Меню

«Даже если у вас суперпроект и нет конкурентов, вы банкрот». Неожиданные правила бизнеса

Иллюстрация: pixabay.com

«Посмотрим на бизнес в сфере образования. Берем время школьников, вычитаем уроки, остается гулькин хрен. Вычитаем репетиторов, получаем половину гулькина хрена. И этот принцип работает в любой сфере».

Аркадий Морейнис, программист, предприниматель и инвестор, основатель «фабрики стартапов», в своем блоге на Facebook рассказывает о типах конкуренции. Вытеснить бизнес с рынка можно несколькими способами, и дело не всегда в цене и качестве.

1. Аналоги

Это обычные прямые конкуренты — продукты, удовлетворяющие те же потребности тем же способом, что и мы, но имеющие какие-то отличия. Если мы приходим в магазин в поисках дрели, чтобы пробить дырку в стене, то это другие дрели.

2. Заменители

Непрямые (косвенные) конкуренты — продукты, удовлетворяющие ту же потребность, что и мы, но другими способами. Если нам нужна дырка в стене, то мы можем купить дрель, шлямбур, пробойник или вызвать мастера из сервиса бытового обслуживания. В конце концов, мы можем понять, что для того, чтобы повесить картину, мы можем обойтись и без дырки в стене, а купить специальные крючки, которые цепляются за штукатурку. Все это — косвенные конкуренты друг друга (заменители) по отношению к задаче повесить картину.

3. Вытеснители

У каждого человека (компании) есть ограничения по бюджету денег и времени. К тому моменту, когда нам пришла в голову идея нашего замечательного продукта, все потенциальные потребители уже выбрали самые важные для себя потребности и распределили свой бюджет времени и денег по статьям расходов, обслуживающих эти потребности.

Представим себе, что к вам приходит стартапер и предлагает сделать супер-пупер курс по истории искусств для школьников. Вот прям супер-пупер — по контенту, по спикерам, по всему остальному. Приходит и говорит: «Прямых конкурентов у меня нет! Голубой океан! Денег давайте!». Прямых нет, но есть те, кто не дает нам залезть в кошелек родителей.

Школа — это обязательный раз. Репетиторы по школьным предметам и курсы по подготовке к ЕГЭ — это два. Курсы английского, программирования, робототехники, музыкалка, которые родители считают важным занятием для детей — это три.

Берем время школьников и деньги их родителей. Вычитаем школу — остается гулькин хрен. Вычитаем оттуда репетиторов — получаем половину гулькина хрена. Вычитаем важные с точки зрения большинства родителей кружки — остается вообще какая-то мелочь на сдачу. И что? Будете убеждать родителей, что надо забирать детей из школы и переводить на домашнее обучение? Или в том, что история искусств важнее, чем ЕГЭ или английский?

И дело вовсе не в школьниках или в образовании. Взял я эту тему как понятный, я надеюсь, всем пример. В данном случае, вытеснители — это школа, музыкалка, курсы ЕГЭ, английского, робототехники и др. Они не являются нашими ни прямыми, ни косвенными конкурентами, но вытесняют нас из кошелька потребителя, из тех статей расходов, в которые мы нацелились. Потому что, с точки зрения потребителей, они важнее, чем мы.

4. Канальные конкуренты

Компании, продающие разные продукты, могут таргетироваться на одну и ту же целевую аудиторию. Например, мы решили сделать онлайн-гид по стилю одежды, планируя зарабатывать на комиссии от продажи одежды. Таргетинг у нас окажется такой же, как у магазинов одежды. Однако комиссия будет составлять 10-15%, что существенно ниже маржинальности магазинов одежды в 50-75%. 

Магазин сможет поднимать цену в канале до максимально возможного для себя уровня. Исходя из разницы в маржинальности наших продуктов, понятно, что магазин сможет позволить себе более высокую цену на рекламу, чем мы. Что нам делать? Уходить из этого канала (с этим таргетингом) или продолжать торговать себе в убыток?

Канальные конкуренты по своей сути похожи на конкурентов-вытеснителей. Вытеснители вытесняют нас из кошелька потребителя, канальные конкуренты не дают нам даже добраться до потенциальных потребителей, вытесняя нас из канала доступа к ним.

Ранее DK.RU писал о том, почему инвестор способен уничтожить бизнес. Как? Стоит несколько раз подсказать бизнесмену верное решение и он «становится импотентом».

Теги: бизнес, свое дело, стартап