Меню

Деньги на прокорм: где фуд-стартаперу найти денег на развитие бизнеса

Тренд последних нескольких лет: венчурные фонды интересует лишь несколько сфер бизнеса IT, биомед, e-commerce или «железо». На небольшие продуктовые проекты мало кто обращает внимание.

Речь идет о стартап-проектах,  в основе которых лежит не сервис, а продукт, например, точка по продаже картошки фри со вкусом бекона и заморских пряностей. Продуктовые проекты, завязанные как раз на сервисе, все еще востребованы среди инвесторов. Однако, говорят эксперты,  традиционные стартапы тоже могут вовремя поймать волну и удачно масштабировать бизнес.

«Если речь идет о фуд-стартапе, в основе которого лежит не точка питания, а сервис, то найти деньги достаточно просто — надо лишь запуститься, и инвесторы сами выйдут с предложениями», — рассказал в беседе с РБК директор по маркетингу стартапа по доставке еды «Голод» Тимурмалик Эльмурадов.

Спросом также пользуются различные нетрадиционные продукты питания или их натуральные заменители. Например, американский стартап-проект Soylent выпускает порошок, который, как обещают, должен заменить еду вообще. Интерес инвесторов вызывают не только западные, но и отечественные проекты.

В этом году, например, в бизнес-акселераторе Generation S появилось целое новое направление — AgroBioTech & Food, курирует которое один из крупнейших масложировых комбинатов России — компания ЭФКО, знакомая многим по бренду майонеза «Слобода».

Куда пойти «обычным» стартапам?

Более «человеческие» бизнесы принимают в центре кулинарных стартапов Mabius, который создал в 2014 году совладелец еще одного крупного производителя, Нижегородского масложирового комбината (НМЖК), и российский партнер азиатского агропромышленного холдинга Wilmar International Ltd Иван Сидорок. Сейчас Mabius сменил партнера, вместо НМЖК в работе акселератора участвует один из крупнейших агропромышленных комплексов — компания «Агрико» (пока в качестве индустриального партнера). Иван Сидорок по-прежнему остается владельцем акселератора, но теперь это его личный проект.

В Mabius рады видеть производителей мучных изделий, сухих завтраков, десертов, выпечки, сладостей, снеков, соусов. В центре Москвы работает лаборатория, где можно «обкатать» идею производства и его технологию. Кроме того, в акселераторе обещают помочь разобраться с документами и упаковкой. Взамен Mabius создает с перспективными компаниями ООО и берет в нем долю от 5 до 50%.

«Мы сможем помочь нашим проектам выйти в китайский ретейл, что дорогого стоит. Это наша главная цель — использовать российские инновационные идеи и сырье, которое сейчас, после падения национальной валюты, очень дешевое, сертифицировать в Европе, но продавать в Китае. Войти в Китай сейчас мечтает весь мир», — говорит Иван Сидорок.

Курс на фуд-корт

Хорошая возможность показать себя и презентовать свой продукт – участие в маркетах еды. Именно там формируется комьюнити, которое потом помогает находить и новые площадки для раскрутки бизнеса, и частных инвесторов, и идеи для совместного продвижения товаров.

В чем плюсы для стартапера? Он сможет протестировать свой продукт на настоящем потребителе и собрать обратную связь. Все это, кстати, за весьма небольшие деньги. В Москве такие маркеты еды проводятся регулярно. Правда. Попасть на них не самая простая задача.Участники проходят два этапа отбора: визуальный (описание, фото, активность в соцсетях) и дегустации.

 «Тестирование своих бизнес-возможностей на подобной площадке — это действительно важно, особенно для точек общепита, ведь чаще всего новые ресторанные проекты открывают люди без профильного образования, пришедшие из совершенно других отраслей», — говорит Сергей Миронов, совладелец ресторана «Мясо & Рыба», основатель «РестКонсалт».