Меню

Что такое фирменное наименование и товарный знак? Их правовое регулирование

Российским законодательством и международными нормами установлена определенная терминология, а именно:• товарный знак (знак обслуживания)• фирменное наименование.Товарный знак и фирменное наи

В обиходе часто встречается употребление терминов, которые отождествляют с товарными знаками, например, торговая марка, фирменный знак, торговое наименование и другие. При этом, никакого запрета на их употребление быть не может при условии, что люди, употребляющие эти названия, точно понимают значения, которые в них вкладывают. Однако часто бывает, что неправильное использование терминологии приводит к различного рода недоразумениям и спорам.

Российским законодательством и международными нормами установлена определенная терминология, а именно:
• товарный знак (знак обслуживания)
• фирменное наименование.
Товарный знак и фирменное наименование являются коммерческими обозначениями и сходны между собой в том, что оба относятся к категории абсолютных и исключительных прав, принадлежат конкретным лицам и относятся к объектам интеллектуальной собственности. Обязательное условие возникновения прав на эти объекты — регистрации в установленном законом порядке. Как любая собственность, она имеет владельца и определенную стоимость,
Гражданским Кодексом РФ (далее ГК РФ) они отнесены к средствам индивидуализации (ст. 138 ГК РФ).
Товарный знак и фирменное наименование могут быть тождественными друг другу, но, как правило, отличаются. Кроме того, одно и тоже предприятие может иметь только одно фирменное наименование, но несколько товарных знаков.
Фирменное наименование — это обозначение, под которым предприятие (предприниматель) осуществляет свою коммерческую деятельность, совершает кредитно-финансовые операции, осуществляет права и обязанности, выступает в суде. Право на фирменное наименование возникает после регистрации предприятия в установленном законом порядке, а именно с даты регистрации предприятия уполномоченным органом. В большинстве случаев фирменное наименование имеет обязательную и отличительную части. Обязательная часть регламентируется Российским законодательством и представляет собой указание на организационно-правовую форму (ООО, ОАО, ЗАО и др.). Отличительная часть представляет собой обозначение, по которому его можно выделить из предприятий, осуществляющих аналогичную уставную деятельность. Отличительная часть жестко не регламентируется, однако, наименование индивидуального предприятия должно содержать фамилию собственника имущества, а полное товарищество — указание имени не менее чем одного из его участников. Кроме того, в выборе фирменного наименования предприниматель обязан руководствоваться постановлением ВС РФ № 235-1 от 14.02.92 г. “О порядке использования наименований Россия”, “Российская Федерация” и образованных на их основе слов и словосочетаний”.
Защита права на фирменное наименование осуществляется в административном и судебном порядке. В качестве административной меры предусмотрен отказ в регистрации предприятия с названием, совпадающим с ранее зарегистрированным предприятием. Предметом защиты может быть только полное фирменное наименование, включающее, в том числе, и обязательную часть — организационно-правовую форму предприятия. При этом если два предприятия имеют сходные наименования отличительной части (например, “Татьяна”) и различия в обязательной части (например, “ООО” и “ОАО”), то для судебных органов это основание для того, чтобы считать названия предприятий различными. В связи с этим, каждому предприятию и предпринимателю, создавшему в
результате значительных затрат интересное и узнаваемое предприятие, не хотелось бы, чтобы конкурент использовал плоды его трудов путем изменения только организационно-правовой формы. В этом случае для защиты интересов предприятия служат товарные знаки.
Что же такое товарный знак (знак обслуживания)?
Определение товарному знаку дано в ст. 1 закона РФ “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров” введенного в действие 17.10.92 г.
Товарный знак и знак обслуживания — это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. При этом под физическим лицом понимается только то лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью. А товарный знак только тогда им становится, когда произведена его государственная регистрация.
Владелец товарного знака РФ имеет исключительное право использовать его сам, запрещать использование своего товарного знака любым (находящимися на территории России) лицам и на коммерческую реализацию, например путем предоставлении прав на использование другим лицам .
Стоимость товарного знака может быть определена двумя способами. Первый способ заключается в определении прямых затрат, которые произвело предприятие (предприниматель) и включает в себя стоимость оформления прав и регистрацию, затраты на рекламу (фирменный стиль), зарубежную регистрацию, продление срока действия регистрации и другие расходы. Второй способ — определение рыночной стоимости товарного знака. Оценку рыночной стоимости товарного знака может произвести специалист по оценке интеллектуальной стоимости, получивший специальную подготовку в этой области и получивший соответствующий сертификат.
Регистрацию товарного знака осуществляет уполномоченный орган — Российское агентство по патентам и товарным знакам (РОСПАТЕНТ). Регистрация осуществляется только после проверки на соответствие условиям патентоспособности.
Проверка патентоспособности заключается в том, что обозначение, заявляемое на регистрацию в качестве товарного знака, должно обладать различительной способностью (абсолютные основания для регистрации) и новизной (другие основания для регистрации).
Под абсолютными основаниями для регистрации понимается, что товарные знаки не должны содержать обозначений, вошедших во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида (например, термос, графин и др.), являющихся общепринятыми символами и терминами (например, чаша со змеей), указывающих на вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность товара, а также на место и время их производства или сбыта (например, “водка”, “темное” или “светлое пиво”, указание на содержание алкоголя “40%  об.”, “Екатеринбург” и др.).