Меню

Есть ли деньги в кинобизнесе? Рассказывает владелец «Кинодома» Александр Прохоров

Иллюстрация: личный архив

Владелец частного кинотеатра — о том, почему «Каникулы строгого режима» были риском для продюсеров, что особенного в фильме «Движение вверх» и почему государство вмешивается в частный бизнес.

Александр Прохоров вместе с партнером в мае 2017 г. открыли в Екатеринбурге кинотеатр «Кинодом», который расположен недалеко от торгового комплекса «Глобус». В интервью DK.RU он рассказал, как живется небольшим игрокам на этом рынке и сколько инвестиций требует кинотеатр.

В последнее время кинотеатры часто попадают в новостную повестку из-за того, что Минкульт отобрал прокатное удостоверение или же перенес начало проката  какой-то картины. Что происходит?

— Происходит что-то странное, на самом деле. Надо начать с того, что в 2018 году уже можно говорить, что в России есть понятие «кинобизнес». Этот бизнес в массе своей является частным. И он, как и все другие бизнесы, живет в рынке. В этом рынке есть несколько игроков: производители фильмов, дистрибьюторы и прокатчики, то есть кинотеатры. Все эти участники умеют рыночными способами решать, в какие даты должны картины выходить в прокат. Дистрибьюторы обычно доказывают важность проката фильма в конкретную дату широкими рекламными кампаниями, то есть гарантируют кинотеатрам маркетинговую поддержку. Если вдруг два похожих по содержанию или по жанру фильма претендуют на одну дату, то, как правило, дистрибьюторы самостоятельно решают этот вопрос между собой и расходятся на разные месяцы. Таким образом рынок регулирует сам себя.

Когда государство начинает ставить условия о переносе картин, не учитываются интересы бизнеса. А когда это происходит несколько раз в месяц, то у владельцев бизнеса возникают вопросы к соответствующему государственному органу.

То есть Минкульт оказывает некоторое давление на кинобизнес, позволяет себе диктовать условия.

— Происходящее действительно похоже на то, что Минкульт пытается сам решать, какие фильмы и в какие даты должны выходить в кинотеатрах.

Так может тогда стоит создать государственные кинотеатры, где Минкульт сможет распоряжаться, что и когда нужно показывать?

— Вы рассуждаете логично, я думаю точно так же. Ведь если есть у государства желание показывать фильмы на своих условиях, то у них должна быть своя сеть кинотеатров. Я боюсь об этом думать, но такая идея витает в воздухе.

Давайте теперь непосредственно про кино. За последнее время триумфально прошел прокат картины «Движение вверх», хорошие сборы показал «Последний богатырь». В 2017 г. зрители увидели фильмы «Время первых» и «Салют-7». Можно говорить о том, что российское кино стало лучше? Что выбирает сейчас зритель?

— Надо понимать, что история российского проката делится на три этапа. На начальном периоде были голливудские картины — это «Титаник», «Мортал Комбат» и прочее. Правда туда же попал «Сибирский цирюльник», который невероятно хорошо себя показал, но на тот момент это было исключением из правил.

На втором этапе появились национальные качественные картины. Это все части «Дозора», «Ирония судьбы продолжение», «Кандагар», «Сволочи», «9 рота» — это картины, которые привлекли зрителей и хорошо заработали в прокате.

На третьем этапе случился бум российских картин низкого качества, эти фильмы оставляли у зрителя недоумение. То есть был низкий уровень сценарной работы, слабая режиссура и прочее. К сожалению, подобных фильмов в относительно короткий период вышло много. С тех пор российское кино стало синонимом плохого качества. Люди видели, что картина российского производства и отказывались ее смотреть.

Когда выпускали фильм «Каникулы строгого режима» в 2009 г., компания «Дирекция кино», которая его снимала, прекрасно понимала, что отношение к российским картинам крайне негативное и выходить в прокат с национальным кино очень рискованно. Но они рискнули и попытались переломить ситуацию. После этого в прокат вышли «Елки», «Сталинград», «Экипаж», «Высоцкий», «Время первых», «Салют-7», «Последний богатырь» — все эти фильмы были отлично приняты зрителем. И безусловный лидер — «Движение вверх», который 28 декабря вышел в прокат и начал, надо сказать, не очень весело. Но в итоге он больше месяца шел в прокате и заполнял залы на 100%, сейчас его сборы перевалили за 3 млрд руб.

Есть ли предписания для кинотеатров, сколько картин российского производства должно быть в общем прокате?

— Есть добровольное соглашение, которое подписали некоторые крупнейшие сети кинотеатров. По нему, кинотеатры обязуются предоставлять российскому кино не менее 20% экранного времени. В любом случае, нужно, чтобы были хорошие российские картины, которые будут нравиться зрителям. Я очень надеюсь, что скоро вообще будет неважно, кто снял фильм: Россия, Голливуд или европейские страны.

Но все-таки голливудские фильмы зрители больше любят?

— Голливудское кино неоднозначно. Оно универсальное, понятное для всех. Но есть ряд американских фильмов, которые в России не понимают. Например, картины, посвященные войне в Ираке. Они завоевали множество премий, оценены высоко американскими зрителями, но в России не получили хорошего проката, потому что тема нам непонятна, мы не знаем этих историй. То же самое — картины про жизнь в одноэтажной Америке.

