Меню

Чиновники и бизнесмены Урала поработали над инвестиционным климатом

Свердловские чиновники и бизнесмены провели сразу шесть круглых столов одновременно, чтобы выявить «белые пятна», которые портят инвестклимат области. Для главных проблем удалось найти решения.

Свердловские чиновники и бизнесмены провели вечер, решая, как улучшить инвестиционный климат в регионе. Соорганизаторами мероприятия выступили Агентство стратегических инициатив (АСИ), Уральская торгово-промышленная палата (УТПП), Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей (СОСПП), общественные организации «Опора России» и «Деловая Россия», а также свердловский бизнес-омбудсмен Елена Артюх и  - впервые – облправительство и администрация губернатора. Руководитель представительства АСИ в УрФО Даниил Мазуровский пояснил: в этом году регион поднялся на одну строчку в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата, однако помимо сильных сторон выявились и слабые, мешающие работе бизнеса на Урале. Сейчас областные власти готовят дорожную карту по повышению позиций области в рейтинге, и решено поработать над проблемными точками совместно.

По словам первого свердловского вице-премьера Алексея Орлова, слабых мест выявилось шесть: эффективность процедур по выдаче разрешений на строительство и по подключению к энергоинфраструктуре, качество и доступность мер государственной финансовой поддержки и трудовых ресурсов, эффективность работы организационных механизмов поддержки бизнеса и результативность процедур постановки земельных участков на кадастровый учет.

«Наша задача – переход из третьей группы рейтинга как минимум во вторую, где собраны регионы с благоприятными условиями для ведения предпринимательской деятельности. Надо серьезно поработать, чтобы убрать «белые пятна». Вместе с отраслевыми специалистами из бизнеса мы сможем грамотно зафиксировать проблемы и подобрать ключ к их решению», - сообщил г-н Орлов.

В итоге участники разбились на шесть групп – в соответствии с шестью проблемами. За час им предстояло выявить три главные трудности по своей тематике и набросать концепт решения для одной из них. Г-н Мазуровский озвучил правила работы:

«Без троллинга. Да, за каждым столом собрались люди с очень противоположными взглядами, но мы не ругаться пришли. Модератор за столом главный, а больше различий нет – не важно, министр ты или предприниматель».

Застройщики с первых минут определились: проблем с получением разрешений на строительство нет

С эффективностью процедур по выдаче разрешений на строительство разбирались девелоперы и представители власти: замначальника городского Департамента архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений Сергей Малафеев и глава отдела реализации градостроительной политики областного Минстроя Анна Безбородько. В ходе работы все сошлись во мнении: получить разрешение на строительство в регионе несложно – процедуры прописаны и понятны. Но есть несколько моментов, которые могли бы улучшить ситуацию.

«Первое – случаи низкой квалификации специалистов в малых городах. Это тормозит процесс. Второе - отсутствие в муниципалитетах проектов планировки. И комплексная проблема - несинхронизированы планы девелоперов, развития городов и развития сетевого хозяйства. Чтобы снять эти вопросы мы предлагаем вспомнить опыт СССР, когда работала программа мотивации кадров, которые уезжали работать в не самые благоприятные территории. На областном уровне можно сделать такую систему, которая будет стимулировать специалистов переезжать в малые города. Также было бы эффективно изменить процедуру утверждения проектов. Сейчас на всех административных комиссиях в Главархитектуре застройщик сдает документы, их изучают, потом дают ответ. А лучше сделать так, чтобы застройщик и чиновники обсуждали это все лицом к лицу – девелопер выступал бы как адвокат своего проекта. Также нужно создание комплексных программ развития городов – когда будет понятно написано, где и что строить, процесс выдачи разрешений на строительство будет проходить быстрее и четче», - резюмировал модератор круглого стола Виктор Ананьев, директор по развитию НП «Управление строительства «Атомстройкомплекс».

