граница между отдыхом и работой стирается.

Я не мог с уверенностью сказать, работаю я сейчас или у меня выходной. Как правило, это не имело значения, потому что чем больше ты отдыхал (пил) в «полях», тем лучше это сказывалось на отношениях с клиентами,

А значит и на результатах! А важнейший актив любого менеджера, который строит бренды на территории, это, простите за тавтологию, отношения с лицами, принимающими решения. Если у тебя нулевое присутствие брендов в городе, ты можешь без денег, только на отношениях, делать хорошую дистрибьюцию.

Помню свою первую зарплату в качестве менеджера на первой работе — перед Новым годом получил 15 тыс. руб. Мне казалось, что на эти деньги я могу себе позволить все! Объективно: человеку в возрасте до 20 лет, живущему одному или с родителями, в то время такой суммы было более чем достаточно. Я даже не помню, на что потратил зарплату — часть ушла на какие-то развлечения. Но, по сути, у меня тогда не было запланированных трат, семьи или бизнеса, которые бы требовали денег. Это сейчас я иногда не могу себе чашку кофе купить, потому что раздал работникам зарплату или рассчитался с поставщиками. Забавно, что вторая моя менеджерская зарплата была уже только 5 тыс. руб. — столько мне насчитали в январе по факту отгрузок. Это был хороший урок. Я понял, что менеджер по продажам сегодня на коне, в завтра все наоборот, что нужно работать в поте лица, чтобы получать свои 15 тыс. в течение всего года.

В Diageo я рос по карьерной лестнице, но через шесть лет понял, что уперся в потолок. Параллельно пробовал поднять подзабытое винное знамя и полгода читал слушателям лекции о вине в собственной школе Aqua Vitae. Настал такой момент, что для дальнейшего карьерного роста нужно было либо делать релокацию — переезжать в Москву или в другой город — либо довольствоваться тем, что есть. Получал я более чем достойно по региональным меркам, но, как говорится, если вам кажется, что что-то идет не так, то, скорее всего, вам не кажется.

По долгу службы я знакомился в разных городах с людьми, которые открыли собственные бары и рестораны. И обратил внимание: очень многие из этих ребят имеют схожий путь: одни делали карьеру в «Тройке Диалог», другие в КПМГ, и в какой-то момент пошли ва-банк — стали открывать свои заведения, которые мне были по душе.

Нет ничего грустнее, чем наблюдать, что кто-то своими руками у тебя на глазах делает твою мечту!

Я подумал, а почему бы и мне не попробовать. И как только такая мысль появилась в моей голове, я начал говорить об этом со своими друзьями, знакомыми и родителями, стали появляться возможности для реализации этого проекта. Я уже 2,5 года не работаю в компании Diageo и могу сказать, что решение уйти и открыть свой коктейльный бар было правильным и открыло для меня новые, интересные горизонты.

Самое удивительное во всем этом хеппи энде то, что моя Diageo в лице директора департамента по работе с каналом он-трейд горячо поддержала начинание и сейчас мы имеем доверительные партнерские отношения уже третий год. В этом году исполнилось десять лет моему вальсу с алкогольной индустрией и сферой гостеприимства. Пробуя себя по разные стороны баррикад, я понял, что милее и душевнее сферы не существует, ибо продукт, как это ни смешно звучит, объединяет!

Рубрика DK.RU «Первые деньги» выходит каждую среду. Не пропустите!