Как меняется аудитория зрителей кинотеатров?

— Глобальных изменений в последнее время нет. Основные посетители — молодые люди 16-26 лет, из них чаще в кино ходят зрители 18-22 лет. В выходные дни традиционно приходят родители с детьми. Есть проблема привлечь аудиторию 45+. У этих людей довольно много забот, и они не видят смысла идти в кино, потому что у них есть хорошие телевизоры, интернет и диван. Еще более старшее поколение в возрасте 55-60+ тоже почти не ходят в кино. За счет этих двух категорий кинотеатры могли бы значительно увеличить свою выручку.

Онлайн-кинотеатры являются серьезной конкуренцией для вас?

— Да, конечно. Но не только онлайн-кинотеатры наши конкуренты, а вообще все развлекательные заведения, в том числе и кофейни. Перед кинотеатрами сейчас в принципе стоит проблема вытащить людей из дома и заставить два часа провести перед большим экраном. Именно поэтому кресла в кинотеатрах все более мягкие, проходы все более широкие, попкорн все более вкусный и звук все более объемный.

В 2017 году мы много писали о том, что люди стали меньше тратить на покупки и больше — на развлечения. Владельцы ресторанов подтверждали эту тенденцию и говорили о росте посетителей. Что у вас? Зрителей стало больше?

— Я не вижу притока посетителей, но у нас нет и падения. Кинотеатры очень сильно зависят от того, что показывают. У нас, к сожалению, нет каждый месяц в прокате «Движения вверх» или «Сталинграда».

А кинобизнес сезонный бизнес?

— Да, абсолютно. Есть три ярко выраженных периода в кинопоказе. Во-первых, это все школьные каникулы: январские, мартовские и начало лета. В эти периоды у кинотеатров хорошая выручка и много зрителей. И есть ярко выраженный низкий сезон, который длится первые две-три недели сентября. В остальные месяцы на выручку кинотеатра влияют только качество фильмов и маркетинговая активность.

Сколько стоит открыть кинотеатр?

— Все зависит от того, сколько будет зрителей. Имеет смысл открывать кинотеатр там, где есть доступ к 100 тыс. населения. В этом случае достаточно четырех экранов по 25 тыс. зрителей на каждый. Формат четырех залов — это минимум, оптимально шесть залов. В этом случае вы сможете обеспечить разнообразие фильмов. Цифры точные сказать нельзя, но в среднем отделка помещения с установкой звукопоглощающих панелей стоит 3-5 млн руб.; кресла, в зависимости от выбранных материалов, стоят примерно 1,5 млн руб., еще 3,5-4 млн руб. стоят система показа, проектор и экран. Получается около 8 млн руб. на один зал.

За какой срок вложения окупаются?

— Довольно долго. Кинотеатр — не тот бизнес, который позволяет быстро масштабироваться. Когда вы открываете кинотеатр, вы понимаете, что будете получать стабильный доход от инвестиций, которые вы вложили, но сверхприбыли там нет. Открывая «Кинодом», мы рискнули, и пока наши ожидания оправдываются.

Сколько можно заработать на кинобизнесе?

— В среднем по рынку рентабельность кинотеатров 15-25% Это довольно нормальные цифры, которые позволяют жить и даже помечтать о развитии. Например, кинотеатр на шесть залов, расположенный в хорошем торговом центре в небольшом городе с населением 200 тыс. человек может генерировать 8,5 млн руб. выручки в месяц. Половину из этого забирает дистрибьютор, часть уходит на оплату аренды, часть — на зарплаты и налоги. Как раз 20-25% остается.

Посчитать потенциальную выручку на будущей площадке можно несколькими способами. Если кинотеатр расположен в торговом центре, можно привязаться к трафику торгового центра; если кинотеатр отдельно стоящий, то можно посчитать размер потенциальной аудитории, привязавщись к количеству жителей района, в котором расположен кинотеатр. Полученное число посетителей множим на среднюю стоимость билета, допустим, 200 руб., и получаем выручку от кинопоказа. К этой цифре нужно добавить доход от бара, минимум 30%.

Конкуренция сильная на рынке?

— Кинобизнес не настолько прибыльный бизнес, чтобы толпа инвесторов сюда бежала, поэтому я не скажу, что конкуренция очень сильная. Период большого роста количества кинотеатров закончился, сейчас мы в относительной стагнации, когда все достаточно стабильно. Сейчас, на мой взгляд, важно удерживать то, что есть. Но нужно понимать, что кинотеатры — это не сверхдоходный бизнес.

Если денег в кинобизнесе немного, окупаемость долгая, что тогда удерживает инвесторов, вас конкретно?

— Мы с партнером всю жизнь занимались кинобизнесом. Это то, что я умею делать, и мне это нравится. Как считаете, какие перспективы у кинобизнеса в России? Самое главное — добиться стабильности и предсказуемости. Еще важно, чтобы никаких инициатив от чиновников не поступало. Например, хотят ввести трехпроцентный сбор с кинотеатров в пользу российского кино. Это сразу снизит доходность кинотеатров, особенно тяжело придется мелким участникам.