Представители вузов решили: готовить в регионе специалистов по всем сферам невозможно. Нужно определить приоритетные, а потребности остальных закрыть за счет мобильности

За соседним столом представители уральских вузов вместе с исполнительным вице-президентом СОСПП Татьяной Кансафаровой, главой областного Минэкономики Дмитрием Ноженко и министром образования региона Юрием Биктугановым обсуждали качество и доступность трудовых ресурсов. По словам г-жи Кансафаровой, проблем выявилось много больше, чем три:

«Мы выбрали основные: отсутствие развитой системы профориентации и пропаганды рабочих профессий. Несоответствие планирования подготовки трудовых ресурсов прогнозу развития экономики - как по отраслевому принципу, так и по территориальному. И недостаточная мобильность трудовых ресурсов плюс неразвитость инфраструктуры городов – не едут люди жить и работать в отдаленные территории. Решение для первой проблемы есть: нужно совершенствовать систему образования в школах, включить профессионально-ориентационные блоки. Также стоит повышать квалификацию учителей естественных наук – физики, геометрии. Это в силах региональных властей, Юрий Биктуганов подтвердил, что провести такую работу реально. Плюс необходимо развивать практики частно-государственного партнерства – бизнес должен вкладываться в подготовку кадров для своих нужд. И проводить популяризацию рабочих профессий: это и социальная реклама, и пропаганда всевозможная - вплоть до художественных фильмов про металлургов».

Присутствие Евгения Копеляна сбило с толку участников круглого стола по государственной финподдержке – обсуждали только меры, которые предлагает областной фонд поддержки малого предпринимательства

Обсуждение качества и доступности мер государственной финансовой поддержки модерировал начальник отдела инновационных проектов УТПП Григорий Вайнштейн – ему пришлось выслушать волну критики в адрес Свердловского областного фонда поддержки малого предпринимательства. Участники круглого стола говорили о том, что бизнесмены этой организации не доверяют – многие, обращавшиеся за поддержкой, так ее и не получили. Г-н Вайнштейн парировал: «Значит, они не соответствовали требованиям. Если человек не влез в костюм 44-го размера, не в костюме же проблема!». Глава фонда Евгений Копелян добавил, что неосвоенных средств у организации нет – то есть на всех желающих денег не хватит. Именно недостаточность средств для поддержки участники группы сочли самой острой проблемой.

«Мы предлагаем провести на региональном уровне несколько мероприятий, чтобы улучшить эту систему: определить приоритеты для предоставления поддержки, перераспределить бюджетные средства в пользу этих приоритетов. Вести постоянный мониторинг эффективности использования бюджетных мер поддержки – сейчас точной методики для этого нет. Также стоит сместить меры поддержки в пользу льготного налогового кредита - лучше освободить предприятия от уплаты определенной доли налога, чем из бюджета потом эти деньги вытаскивать и возвращать обратно. И нужен еще один механизм – финансирование кассового разрыва малых и средних компаний, которые выполняют заказы крупного бизнеса. Не секрет, что сейчас идет отсрочка платежей на очень длинные сроки. Решить проблему могло бы создание областной факторинговой компании», - обобщил модератор.

Участники круглого стола по подключению к энергоинфраструктуре справились с работой быстрее остальных – проблемы оказались на поверхности

Эффективность процедур подключения к энергоинфраструктуре анализировали застройщики, представители «МРСК Урала», глава свердловского министерства энергетики и ЖКХ Николай Смирнов и его предшественник на этом посту Юрий Шевелев, который теперь руководит Екатеринбургской электросетевой компанией, и др. Атмосфера за этим столом была, пожалуй, самой теплой – участники много шутили и улыбались. Однако оперативно выявили ряд проблем в своей сфере. По словам Олега Мошинского, директора филиала «Свердловэнерго», их три: оптимизация тарифных решений, согласование прохождения трасс с землепользователями-правообладателями и участие застройщиков в процедуре техприсоединения.

«Проблематика тарифных решений – дело федеральное, но мы можем выйти с инициативой от региона и повлиять на процесс. Сейчас за льготное техприсоединение заявитель платит 550 руб. Мы же на каждого тратим более 100 тыс. руб., чтобы его присоединить. Ежегодно около 10 тыс. человек подают заявки, но многие делают это не чтобы потреблять электроэнергию, а чтобы увеличить стоимость своего участка с последующей продажей. То есть мы свои затраты понесли, линии для них протянули, а там ничего не происходит. Это влияет на инвестклимат – на льготное техприсоединение отвлекается большое количество наших людских и финансовых ресурсов, и мы не уделяем должного внимания присоединению бизнесменов. Введение более справедливого тарифа - в районе 10 тыс. руб. - сразу же уберет хотя бы половину проблемы.

Также есть проблема двухставочного тарифа – застройщики неоднократно критиковали тот факт, что существует два тарифа: один – стандартизированная ставка за объемы работ, которые нужно построить, и второй – за мощность. Девелоперы хотят оставить только ставку за мощность, и мы не против. Нам это позволит грамотно планировать наши финансовые ресурсы, чтобы присоединить заявителей. А застройщикам будет понятно, почему такой тариф. Мы предлагаем выйти с инициативой на федеральный уровень, чтобы решить эти два вопроса», - пояснил замдиректора «Свердловэнерго» по инвестициям Вадим Миронов.

Рабочая группа под руководством Елены Артюх выявила 12 проблем, которые мешают сокращению сроков и числа процедур при постановке земельных участков на кадастровый учет

Круглый стол по эффективности процедур постановки земельного участка на кадастровый учет и качеству территориального планирования объединил бизнесменов с главой свердловского управления Росреестра Михаилом Зацепиным и его заместителем Мариной Черкасовой, а также с Артемом Богачевым, заместителем свердловского Мингосимущества. По словам модератора Елены Артюх, ограничиться тремя проблемами не удалось – главных тормозов было выявлено четыре:

«Главная проблема, из которой вытекают три остальные: города не провели работы по документам по планировке территорий. Некачественная информация в этой части порождает остальные сложности - неудовлетворительное качество работы кадастровых инженеров, которые занимаются подготовкой межевых дел; отсутствие информации о градостроительной деятельности городов в публичных источниках. Плюс наличие в кадастре участков, которые давно учтены, но землепользователей, за которыми они числятся, уже нет – компании ликвидированы, и не понятно, с кем разбираться, чтобы переформировать участок и поставить на кадастровый учет. Мы предлагаем городам таки разработать документы по планировке территорий – начать надо завтра. Завершить эту работу возможно до 2018 г. и одним ударом ликвидировать все остальные проблемы. Да, для этого понадобятся финансы муниципалитетов и областной бюджет должен будет выделить средства. Но если это сделать, мы получим качественно сформированные участки, быструю постановку их на учет».

В начале работы над проблемами институтов развития инвестклимата бизнесмены критиковали КРСУ за непрозрачность и отсутствие четких целей, а после стали защищать корпорацию

Участники рабочей группы по эффективности работы организационных механизмов поддержки бизнеса сконцентрировались на деятельности Корпорации развития Среднего Урала (КРСУ). Бизнесмены отметили отсутствие четких целей у организации, прозрачности, приоритетов в работе – не понятно, какие сферы она поддерживает. Алексей Орлов и замминистра инвестиций и развития Елена Новоторженцева не отрицали: проблемы есть. В итоге участники сформулировали три главные: отсутствие прозрачности в деятельности институтов и организаций, неясные цели КРСУ, а также невнятная структура и система организации по работе с инвесторами – не понятно, какое место существующие институты в ней занимают и в какой именно инвесторам нужно идти с конкретными проектами. Глава КРСУ Дмитрий Попов пояснил: все эти вопросы уже решаются:

«Стратегия как перечень главных долгосрочных задач у нас уже разработана – в скором времени мы опубликуем ее на нашем сайте. Там четко прописано, чем мы занимаемся и какие инструменты предлагаем. Без этого нас воспринимают как бюро добрых дел, у инвесторов возникают неоправданные ожидания. В стратегии у нас прописано несколько векторов: развитие индустриальной инфраструктуры области – мы развиваем индустриальные парки, те, что создаются с госучастием и без. Второе - привлечение инвестиций в промышленность. Одна из задач – 40 га в индустриальных парках должны быть заполнены резидентами в 2016 г. То есть все задачи выполнимы, проблемы - решаемы».

В финале мероприятия Алексей Орлов сообщил, что предложения, озвученные бизнесменами, войдут в дорожную карту по повышению позиций региона в рейтинге инвестпривлекательности – документ планируется утвердить в ближайшее время. Общий настрой участников круглых столов передал Михаил Зацепин фразой «Надо чаще встречаться». Однако планируют ли областные чиновники сделать такие мероприятия регулярными, г-н Орлов не уточнил.